РЕКЛАМА

Загрузка...

Из каких материалов строят космические корабли, бороздящие бескрайние просторы Вселенной.
В мае исполнилось ровно полвека первому старту ракеты Р-7, который состоялся 15 мая 1957 года. Эта ракета, которая до сих пор носит всех наших космонавтов, является безусловным триумфом конструкторской идеи над конструкционным материалом. Интересно, что ровно через 30 лет после ее запуска, 15 мая 1987 года, состоялся и первый старт ракеты «Энергия», которая, наоборот, использовала массу экзотических материалов, недоступных 30 лет назад.
Когда Сталин поставил перед Королевым задачу копирования Фау-2, многие ее материалы были новы для тогдашней советской промышленности, но к 1955 году уже исчезли проблемы, которые могли бы помешать конструкторам воплощать идеи. К тому же материалы, использованные при создании ракеты Р-7, даже в 1955 году не отличались новизной – ведь нужно было учитывать затраты времени и денег при серийном производстве ракеты. Поэтому основой ее конструкции стали давно освоенные алюминиевые сплавы.
Раньше модно было называть алюминий «крылатым металлом», подчеркивая, что если конструкция не ездит по земле или по рельсам, а летает, то она обязательно должна быть выполнена из алюминия. На самом деле крылатых металлов много, и это определение давно вышло из моды. Спору нет, алюминий хорош, достаточно дешев, сплавы его сравнительно прочны, он легко обрабатывается и т.д. Но из одного алюминия самолет не построишь. А в поршневом самолете и дерево оказывалось вполне уместным (даже в ракете Р-7 в приборном отсеке есть фанерные перегородки!). Унаследовав алюминий от авиации, этим металлом стала пользоваться и ракетная техника. Но тут-то как раз и обнаружилась узость его возможностей.' />

Ракетные металлы. Как закалялась сталь и другие металлы

Ракетные металлы. Как закалялась сталь и другие металлы

Из каких материалов строят космические корабли, бороздящие бескрайние просторы Вселенной.
В мае исполнилось ровно полвека первому старту ракеты Р-7, который состоялся 15 мая 1957 года. Эта ракета, которая до сих пор носит всех наших космонавтов, является безусловным триумфом конструкторской идеи над конструкционным материалом. Интересно, что ровно через 30 лет после ее запуска, 15 мая 1987 года, состоялся и первый старт ракеты «Энергия», которая, наоборот, использовала массу экзотических материалов, недоступных 30 лет назад.
Когда Сталин поставил перед Королевым задачу копирования Фау-2, многие ее материалы были новы для тогдашней советской промышленности, но к 1955 году уже исчезли проблемы, которые могли бы помешать конструкторам воплощать идеи. К тому же материалы, использованные при создании ракеты Р-7, даже в 1955 году не отличались новизной – ведь нужно было учитывать затраты времени и денег при серийном производстве ракеты. Поэтому основой ее конструкции стали давно освоенные алюминиевые сплавы.
Раньше модно было называть алюминий «крылатым металлом», подчеркивая, что если конструкция не ездит по земле или по рельсам, а летает, то она обязательно должна быть выполнена из алюминия. На самом деле крылатых металлов много, и это определение давно вышло из моды. Спору нет, алюминий хорош, достаточно дешев, сплавы его сравнительно прочны, он легко обрабатывается и т.д. Но из одного алюминия самолет не построишь. А в поршневом самолете и дерево оказывалось вполне уместным (даже в ракете Р-7 в приборном отсеке есть фанерные перегородки!). Унаследовав алюминий от авиации, этим металлом стала пользоваться и ракетная техника. Но тут-то как раз и обнаружилась узость его возможностей.

