Исследователи были шокированы, узнав, что капустная тля жертвует жизнью, чтобы защитить других членов колонии от нападения хищников. Тля взрывает "бомбы" с горчичным маслом, чтобы отпугнуть божьих коровок или других хищников. Это масло убивает, травмирует или отпугивает хищников, но защитники колоний обычно тоже погибают.
Давно не новость, что тля "нанимает" для своей защиты муравьев в обмен на сладкий нектар, но сейчас впервые стало известно, что она способна на самоубийство в духе террористов-смертников.' />

"Террористы смертники" животного мира

"Террористы смертники" животного мираУченые обнаружили тлей-самоубийц, которые сидят, притаившись, в капустных листах, готовые погибнуть, но устроить химическую атаку на своих врагов – божьих коровок.
Смертельный коктейль, используемый в "бомбах", является комбинацией химических веществ, полученных из капусты, и фермента под названием мирозиназа, который вырабатывают сами тли. Глюкозинолаты выделяются из капусты и хранятся в крови тли, а фермент содержится в мускулах головы и торса насекомого.
Когда божья коровка или другое хищное насекомое нападает на тлю, энзим и глюкозинолаты смешиваются, вызывая мини-взрыв, в результате которого горчичное масло выбрасывается навстречу атакующему.
"Это поразительный пример того, как некий вид разработал уникальный метод защиты в любых обстоятельствах", – говорит Глен Пауэлл из Королевского колледжа Лондона, который был одним из первых ученых, занимавшихся исследованием тлей.
Совместная британско-норвежская исследовательская группа установила, что тли, в пище которых присутствует готовый источник глюкозинолатов, могут весьма преуспеть в отражении атак хищников, в то время как те, у кого химических "бомб" в распоряжении нет, оказываются оставленными на произвол судьбы.

Только бескрылая капустная тля Brevicoryne brassicae накапливает в организме глюкозинолаты. Тля других видов в процессе роста избавляется от запасов этих химических веществ.
Доктор Пауэлл говорит: "Наше исследование, видимо, показывает, что тли, у которых развились крылья, перестают накапливать глюкозинолаты по мере взросления – им не нужны масляные "бомбы" для защиты, раз они могут просто улететь от хищника".
"В природных условиях тли живут в колониях, где сотни особей собираются на одном растении, и защита с помощью "бомб" из горчичного масла обеспечивает бескрылым насекомым эффективный способ избавления от хищника, представляющего потенциальную угрозу для всей колонии".
"К сожалению, природа этого механизма – когда химическое вещество накапливается в крови насекомого, а катализатор – в мускулах – означает, что в большинстве случаев отдельное насекомое погибает в процессе защиты своей колонии".
В отчете, опубликованном в журнале "Тезисы Королевского общества", ученые утверждают, что это первый случай, когда было обнаружено, что тля прибегает к химическому оружию. По их гипотезе, в связи с тем, что многие члены колонии являются клонами друг друга, подобная жертва одного из членов не сильно отражается на генетическом составе группы.
Исследователи делают следующее заключение: "Колонии тли находятся под угрозой нападения множества естественных противников. Использование капустной тлей глюкозинолатов, таким образом, судя по всему, дает им преимущества в плане защиты. Капустная тля выработала специфический и уникальный метод обороны".
19 ноября 2007