РЕКЛАМА

Загрузка...

Научно-фантастическое кино 20 века

С самых своих первых дней кино было чудом, настоящей фантастикой. Вначале фильмы назывались «виды» или «зрелища» и шли меньше минуты — однако даже этого было достаточно, чтобы люди в панике убегали с премьеры «Прибытия поезда» (1895), завидев несущийся на них локомотив. Сегодня в кино нам показывают такое, от чего зрители викторианской эпохи заработали бы, как минимум, инфаркт. Однако невероятные чудеса «фабрики грез» никуда не исчезли — они просто стали привычнее и сложнее, создав особый жанр, который мы все так любим — фантастическое кино.

Вначале все фильмы с фантастической составляющей делали основной акцент не на сюжете или персонажах, а просто на какой-либо высокой технологии (по представлениям того времени). Они длились не более пары минут, были черно-белыми, немыми и, по сути, представляли собой особую разновидность комедии.

Начало векаНаучно-фантастическое кино 20 века
Говоря о более-менее продолжительных фантастических картинах, пальму первенства следует отдать 14-минутному фильму «Путешествие на Луну» (1902) Жоржа Мельеса, снятому по мотивам романа Жюля Верна «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут» (1865). Отважные американцы прилетают на Луну в снаряде, выпущенном из пушки — именно таким был сюжет прадедушки «Звездных войн». Интересно, что в этом — самом первом — случае создания фантастического кино уже были применены «спецэффекты» в виде простейшей анимации.

В 1910 экранизирована книга Мэри Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей» — готический роман, считающийся одним из первых фантастических произведений. Эта шестнадцатиминутная история о человеке, созданном из кусков мертвой плоти и оживленном электричеством, стала классикой визуального стиля «нуар», открыв впоследствии совершенно новую страницу в кинематографе — фильмы ужасов.

Книги Жюля Верна пользовались стабильной популярностью в кино. Первые — и самые успешные фантастические фильмы начала 20 века были их экранизациями. Помимо «Путешествия на Луну», можно вспомнить две киноверсии «20000 лье под водой» (французская — 1907, американская — 1916).

ДвадцатыеНаучно-фантастическое кино 20 века
В начале второй декады века немцами были сняты такие мировые шедевры, как «Голем» (1920) — классическая версия истории об ожившем Големе из Пражского гетто, и «Носферату, симфония ужаса» — первая картина о Дракуле, в которой из-за проблем с авторскими правами знаменитый граф стал называться не Дракула, а Орлок. Они не были научной фантастикой в строгом смысле этого слова, однако стали важной основой для появления нынешних мистико-фантастических картин.

В конце двадцатых жанр фантастических фильмов начал ветвиться. Европейские картины — например, знаменитая антиутопия «Метрополис» (1927) или «Женщина на Луне» (1929), снятые Фрицем Лангом — носили философский, пророческий характер и основывались на фантазии их авторов.

В отличие от европейского кино, фантастика Голливуда концентрировалась в приключениях, мелодрамах и демонстрации широкого спектра высокотехнологичных приспособлений. Это было особенно характерно для сериалов тридцатых и впоследствии породило новый жанр псевдофантастического, авантюрного кино, самым ярким представителем которого стали фильмы о Джеймсе Бонде.

ТридцатыеНаучно-фантастическое кино 20 века
Мировой столицей киноиндустрии постепенно становится Голливуд. Во время Великой депрессии главным назначением кино стало предоставление людям «отдушины» в иной — более благополучный — мир. Звуковое кино вытесняло немое, поэтому выразительная мимика и жесты актеров уступили место насыщенным диалогам.

Спецэффекты развивались медленно — самым значимым «прорывом» стал «Кинг Конг» 1933 года, где была сцена сражения гигантской гориллы с бипланами на крыше небоскреба.

Фантастические фильмы того времени, как правило, фокусировались на человеческой драме, а не на полетах в космос и инопланетянах.
Наиболее заметными вехами в истории фантастического кино был дорогой, но провальный мьюзикл 1930 года «Только представьте» (рисовавший благополучную картину США в 1980 году) и настоящий гимн технократическому будущему — английский «Облик грядущего» («Things to come», 1936), над которым работал сам Герберт Уэллс.