Алюминий

«Крылатый металл», любимец авиаконструкторов. Чистый алюминий втрое легче стали, очень пластичен, но не очень прочен.
Чтобы он стал хорошим конструкционным материалом, из него приходится делать сплавы. Исторически первым был дуралюмин (дюралюминий, дюраль, как мы его чаще всего зовем) – такое имя дала сплаву немецкая фирма, впервые его предложившая в 1909 году (от названия города Дюрен). Этот сплав, кроме алюминия, содержит небольшие количества меди и марганца, резко повышающие его прочность и жесткость. Но есть у дюраля и недостатки: его нельзя сваривать и сложно штамповать (нужна термообработка). Полную прочность он набирает со временем, этот процесс назвали «старением», а после термообработки состаривать сплав нужно заново. Поэтому детали из него соединяют клепкой и болтами.
В ракете он годится только на «сухие» отсеки – клепаная конструкция не гарантирует герметичности под давлением. Сплавы, содержащие магний (обычно не больше 6%), можно деформировать и сваривать. Именно их больше всего на ракете Р-7 (в частности, из них изготовлены все баки).
Американские инженеры имели в своем распоряжении более прочные алюминиевые сплавы, содержащие до десятка разных компонентов. Но прежде всего наши сплавы проигрывали заокеанским по разбросу свойств. Понятно, что разные образцы могут немного отличаться по составу, а это приводит к разнице в механических свойствах. В конструкции часто приходится полагаться не на среднюю прочность, а на минимальную, или гарантированную, которая у наших сплавов могла быть заметно ниже средней.
В последней четверти XX века прогресс в металлургии привел к появлению алюминий-литиевых сплавов. Если до этого добавки в алюминий были направлены только на увеличение прочности, то литий позволял сделать сплав заметно более легким. Из алюминий-литиевого сплава был сделан бак для водорода ракеты «Энергия», из него же делают сейчас и баки «Шаттлов».
Наконец, самый экзотический материал на основе алюминия – боралюминиевый композит, где алюминию отведена та же роль, что и эпоксидной смоле в стеклопластике: он удерживает вместе высокопрочные волокна бора. Этот материал только-только начал внедряться в отечественную космонавтику – из него сделана ферма между баками последней модификации разгонного блока «ДМ-SL», задействованного в проекте «Морской старт».
Выбор конструктора за прошедшие 50 лет стал намного богаче. Тем не менее как тогда, так и сейчас алюминий – металл №1 в ракете. Но, конечно же, есть и целый ряд других металлов, без которых ракета не сможет полететь.

Железо

Незаменимый элемент любых инженерных конструкций. Железо в виде разнообразных высокопрочных нержавеющих сталей – второй по применению металл в ракетах.
Везде, где нагрузка не распределена по большой конструкции, а сосредоточена в точке или нескольких точках, сталь выигрывает у алюминия.
Сталь жестче – конструкция из стали, размеры которой не должны «плыть» под нагрузкой, получается почти всегда компактнее и иногда даже легче алюминиевой. Сталь гораздо лучше переносит вибрацию, более терпима к нагреву, сталь дешевле, за исключением самых экзотических сортов, сталь, в конце концов, нужна для стартового сооружения, без которого ракета – ну, сами понимаете...
Но и баки ракеты могут быть стальными. Удивительно? Да. Однако первая американская межконтинентальная ракета Atlas использовала баки именно из тонкостенной нержавеющей стали. Для того чтобы стальная ракета выиграла у алюминиевой, многое пришлось радикально изменить. Толщина стенок баков у двигательного отсека достигала 1,27 миллиметра (1/20 дюйма), выше использовались более тонкие листы, и у самого верха керосинового бака толщина составляла всего 0,254 миллиметра (0,01 дюйма). А водородный разгонный блок Centaur, сделанный по такому же принципу, имеет стенку толщиной всего лишь с лезвие бритвы – 0,127 миллиметра!

Столь тонкая стенка сомнется даже под собственной тяжестью, поэтому форму она держит исключительно за счет внутреннего давления: с момента изготовления баки герметизируются, наддуваются и хранятся при повышенном внутреннем давлении.
В процессе изготовления стенки подпираются специальными держателями изнутри. Самая сложная стадия этого процесса – приварка днища к цилиндрической части. Ее обязательно нужно было выполнить за один проход, в результате ее в течение шестнадцати часов делали несколько бригад сварщиков, по две пары каждая; бригады сменяли друг друга через четыре часа. При этом одна из двух пар работала внутри бака.
Нелегкая, что и говорить, работа. Но зато на этой ракете американец Джон Гленн впервые вышел на орбиту. Да и дальше у нее была славная и долгая история, а блок Centaur летает и по сей день. У «Фау-2», между прочим, корпус тоже был стальным – от стали полностью отказались только на ракете Р-5, там стальной корпус оказался ненужным благодаря отделяющейся головной части.
Какой же металл можно поставить на треье место «по ракетности»? Ответ может показаться очевидным. Титан? Оказывается, вовсе нет.

Медь

Основной металл электро- и тепловой техники. Ну разве не странно? Довольно тяжелый, не слишком прочный, по сравнению со сталью – легкоплавкий, мягкий, по сравнению с алюминием – дорогой, но тем не менее незаменимый металл.
Все дело в чудовищной теплопроводности меди – она больше в десять раз по сравнению с дешевой сталью и в сорок раз по сравнению с дорогой нержавейкой. Алюминий тоже проигрывает меди по теплопроводности, а заодно и по температуре плавления. А нужна эта бешеная теплопроводность в самом сердце ракеты – в ее двигателе. Из меди делают внутреннюю стенку ракетного двигателя, ту, которая сдерживает трехтысячеградусный жар ракетного сердца. Чтобы стенка не расплавилась, ее делают составной – наружная, стальная, держит механические нагрузки, а внутренняя, медная, принимает на себя тепло.

