РЕКЛАМА

Загрузка...
МАЗ как зеркало белорусской промышленности

В Советском Союзе белорусский промышленный комплекс выступал как “сборочный цех” производств, находившихся в остальных республиках. Схемы взаимодействия цепочек производств от сырья до конвейера теоретически выстраивались достаточно грамотно. На практике получалось не так гладко, но это была беда всей советской промышленности, в том числе и машиностроительной отрасли.' />

МАЗ как зеркало белорусской промышленности

МАЗ как зеркало белорусской промышленности

В Советском Союзе белорусский промышленный комплекс выступал как “сборочный цех” производств, находившихся в остальных республиках. Схемы взаимодействия цепочек производств от сырья до конвейера теоретически выстраивались достаточно грамотно. На практике получалось не так гладко, но это была беда всей советской промышленности, в том числе и машиностроительной отрасли.
Так, вокруг автомобильных и тракторостроительных заводов, построенных в БССР, были сосредоточены целевые поставщики, мощность и номенклатура продукции которых были привязаны к этим предприятиям. То есть еще в советские времена был создан кластер, в идеале позволяющий добиться высочайшего уровня конкурентоспособности при оптимизации схем текущих поставок и взаимодействия цепочек "потребитель-поставщик".
Через сравнительно небольшой промежуток времени после того, как Беларусь стала суверенным государством, вновь избранный президент пообещал запустить остановленные заводы и обеспечить граждан страны заработной платой. И он сдержал свое слово: подавляющее большинство заводов работает, и доход граждан близок к советскому уровню, хотя, по сегодняшним ценам, этого явно недостаточно для процветания. Но никто и не обещал сделать доход равным, скажем, немецкому, французскому или шведскому. Граждане к этому уровню уже привыкли и выживают как могут. И граждане выживут, но вот сами производства...
Репортажей о процветании "Горизонта", "Интеграла", МТЗ, МАЗа, БАТЭ и других флагманов белорусской промышленности мы начитались и наслышались. Но оказалось, что методы их "подъема" и "развития" были исключительно советскими, которые по определению отличаются потрясающе низкой эффективностью. Советский подход отличается ориентацией на команды сверху и на отчетность перед высшими руководителями, а не установкой на рост эффективности, удовлетворенность потребителя и конкурентоспособность. В Советском Союзе высшие правители могли себе позволять такую модель развития до тех пор, пока широко использовался фактически бесплатный труд заключенных, а также пока можно было хищнически эксплуатировать колоссальные природные ресурсы. Как только эти два источника иссякли, неконкурентная затратная модель хозяйствования развалилась вместе с неэффективной политической конструкцией.
Масштабы Беларуси не сравнимы с советскими. Но так как белорусским командирам страны советские модели оказались самыми близкими, они легли в основу развития страны. Что же получилось на самом деле? Рассмотрим все на примере автомобильной промышленности.
Если судить по официальным репортажам, то достижения потрясающие. Объединение, созданное на базе Минского автозавода, показывает колоссальные цифры роста, значительно опережающие темпы роста ВВП, ВНП и промышленности республики. Под маркой МАЗа теперь выпускается не только большое количество моделей грузовых автомобилей и их модификаций, но и масса вариантов и автобусов, и прицепов, и полуприцепов. В потребителях продукции белорусского гиганта ходят и аэропорты, и частные перевозчики, и Агропром, и прочие нуждающиеся в эффективных средствах перевозки людей и грузов.
Это рапорты. На самом деле все гораздо сложнее. В таблице приведено сравнение достижений компаний, производящих продукцию одного класса и параллельно развивавшихся, отталкиваясь от приблизительно одинаковых позиций:
Очевидно отставание в эффективности и от российского конкурента, и от шведского. Известно, что белорусское предприятие вытесняется с рынков конкурентами из-за недостаточного уровня качества самой техники, ее обслуживания и модернизации. Так, это уже произошло в Украине (вытеснение КамАЗом), в Казахстане, в Юго-Восточной Азии.