Тогда же появились полноценные фантастические киносериалы: «космический» Флэш Гордон (1936—1940), «детективный» Дик Трейси. Именно они стали копилкой идей, ставших хрестоматийными для современных картин такого рода: сумасшедшие ученые, попытка захватить власть над миром, высокотехнологичная экипировка героев-одиночек...
Научно-фантастическое кино 20 века
Не была забыта и классика — вышли «Человек-невидимка» (снятый как фильм ужасов), «Янки из Коннектикута» по Марку Твену, римейк «Франкенштейна», «Невеста Франкенштейна», «Сын Франкенштейна», «Доктор Джекилл и мистер Хайд» по книге Стивенсона. Советский фантастический кинематограф был менее богатым, однако здесь можно вспомнить фильм «Космический рейс» о путешествии академика Седых, аспирантки Марины и юного изобретателя Андрея на Луну.

Сороковые
Во время Второй Мировой фантастические фильмы никого не интересовали — за окном творились вещи и покруче. Кино стало инструментом пропаганды, поэтому сколь-либо значимых в культурном плане картин попросту не снималось. Можно вспомнить разве что короткометражные мультики про Супермена, который не только воевал с гигантскими роботами, но иногда еще и шпионил за империалистической Японией в пользу США.

ПятидесятыеНаучно-фантастическое кино 20 века
Середина века стала вехой в развитии кино о монстрах, чаще всего — инопланетных. Первой ласточкой стал фильм «Нечто из другого мира» (1951, экранизация романа Джона Кэмбелла «Кто идет?») о группе исследователей, нашедших во льдах Антарктики инопланетный корабль и его недружелюбных обитателей. В наше время наиболее известная адаптация этой истории — работа Джона Карпентера «Нечто» (1982).

К этой же категории фильмов можно отнести «День, когда Земля замерла», «Чудовище из 20000 фатомов» (американская разновидность Годзиллы), «Война миров» по Уэллсу, «Они!» (в качестве монстров выступают мутировавшие муравьи), «Запретная планета», «Вторжение похитителей тел».

В конце десятилетия особенно популярной стала тема освоения космоса и последствий этого. Самыми заметными здесь были «Когда миры столкнутся» — фильм-катастрофа о столкновении Земли с звездой — а также псевдодокументальные «Место назначения — Луна» и «Покорение космоса», «Злая красная планета» и «Оно! Ужас из космоса» о марсианском вампире, терроризирующем экипаж космического корабля (фильм считают предвестником «Чужого»).

Шестидесятые
В этом десятилетии всю кинофантастику затмил один-единственный фильм Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» (по мотивам рассказа Артура Кларка «Страж»). Это был настоящий прорыв в области визуальных эффектов, эпического размаха, правдоподобного изображения космоса и психоделической нагрузки сюжета. Бюджет картины, вышедшей на экран 6 апреля 1968, составлял 10,5 миллионов долларов — очень приличная сумма по тем временам.Научно-фантастическое кино 20 века

Фильм Кубрика определил дальнейшее развитие кинофантастики. Студии стали более охотно вкладывать деньги в подобные фильмы — следовательно, улучшилось их качество, и в особенности спецэффекты. Визуальное решение «Космической одиссеи» оказалось настолько удачным, что вплоть до нашего времени режиссерские приемы Кубрика с успехом работают в большинстве «космических» фильмов.

Семидесятые
Семидесятые годы ознаменовались тем, что в кинофантастику бодрым шагом вошла мистика и самая натуральная паранойя. В качестве примера последней можно привести такие фильмы, как «Тихий бег» (космо-экологическая антиутопия), «Планета обезьян» (эволюционная антиутопия с многочисленными продолжениями), «Западный мир» (нелегкие взаимоотношения человека с роботами), а также мрачноватый «THX 1138» Джорджа Лукаса. Легкая магия и мистика как бы перекочевала из «Космической одиссеи» в тягучий «Солярис» Тарковского и футуристичную сказку «Звездных войн».