В тоненьком зазоре между стенками идет поток горючего, направляющегося из бака в двигатель, и тут-то выясняется, что медь выигрывает у стали: дело в том, что температуры плавления отличаются на какую-то треть, а вот теплопроводность – в десятки раз. Так что стальная стенка прогорит раньше медной. Красивый «медный» цвет сопел двигателей Р-7 хорошо виден на всех фотографиях и в телерепортажах о вывозе ракет на старт.
В двигателях ракеты Р-7 внутренняя, «огневая», стенка сделана не из чистой меди, а из хромистой бронзы, содержащей всего 0,8% хрома. Это несколько снижает теплопроводность, но одновременно повышает максимальную рабочую температуру (жаростойкость) и облегчает жизнь технологам – чистая медь очень вязкая, ее тяжело обрабатывать резанием, а на внутренней рубашке нужно выфрезеровать ребра, которыми она прикрепляется к наружной. Толщина оставшейся бронзовой стенки – всего миллиметр, такой же толщины и ребра, а расстояние между ними – около 4 миллиметров.
Чем меньше тяга двигателя, тем хуже условия охлаждения – расход топлива меньше, а относительная поверхность соответственно больше. Поэтому на двигателях малой тяги, применяемых на космических аппаратах, приходится использовать для охлаждения не только горючее, но и окислитель – азотную кислоту или четырехокись азота. В таких случаях медную стенку для защиты нужно покрывать хромом с той стороны, где течет кислота. Но и с этим приходится смиряться, поскольку двигатель с медной огневой стенкой эффективнее.
Справедливости ради скажем, что двигатели со стальной внутренней стенкой тоже существуют, но их параметры, к сожалению, значительно хуже. И дело не только в мощности или тяге, нет, основной параметр совершенства двигателя – удельный импульс – в этом случае становится меньше на четверть, если не на треть. У «средних» двигателей он составляет 220 секунд, у хороших – 300 секунд, а у самых-пресамых «крутых и навороченных», тех, которых на «Шаттле» три штуки сзади, – 440 секунд. Правда, этим двигатели с медной стенкой обязаны не столько совершенству конструкции, сколько жидкому водороду. Керосиновый двигатель даже теоретически таким сделать невозможно. Однако медные сплавы позволили «выжать» из ракетного топлива до 98% его теоретической эффективности.

Серебро

Драгоценный металл, известный человечеству с древности. Металл, без которого не обойтись нигде. Как гвоздь, которого не оказалось в кузнице в известном стихотворении, он держит на себе все.
Именно он связывает медь со сталью в жидкостном ракетном двигателе, и в этом, пожалуй, проявляется его мистическая сущность. Ни один из других конструкционных материалов не имеет никакого отношения к мистике – мистический шлейф веками тянется исключительно за этим металлом. И так было в течение всей истории его использования человеком, существенно более долгой, чем у меди или железа. Что уж говорить об алюминии, который был открыт только в девятнадцатом столетии, а стал относительно дешевым и того позже – в двадцатом.
За все годы человеческой цивилизации у этого необыкновенного металла было огромное количество применений и разнообразных профессий. Ему приписывали множество уникальных свойств, люди использовали его не только в своей технической и научной деятельности, но и в магии. К примеру, долгое время считалось, что «его боится всевозможная нечисть».
Главным недостатком этого металла была дороговизна, из-за чего его всегда приходилось расходовать экономно, точнее, разумно – так, как требовало очередное применение, которое ему придумывали неугомонные люди. Рано или поздно ему находили те или иные заменители, которые с течением времени с бОльшим или меньшим успехом вытесняли его.
Сегодня, практически на наших глазах, он исчезает из такой прекрасной сферы деятельности человека, как фотография, которая в течение почти полутора столетий делала нашу жизнь более живописной, а летописи – более достоверными. А пятьдесят (или около того) лет назад он стал утрачивать позиции в одном из древнейших ремесел – чеканке монет. Конечно, монеты из этого металла выпускают и сегодня – но исключительно для нашего с вами развлечения: они давно перестали быть собственно деньгами и превратились в товар – подарочный и коллекционный.