Корни хронического отставания - в принятом на самом высоком уровне неэффективном варианте развития, представляющем слегка модернизированную советскую модель. Дешевое сырье из России долгое время позволяло поддерживать этот вариант и не дало возможности вывести страну хотя бы на уровень Греции, Испании или Финляндии. Небольшой прогресс не был достаточным для достижения уровня, например, таких шведских фирм, как "Скания" или "Вольво". Отставание усугублялось, несмотря на то, что мощности производства и проектирования, человеческий потенциал и технические возможности предприятий белорусского автомобильного комплекса одного порядка с аналогичными ресурсами этих скандинавских фирм.
И правительство это интуитивно понимает. Но, к сожалению, не меняет своего отношения к управлению предприятиями, постоянно увеличивая вмешательство в их оперативную деятельность. Поступающие от чиновников правительственных органов указания часто противоречат как друг другу, так и интересам предприятий как объектам бизнеса.
В слове "бизнес" кроется сущность проблем, которые сегодня стоят перед Беларусью. Крупнейшие предприятия страны не являются бизнес-структурами в общепринятом смысле, поскольку, находясь в собственности у правительства, а фактически у конкретных чиновников и первого лица Беларуси, они направляют свою деятельность на достижение целей последних. Эти цели не являются предпринимательскими или конкурентными, а вытекают из политических и социальных задач, которые ставит первое лицо Беларуси.
Достижение целей, сформированных из политических задач, должно демонстрировать всему миру преимущество существующей политической системы.
Достижение целей, сформированных из социальных задач, должно демонстрировать гражданам страны заботу государства и правительства о повышении благосостояния населения страны. Ресурсы для решения этих задач можно взять только из промышленных структур, либо применяя налоговые механизмы (первая модель), либо встраивая предприятия в государственные структуры (вторая модель).
В нормальной рыночной экономике применяется первая модель. В ней промышленность, даже будучи в собственности у государства, отделена от чиновников и правительства, и нанятые менеджеры формируют политику управления предприятиями, исходя из требований их максимальной эффективности на конкурентном рыночном поле. Точно установленные законами параметры ответственности и полномочий менеджеров, а также их налоговые, территориальные (в т.ч. экологические) и социальные (по отношению к своему персоналу) обязательства позволяют таким предприятиям работать без тактической и текущей опеки со стороны чиновников, не отвечающих за успех предприятий.
В Беларуси применяется вторая модель. В ней руководители госпредприятий фактически встроены во властную вертикаль - по сути они чиновники. Они стараются решать в первую очередь задачи, поставленные вышестоящим чиновником-руководителем, а не задачи предприятия как объекта бизнеса.
Задачи предприятия как объекта бизнеса вытекают из его предпринимательской природы. Оно должно добиваться такой эффективности продаж, основанных на удовлетворенности потребителя, которая позволит предприятию достигать конкурентного превосходства, обеспечивающего рост прибыли, капитала и других ключевых бизнес-показателей. Для грамотного решения своих задач предприниматель, безусловно, вынужден повышать и уровень жизни своих работников, и, опосредованно, уровень жизни их семей, а также жителей окружающих муниципальных образований. Но предприятие не должно заниматься решением тех проблем государства и его граждан, которые могут привести к падению конкурентоспособности организации. Такие проблемы входят в число задач, решаемых исключительно государством. И чтобы цели государства и предприятий совпадали, чиновники должны вести чрезвычайно грамотную политику, основанную не на вмешательстве в тактическую и текущую деятельность предприятия, а на тонком регулировании государственных политик и законодательства.
