РЕКЛАМА

Загрузка...
' />

Всё больше городов ЕС оказываются вовлечены в проект по упрощению правил дорожного движения

Анархия — мать порядка?

Одни считают этот проект "анархией", другие — "либерализацией дорожного движения". В Европе развернута кампания по упрощению правил дорожного движения и ликвидации "лишних" дорожных знаков, разметки и светофоров. Проект, придуманный ещё четверть века назад голландцем Хансом Мондерманом (Hans Monderman), называется "Shared Space" — "пространство общего пользования". Ханс Мондерман — один из ведущих экспертов по организации автодорожного движения в Европе. Философия его проекта такова: управление дорожным движением должно быть возложено не на искусственное регулирование, а на естественное взаимодействие между людьми. В данном случае взаимопонимание водителей и пешеходов, уважение друг к другу становятся решающим фактором поведения на дороге. Согласно концепции "общего пространства", проезжая часть не должна отличаться от тротуара или велосипедной дорожки, а автомобилисты должны быть лишены привилегий. "Большинство дорожных происшествий случаются не из-за ошибки, а из-за неверной реакции на чужую ошибку, — поясняет Мондерман, — Между тем, визуального контакта и короткого жеста достаточно, чтобы решить большинство дорожных проблем". Единственный знак, к которому у Мондермана нет претензий, — "Думай!".

Из истории вопроса
Стоит напомнить, что попытки упорядочить дорожное движение предпринимались ещё в Древнем Риме. Первые правила дорожного движения ввёл ещё Юлий Цезарь. При всем своем несовершенстве, они уже тогда включали ряд положений, которыми пользуются и сегодня. Например, были введены улицы с односторонним движением. Проезд частных колесниц, повозок и экипажей по Риму был запрещен с восхода солнца до конца "рабочего дня", что приблизительно соответствовало двум часам до его захода. Иногородние были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и могли передвигаться по улицам только пешком или в наемных паланкинах. За соблюдением этих правил следила специально созданная служба, куда набирали в основном вольноотпущенников, ранее выполнявших функции пожарных.

Современная история регулирования дорожного движения началась в 1868 году, именно тогда в Лондоне на площади перед Парламентом установили железнодорожный семафор с цветным диском. К сооружению был приставлен человек, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу семафора. Скрежет цепи механизма, при помощи которого поднимался семафор, был настолько пронзителен, что лошади вставали на дыбы, и кучера с трудом их успокаивали. Однако проработал семафор недолго, всего 4 недели, после чего "чудо техники" взорвалось.

Прототипами дорожных знаков стали таблички, служившие для того, чтобы информировать путешественников о направлении движения и расстоянии, которое им предстоит преодолеть. С появлением автомобилей возникла необходимость договориться о правилах дорожного движения. Но эти правила заметно отличались в разных странах. Поэтому в 1909 году на международной конференции в Париже было принято решение о единых правилах дорожного движения, единых для всех стран Европы. В 1931 году в Женеве на Конференции по дорожному движению, в работе которой приняли участие и представители СССР, была принята новая "Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах".

Предупреждать, запрещать, предписывать и указывать — у каждого знака свое предназначение. Они призваны помогать водителям транспорта и пешеходам ориентироваться на дороге и служить безопасности участников движения. Однако сегодня ведутся дискуссии о "засилье дорожных знаков", которые зачастую противоречат друг другу и отвлекают внимание водителей от ситуации на дороге. Для примера, в Германии дорожный знак встречается каждые 28 метров, а в общей сложности их около 20 миллионов. При этом в стране действуют 648 различных указателей, дающих в совокупности свыше тысячи восьмиста комбинаций. В плотном транспортном потоке одновременно следить за дорогой и анализировать все эти указатели и комбинации достаточно сложно. Получается, что водитель теряется не только в потоке движения, но и в потоке информации. К тому же исследования специалистов по безопасности дорожного движения свидетельствуют о том, что около 70% дорожных указателей водители просто не замечают. Если водитель двигается по знакомому маршруту, то количество незамеченных знаков только увеличивается.
Всё больше городов ЕС оказываются вовлечены в проект по упрощению правил дорожного движения


Немецкий автомобильный клуб ADAC настаивает на уменьшении количества дорожных знаков, как минимум, на треть. Представитель клуба Ханс-Юрген Фишер (Hans Jorgen Fischer) отмечает, что многие дорожные знаки, установленные рядом, противоречат друг другу. Другой сотрудник ADAC, Маттиас Шмиттинг (Matthias Schmitting) в качестве показательного примера вспоминает остров в Балтийском море Узедом, где знаком отмечена "каждая туристическая мелочь" от указателя в ближайшую сосисочную до пункта раздачи шезлонгов.

Психологический парадокс
Всё же идеи Мондермана многим кажутся абсурдными. Если убрать все разграничения между пешеходом и автомобилем, шоссе и тротуаром — как физические, так и нормативные, движение станет более опасным и для пешеходов, и для водителей. Однако Мондерман настаивает на том, что в подобных обстоятельствах все участники движения станут вести себя осторожнее. Чем больше предписаний, тем меньше осознание собственной ответственности. Такова психология человека. Исчезновение регламентирующих поведение дорожных знаков вынуждает участников движения быть предельно внимательными. Автор эксперимента предлагает заменить систему дорожной безопасности системой социальной ответственности, которая лучше всего дисциплинирует любого водителя. "Водитель в общем пространстве становится составной частью социального и культурного контекста, и его поведение на дороге контролируется повседневными нормами поведения", — подытоживают авторы проекта.