Возможно, когда физики изобретут телепортацию и ракетные двигатели будут уже не нужны, наступит последний час и еще одной сферы его применения. Но пока что найти ему адекватную замену не удалось, и этот уникальный металл остается в ракетостроении вне конкуренции – так же, как и в охоте на вампиров.
Вы уже наверняка догадались, что все вышесказанное относится к серебру. Со времен ГИРДа и до сих пор единственным способом соединения частей камеры сгорания ракетных двигателей остается пайка серебряными припоями в вакуумной печи или в инертном газе. Попытки найти бессеребряные припои для этой цели ни к чему пока не привели. В отдельных узких областях эту задачку иногда удается решить – например, холодильники сейчас чинят с помощью медно-фосфорного припоя, – но в ЖРД замены серебру нет. В камере сгорания большого ЖРД его содержание достигает сотен граммов, а иногда доходит до килограмма.
Драгоценным металлом серебро называют скорее по многотысячелетней привычке, есть металлы, которые не считаются драгоценными, но стЧят намного дороже серебра. Взять хотя бы бериллий. Этот металл втрое дороже серебра, но и он находит применение в космических аппаратах (правда, не в ракетах). Главным образом он получил известность благодаря способности замедлять и отражать нейтроны в ядерных реакторах. В качестве конструкционного материала его стали использовать позже.
Конечно, невозможно перечислить все металлы, которые можно назвать гордым именем «крылатые», да и нет в этом нужды. Монополия металлов, существовавшая в начале 1950-х годов, давно уже нарушена стеклои углепластиками. Дороговизна этих материалов замедляет их распространение в одноразовых ракетах, а вот в самолетах они внедряются гораздо шире. Углепластиковые обтекатели, прикрывающие полезную нагрузку, и углепластиковые сопла двигателей верхних ступеней уже существуют и постепенно начинают составлять конкуренцию металлическим деталям.
Но с металлами, как известно из истории, люди работают уже приблизительно десять тысяч лет, и не так-то просто найти равноценную замену этим материалам.

Титан и титановые сплавы

Самый модный металл космического века.

Вопреки широко распространенному мнению, титан не очень широко применяется в ракетной технике – из титановых сплавов в основном делают газовые баллоны высокого давления (особенно для гелия). Титановые сплавы становятся прочнее, если поместить их в баки с жидким кислородом или жидким водородом, в результате это позволяет снизить их массу. На космическом корабле ТКС, который, правда, так ни разу и не полетел с космонавтами, привод стыковочных механизмов был пневматическим, воздух для него хранился в нескольких 36-литровых шар-баллонах из титана с рабочим давлением 330 атмосфер. Каждый такой баллон весил 19 килограммов. Это почти впятеро легче, чем стандартный сварочный баллон такой же вместимости, но рассчитанный на вдвое меньшее давление!
1
1773
11 октября 2007
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
МеталлопрокатМеталлопрокат

Изготовление изделий из металла позволило человечеству получить все та блага, которые оно имеет сейчас. Без этой технологии современная жизнь была бы...

А что ты знаешь о металле?А что ты знаешь о металле?

10 место: Древние норвежцы приписывали отравления плавильщиков при переплавке серебра проделками злого духа по имени Кобольд. Действительно, при обжиг...

Прозрачный алюминий - новое состояние материиПрозрачный алюминий - новое состояние материи

Оксфордские ученые создали прозрачную форму алюминия, бомбардируя металл самым мощным в мире лазером мягкого рентгеновского излучения. ‘Прозрачный алю...

Чем платина завоевала свою ценность?Чем платина завоевала свою ценность?

Изучение металлов было достаточно распространено несколько тысяч лет назад. Историки и археологи всячески пытались разгадать каждый найденный «неопозн...

Загрузка...
Комментарии

Tugcrereled
21 июня 2011 01:25
Если вы решились скачать торрент клиент , попробуйте быть готовым к различным
неожидоннастям, начиная от проникнувшего на комп трояна и заказнчивая
настойчивым стуком в вашу дверь от полицейского патруля, который хочет забрать
ваш компьютер и проверить его на наличие нелицензионных программ.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Пятница, 28 Июля
USD 1.9396
EUR 2.2700
RUB 0.0326
pavelgtx 3 минут назад 2 секи Mab 7 минут назад
Цитата: fk
Не Победу над Гитлером (это исторический факт), а важность ее празднования государством и обществом.

И не против празднования. Только это уже превратилось в махровый ура-патриотизм. Праздновать надо не так как это делается сейчас. Не надо никаких парадов и ярмарок обжиралава. Должна быть памятная церемония, вечером салют.