ВосьмидесятыеНаучно-фантастическое кино 20 века
В кинофантастике начала десятилетия правили бал «Звездные войны». Они завершили то, что было начато «Космической одиссеей» — окончательно убедили продюсеров вкладывать большие деньги в масштабные «космические» фильмы. Именно поэтому в 1987 году возрожден «Звездный путь» («Star Trek»), а в 1979 году на экраны вышел еще один знаковый фильм — «Чужой» Ридли Скотта, самый известный в мире «космический ужастик».

В это же время переживала расцвет чисто «земная» фантастика, сфокусированная на роботах. На нашей планете осталось очень мало людей, которые не видели «Терминатора» (1984) Джеймса Кэмерона и «Робокопа» Пола Верховена — фильмы, доказавшие, что грамотный сюжет и умопомрачительные спецэффекты превращают обычную, в общем-то, фантастику в шедевр.

Говоря о роботах, нельзя не назвать икону современной фантастики — фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (1982), снятый по роману Филипа К. Дика и ознаменовавший собой начало эпохи киберпанка в кино.

Однако не все было гладко. Экранизация популярнейшего романа Фрэнка Герберта «Дюна», сделанная Дэвидом Линчем и изначально обреченная на успех, неожиданно провалилась — причем с треском.

И, наконец, нельзя не отметить расцвет аниме — яркой и самобытной японской мультипликации, часто обращающейся к фантастическим темам и имеющей огромное число поклонников по всему миру.

ДевяностыеНаучно-фантастическое кино 20 века
Растущая популярность киберпанка и интернета привела к возникновению особой разновидности «компьютерной» кинофантастики — это «Газонокосильщик» (1992), «Джонни Мнемоник» (1995), и, конечно же, апофеоз жанра — «Матрица» (1999).

Специфические условия жизни — например, неосознанный страх перед угрозами из космоса и наступлением нового тысячелетия — стали плодородной почвой для высокобюджетных фильмов типа «День независимости» (1996), «Армагеддон» (1998), «Столкновение с бездной» (1999), «Конец света» с Арнольдом Шварценеггером (1999).

Жанр «фильмы про монстров» взял на вооружение генетику и обогатился сверхпопулярным творением Спилберга «Парк Юрского периода» (1993, с многочисленными продолжениями) и менее популярной картиной «Гаттака» (1997).

* * *

К концу 20 века в развитии фантастического кинематографа наметилось несколько закономерностей, которые и определили то, что мы будем смотреть в будущем.

Во-первых, резко увеличились расходы киностудий на производство «блокбастеров» — чаще всего ими становятся именно фантастические фильмы. К сожалению, в общем потоке стали встречаться дорогие, красивые, но абсолютно идиотские пустышки. И все же приятно, что иногда нам попадаются настоящие шедевры кинофантастики, снятые буквально «за семь копеек» — например, «Куб» (1997) или «Эквилибриум» (2002).

Во-вторых, кинофантастика перестала быть развлечением детей и высоколобых эстетов. Она стала более универсальной — в основном за счет своей зрелищности, которая обеспечивается немыслимым для других жанров количеством спецэффектов.

Считается, что бурный прогресс компьютерных технологий, полностью преобразивший облик современного кинематографа, рано или поздно приведет к появлению полностью цифровых фильмов без живых актеров и настоящих декораций. Хорошо это, или нет — вопрос спорный. Но очевидно одно — пионером «новой эпохи» кинематографа будет именно кинофантастика.
Автор: Михаил Попов
0
2778
24 ноября 2007
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Названы лучшие фильмы ужасов в истории киноНазваны лучшие фильмы ужасов в истории кино

Почти все первые десять строчек рейтинга занимают фильмы голливудского производства.Фильм «Сияние», снятый Стенли Кубриком по книге Стивена Кинга, воз...

Названы самые недооцененные фильмыНазваны самые недооцененные фильмы

Психологическая драма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» была признана самым недооцененным фильмом в истории кино. Как передает DigitalSpy, т...