Возвращаясь к МАЗу, можно заметить, что этот крупный хозяйственный субъект фактически является заложником государства, использующего ресурсы автомобильной корпорации для решения своих сиюминутных задач. Предприятие вынуждено создавать продукцию, которая не имеет перспектив (например, автобусы для аэропортов), и несет из-за этого очевидные убытки, зато позволяет чиновникам поддерживать мифы о превосходстве политической системы. Компенсацию этих убытков чиновники осуществляют, имея возможность "обдирать" излишнюю, с их точки зрения, прибыль на конъюнктурно успешных, например, нефтеперерабатывающих направлениях. В результате огромнейший комплекс предприятий, входящих в МАЗ, производит продукцию с чрезвычайно низкой операционной эффективностью, неконкурентного качества, но поддерживаемую не рыночными, а сомнительными дотационными методами.
Долгое время МАЗ выдерживал конкурентное давление благодаря низкой цене. Это преимущество уже практически пропало, поскольку потребителям необходима продукция не очень дорогая, но высокого качества. Всем очевидно, что качество продукции МАЗа не самое высокое, и его необходимо повышать. Решение о выборе методов повышения качества принимал на МАЗе не теоретически подкованный практик, отвечающий за рост эффективности и объемов продаж, а чиновник, несущий ответственность только за одобрение своих отчетов вышестоящим руководителем. Поэтому и был выбран метод, самый выгодный с точки зрения чиновника, но не самый эффективный с точки зрения бизнеса. Сертификаты соответствия требованиям стандартов ИСО на МАЗе есть, а уровня качества, позволяющего, например, конкурировать со шведскими, американскими или японскими корпорациями, нет. Зато система менеджмента качества, созданная по самому бюрократизированному варианту, регулярно одобряется аудиторами соответствующих государственных организаций, но не повышает эффективности продаж. В результате качество как минимум не растет. В то же время растет потребность в оборотных ресурсах из-за излишних запасов и оптовых закупок, а покрытие возникающих дополнительных издержек осуществляется за счет государственных субсидий, а не благодаря росту эффективности продаж. Экономисты МАЗа, как и экономисты других госпредприятий, не владея методами управления издержками, особенно в их связи с уровнем качества и эффективности продаж, не могут влиять на эти процессы.
В этом свете кампания по экономии энергоресурсов выглядит по меньшей мере глупо. Технологические и управленческие процессы, изначально рассчитанные не на высокую конкурентоспособность, а на хорошую отчетность начальству, такую отчетность по экономии энергоресурсов тоже создадут. Будет ли достигнута реальная экономия, одновременно поддержанная ростом качества продукции и эффективности продаж? И вырастет ли от этого эффективность деятельности МАЗа в целом? А ведь имеются другие, давно известные пути развития предприятий, обеспечивающие осмысленное уменьшение потребления ресурсов, в том числе энергетических.
Почему же МАЗ не выбрал для себя эти пути оптимизации производства и управления, давно отработанные и описанные лучшими мировыми автомобилестроителями и интенсивно осваиваемые российскими конкурентами? Эти технологии, известные под названиями KAIZEN, или, в американском варианте, "БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО (LEAN PRODUCTION)", подразумевают глубокую перестройку управления бизнесом, нацеленную на действительное повышение качества, уменьшение потребности в оборотных ресурсах и увеличение эффективности продаж. По такому пути в своем, скандинавском, варианте давно идет "СКАНИЯ". Этот же путь выбрал КамАЗ. Но это все относится к БИЗНЕСУ, которого в Беларуси нет по определению варианта развития страны, выбранного правительством.
Чтобы идти по пути развития БИЗНЕСА, необходимо освободить МАЗ от чиновничьей опеки, дать возможность руководству предприятия принять стратегию и решать тактические и текущие задачи в системе, определяемой бизнес-интересами предприятия. Для этого необходимо изменить и роль Министерства промышленности, и политику правительства в целом. Но это и есть тот базис реформ, о котором много говорится, но мало делается. Если эти реформы не произойдут, дальнейшее падение эффективности деятельности МАЗа может привести к полной потере этой отрасли для страны.