Цитата: fk
Кстати "сталин" и "гитлер" специально с маленькой буквы или нет?

Специально. И "путлер" тоже.
Himley1 11 минут назад
Цитата: Mab
Раньше деньги брали из других бюджетных сфер. Но безмозглое руководство довело до того что этих денег стало резко не хватать, поэтому пришлось придумывать новые налоги и сборы.

Ну так и хрен ли ты плачешь за непонятный налог, придуманный чиновниками-долбо..бами? Им сколько ни дай - все мало, а ты - человек, который тут ежедневно пол-Хартии линкует - плачешься, что они там чего-то могут недополучить. Детей приплел каким-то боком. Им если надо будет - они у слепой, хромой, парализованной бабушки с тремя инфарктами и двумя инсультами последнюю копейку заберут.

Если, дружиСче, тебя тянет со мною поспорить - ты получше темы выбирай. И желательно такие, в которых разбираешься сам хоть немного, а не те, про которые ты там что-то почитал и стал резко экспЭрДом. Я отстаиваю свою точку зрения имея хоть какие-то свои мысли - ты же как попка долбишь одно и то же и не понимаешь "ну как так?! Ведь это на Хартии так написали! Как ему может не хватать этих доводов?!" Я тоже читаю Хартию, правда все реже, но своего мнения не теряю.

Я даже не отрицаю, что возможно я и не прав, говоря
Цитата: Himley1
Еще поджечь можно было. Но не нужно. Вот если бы у нас машины регистрировали только после подтверждения наличия гаража или купленного\\арендованного места на стоянке - тогда и проблем не было. А при нынешней политике "полторы тонны под каждую сраку" проблема не рассосется даже если из гранатометов расстреливать вместе с водителем. Гранатометов не хватит.

Но ТЫ меня не переубедил.
fk 11 минут назад
Цитата: dianest
он не шел, он полз

Цитата: западная ведьма
и правда, Маресьев, и правда, полз.

Какая, собственно, разница, шел он или полз. Маресьев - молодец. Выжившая девочка - тоже молодец.

Цитата: западная ведьма
а меня бы съел какой нибудь ягуар(( мне кажется, с точки зрения ягуара,женщины вкуснее мужчин, потому что вкуснее пахнут

У ягуаров, очевидно, свои вкусовые предпочтения. Так что, эта логика совсем не факт, что верна. Надо у ягуара спросить. В зоопарке в Гродно точно есть.
fk 17 минут назад
Цитата: Mab
Я не отрицал Победу на гитлером.

Не Победу над Гитлером (это исторический факт), а важность ее празднования государством и обществом. Если посреди празднования показывать ГУЛАГ, то это явно уже не будет праздник. Победе - празднование, ГУЛАГУ - память. Вот и все.
Кстати "сталин" и "гитлер" специально с маленькой буквы или нет?
Mab 23 минут назад
Цитата: fk
С одной стороны - фактическое отрицание важности Победы.

Я не отрицал Победу на гитлером.
fk 25 минут назад
Цитата: Mab
Почему ГУЛАГ не показали, и расстрел советских граждан по приказу сталина?

Причем тут ГУЛАГ до празднования Победы? В память о жертвах сталинских (и не только) репрессий в разных странах стоят памятные знаки, сделаны музеи, изданы книги, сняты фильмы. Вон и у нас будут ставить мемориал под Минском. И очевидно, что таких мест памяти будет постепенно становится все больше. Да и вообще, зайдите хотя бы в "Корону", там Солженицын и Шаламов и куча книг типа "В когтях ГПУ" на соседних полках. В супермаркете!! И это "замалчивание"? Запрета на эту тему давно уже нет. Сколько можно постоянно впихивать "магические" слова "ГУЛАГ", "Сталин", "репрессии" всюду, куда нужно и (самое главное) куда ненужно?

Цитата: Mab
Почему ГУЛАГ не показали, и расстрел советских граждан по приказу сталина?

Цитата: Red_Army
ГУЛАГ - главное управление лагерями.И те кто там сидели неплохо себя чувствовали.

Шикарный пример. Два противоположных бреда на одной странице. С одной стороны - фактическое отрицание важности Победы. С другой - фактическое отрицание факта сталинских репрессий. Если, конечно, второй из авторов не написал это с иронией.
западная ведьма 33 минут назад и правда, Маресьев, и правда, полз. все таки я была плохим пионером. тогда, может, и Маб бы дополз... а меня бы съел какой нибудь ягуар(( мне кажется, с точки зрения ягуара,женщины вкуснее мужчин, потому что вкуснее пахнут
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
39 пользователей, 1337 гостей