Кино и вампирыКино и вампиры

Итак, кто такие вампиры? Это бессмертные существа, которые изначально были людьми, но стали вампирами и постоянно испытывают потребность в свежей чело...

Лучшие 10 научно-фантастических фильмов этого векаЛучшие 10 научно-фантастических фильмов этого века

Очень спорный список. И не совсем понятно, как в жанр Sci-Fi попали некоторые ну совсем уж детские комиксы, в которых нет вообще никакой научной соста...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Воскресенье, 11 Декабря
USD 1.9739
EUR 2.0967
RUB 0.0312
Trend 3 минут назад Если какая нить вечерика и прикольный чел с бородой запихнет в нее гирлянду то будет крутт/прикольно
По улице ходить эээ както не в тему
Золотой мужик 16 минут назад Зачот! freez 22 минут назад Ни чего хорошего не вижу SabakaZ 23 минут назад Внезапно. maestro1410 39 минут назад
Чего хочет дьявол
Владимир Шебзухов

По Брайану Ньюэллу

Нарушила встреча с самим сатаной,
Нежданно, друзей закадычных, покой.

И так же внезапно следы сатаны
Исчезли. Друзья впечатлений полны…

— Я, как ни старался, но так не сумел,
Подслушать загадочный ваш диалог.
Скажи, а, чего от тебя он хотел?

— Чтоб душу свою я отдать ему смог!
Но времени мало тебе уделил,
Ответь, а чего у тебя он просил?

— Ему надо было кому-то звонить,
А рядом стоял телефон-аппарат.
Недолго пришлось и монетку просить.
Ну, дал я ему, он был искренне рад!

— Давай-ка пойдём мы с тобой поедим?
— Без денег остался! Иди уж один…

С улыбкой в ответ — Но их… есть у меня!
(Видать, с сатаной он общался не зря!)



Решающий миг
Владимир Шебзухов

по Тина Милберн

"Взгрустнёт невеста, вспомнив
Первую любовь… Взгрустнёт и старец,
Вспомнив вдруг качели…"
В.Шебзухов «Хокку»


Захлопнулись двери… Свобода ушла…
Взглянув на тюремные щели, она
Покорно внимала -- не видеть ей воли...
И не ущипнуть, чтоб проснуться от сна…
Судьба преподала свою её долю…
Безумные мысли признать не легко --
Уж не улетишь далеко-далеко…

А рядом жених, что, как день, светлый, ясный…
Закрыла глаза, прошептав: «Я согласна!»



Гнев и блаженство
Владимир Шебзухов

с оформлением

http://www.liveinternet.ru/users/4345407/post362418305/


По Джей Рипу


"Милые бранятся -- только тешатся"
поговорка

Запутан узел гнева и блаженства,
Один был выход развязать его,
Чтоб избежать судьбы несовершенство --
Монетку бросить, боле ничего!

«Орёл» -- им пожениться и... не думать…
Пусть память прошлого – из снега вмиг вода!
Коль «Решка» вдруг -- она подсказкой будет,
Что по судьбе – расстаться навсегда!

Вот жребий брошен, в небесах монета…
Уж звон её услышан роковой…
Что им подскажет старая примета?!
Они же, видят «Решку» пред собой…

...Не раз со лба она сдувала волос,
Пока он нервно потирал висок…
И, как ни странно, оба, в один голос: --
«Давай-ка бросим мы ещё разок?»

3ara3a 61 минут назад
Цитата: западная ведьма
3ara3a,
к счастью, она не моя)))я спать, зараза!я и встала то водички попить,смотрю, опять зимо я да я...ооой. не смогла держаться))

сладких снов. я тоже на бок.
западная ведьма 67 минут назад 3ara3a,
к счастью, она не моя)))я спать, зараза!я и встала то водички попить,смотрю, опять зимо я да я...ооой. не смогла держаться))
3ara3a 69 минут назад
Цитата: западная ведьма
да прям.. ниже среднего, ничего интересного.. еще и вставал через раз

ну че ты так сразу сдаешь свою братву... ?
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
16 пользователей, 1207 гостей