Материал подготовлен группой экспертов под руководством Виктора ИВАШКЕВИЧА.
0
2613
3 декабря 2007
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Разгружать склады приказано через интернетРазгружать склады приказано через интернет

Предприятия Минска всех форм собственности должны обзавестись своими интернет-магазинами. С такой инициативой выступил Мингорисполком. Чиновники счита...

Семашко: МАЗ, БелАЗ и МТЗ должны 98% продукции продавать на экспортСемашко: МАЗ, БелАЗ и МТЗ должны 98% продукции продавать на экспорт

Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил 13 февраля, что в этом году министерство промышленности должно реализовать на внешние рынки 70% в...

На МАЗ-два-три Беларусь готова внести акции нескольких заводов в «Росбелавт ...На МАЗ-два-три Беларусь готова внести акции нескольких заводов в «Росбелавт ...

Развитие как минимум нескольких предприятий белорусского автопрома в течение последних лет признано правительством неудовлетворительным. Вице-премьер...

Северокорейское будущее БеларусиСеверокорейское будущее Беларуси

Деление бизнеса на «своих и чужих» поворачивает развитие экономики Беларуси вспять. Это нормально, когда предприятия конкурируют между собой в сбыте п...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Понедельник, 05 Декабря
USD 1.9703
EUR 2.1019
RUB 0.0307
ЛамповыйКун 16 минут назад валя внепланава вышла с запоя шоп апубликаваць гэную новасць. Flint 37 минут назад Mab,
вот тебе эротическая фография, подрочи и не уродуй людям нервы. (бля,чет с коментария своего ржу без остановки и нахуя всякие спайсы?))
koto 369 минут назад 10
Либерман 409 минут назад
Цитата: Mab
С того, что у них не происходит таких случайностей.

Эм... По-твоему, координация французских силовых ведомств в череде террактов последних лет была на высоте? Достойной того, чтобы поучиться?
Цитата: Mab
В тексте новостей.

Например?
Цитата: Mab
Его никто не блокировал до этого момента.

Омг. Дерево. Полностью его и сейчас никто не блокировал и не блокирует. А частично... Как ты можешь утверждать, что до этого момента не блокировали? Указу скоро два года. Оборудование купили и запустили. Ныли еще тогда, что приходилось раньше блокировать чуть ли не вручную кучу "прокси-серверов, в том числе анонимных сетей типа Tor". А ты мне теперь на голубом глазу брешешь, что никто не блокировал.
tergo2000 420 минут назад Сериал" Ментовские войны" уже в реалиях. Ждем развития сюжета дальше((( Fly333379 461 минут назад
Цитата: lexa_rv
мнение Шария

похоже на правду...
Mab 472 минут назад
Цитата: Либерман
С чего ты взял, что немцы и французы выстраивают связи по-другому?

С того, что у них не происходит таких случайностей.

Цитата: Либерман
И где именно "говорили", что в банде были бывшие сотрудники?

В тексте новостей.
Цитата: Либерман
А чо, разве его прекращали блокировать?

Его никто не блокировал до этого момента.
Либерман 476 минут назад
Цитата: Mab
Надо учиться у немцев, у французов как выстраивать связи для спецопераций.

С чего ты взял, что немцы и французы выстраивают связи по-другому?
Цитата: Mab
И там говорили, что в банде были бывшие сотрудники органов.

Чем же моя фраза "о принадлежности членов банды к правоохранительным органам" настолько отличается от фразы в твоем посте "ОПГ, в которую входили лица из правоохранительных органов.", что ты решил меня поправить? Я вроде как и не утверждаю, что сотрудники действующие.
И где именно "говорили", что в банде были бывшие сотрудники?

Цитата: Mab
В Беларуси начали блокировать Tor

А чо, разве его прекращали блокировать?
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
8 пользователей, 1005 гостей