Конечно, такой масштабный проект строится не только на достаточно смелых идеях Мондермана. В разработке концепции "свободного пространства" принимают участие службы дорожного планирования, психологи, социологи и даже ландшафтные дизайнеры. Неожиданную поддержку получил проект и со стороны экологов, которые считают, что бесполезные "регулировщики" напрасно расходуют энергию.

Революционный пример заразителен

Особый интерес к проекту на родине Мондермана — в Голландии. Там же отмечены наиболее примечательные его достижения. Сейчас в Нидерландах без дорожных знаков обходятся уже 11 населенных пунктов, а количество несчастных случаев снизилось на 90%. В федеральном ведомстве по планированию дорог уверены, что этот проект вернул людям право отвечать за себя.

В голландском городке Драхтен концепция "Shared Space" действует с 2000 года. На центральном перекрестке были ликвидированы все светофоры и дорожные знаки. Движение выглядит замедленным. Однако, по мнению экспертов, в пределах населенных пунктов такое движение куда более разумно, нежели постоянное чередование "газ/тормоз". Поначалу горожане протестовали, называя проект "шокирующим" и "немыслимым". Сейчас привыкли, а городские власти убирают светофоры и дорожные знаки и на других перекрестках. В Драхтене со времени старта этого проекта число ДТП снизилось на 70%, пропускная способность дорог увеличилась, а пробки остались в прошлом.

В Лондоне светофоров и тротуаров лишилась четырехполосная Kensington High Street и улица Seven Dials в районе Ковент-Гарден (Covent Garden). Движение стало менее лихорадочным, пропускная способность трассы выросла с 2200 машин в час до 2800, а число аварий снизилось на 60%. В Германии без дорожных знаков и светофоров обходятся в нижне-саксонском Бомте. Глава муниципалитета Оксфорда Джон Годдарт (John Goddard) также проявил заинтересованность в проекте и выразил желание отвести под "общее пространство" центральную часть Оксфорда.

Копенгаген, Барселона, Лион, Страсбург, Куритиба — с каждым годом число городов, которые оказываются вовлечены в этот проект, увеличивается, как, впрочем, и число довольных участников эксперимента. На официальном сайте проекта "Shared space" можно следить за тем, как проходит транспортная революция. Предварительные данные свидетельствуют, что во всех городах и населённых пунктах, участвующих в этом смелом эксперименте, снизилось число дорожно-транспортных происшествий, а скорость движения транспортного потока увеличилась. Водители стали ездить гораздо аккуратнее, более внимательно следить за ситуацией, реже превышать скорость. Впрочем, о первых официальных итогах власти Евросоюза, поддерживающие концепцию "общего пространства", намерены объявить лишь в 2008 году.

В России идеи Ханца Мондермана пока не нашли отклика. Скорее — наоборот. Кампания по модернизации знаков на российских дорогах — "Приведение существующих знаков в соответствие с международной Конвенцией о дорожных знаках и сигналах 1968 года и Европейским соглашением 1971 года с учетом поправок, принятых ООН в последние годы" — привела лишь к увеличению числа дорожных знаков. В 2006 году появилось 24 новых дорожных знака, а также 18 разновидностей уже существующих. Интересно, что многие водители даже не догадываются о нововведении, что лишний раз подтверждает: многие знаки мы просто не замечаем. Так зачем же тогда они нужны?

www.vokrugsveta.ru
0
2063
20 октября 2007
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
В Германии решили жить без светофоровВ Германии решили жить без светофоров

В немецком городке Бомте началась реализация программы Shared Space, что можно перевести как «Общее пространство». Ее не так давно разработал голланде...

Светофоры ведут к ДТПСветофоры ведут к ДТП

На минувшей неделе власти германского города Бомте (земля Нижняя Саксония) отчитались о результатах начатого в сентябре прошлого года эксперимента, в...

В немецком городке отменили правила дорожного движенияВ немецком городке отменили правила дорожного движения

В сентябре 2007 года власти немецкого городка Бомте отменили дорожные знаки, светофоры и пешеходные переходы в рамках концепции под названием \"Общее...

Дорожные знаки - это зло !Дорожные знаки - это зло !

«В следующем году мы сравняем тротуары с дорогой, чтобы ликвидировать разграничения между водителями и пешеходами»Европа начала избавляться от дорожны...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Вторник, 22 Августа
USD 1.9339
EUR 2.2699
RUB 0.0327
Kano 14 минут назад Долго не могла врубиться в суть стеба, но потом дошло. Одно и тоже выражение лица на фото...как они так делают?))))
Kano 17 минут назад Пойти что-ли бабло начать рубить? Kano 20 минут назад Бомжи тусующиеся возле наших помоек видимо возликуют. shit 21 минут назад Доставка пользователем такого велика из ебеней ближе к центру часто оплачивается компанией. Правда, обналичить эти деньги вряд ли удастся. Можно потратить их на то, чтобы угнать его в ебеня обратно Kano 22 минут назад Вон в Швейцарии фанаты ЦСК выходца из Туниса отлупили от души, за то что тот кошелек у них спер. Итог, вора увезли в реанимацию с тяжкими телесными, его подельника и русских задержали и увезли в участок. Я думаю швейцарцы их отпустят с миром ибо сами наверное желали сделать тоже самое, но все не решались. Боюсь у вора морда выгядит так же и к русских он за километр теперь обходить будет. Kano 29 минут назад Подборку стоит переименовать в "А тем временем в квартале Харадзюку" ибо почти все фото оттуда. Kano 34 минут назад А говорите"Рашка, хули", да и в Китае дури вон сколько))) Kano 38 минут назад Маб, пошли покурим, я тоже хочу такой же дури забористой которая тебя вставляет когда ты топики ради срача и холивара в ленту вбрасываешь. Блин и народ все еще ведется.
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
14 пользователей, 1278 гостей