Геолог Биргер Шмитц (Birger Schmitz) из университета Лунда (Lund University) утверждает, что колоссальному взрыву биоразнообразия в ордовике предшествовала крупная катастрофа — падение на Землю ряда астероидов — произошедшая 470 миллионов лет назад.
О негативных последствиях мощных ударов из космоса на флору и фауну планеты учёные говорят уже давно. Несколько крупных вымираний (по последним представлениям) связаны именно с падениями больших космических тел, о чём свидетельствуют, к примеру, недавно найденные кости мамонтов с метеоритными пробоинами, которые учёные относят к периоду 13 тысяч лет назад, существенные уточнения в картине гибели динозавров 65 миллионов лет назад или "метеоритная" версия Великого вымирания, случившегося 250 миллионов лет назад.' />

Найдена связь между астероидной атакой и всплеском эволюции

Однако, по мнению Шмитца, подобные катастрофы могли иметь и положительное воздействие на эволюцию. И, по крайней мере, один такой пример он нашёл.
Незадолго до таксономического взрыва в середине ордовика где-то в поясе астероидов столкнулись два очень крупных космических тела, породив огромное число осколков. Многие из них вскоре достигли окрестностей Земли (аналогичная "неприятность", кстати, произошла и в этом случае).
Эти осколки выпадают на Землю до сих пор, говорит Шмитц. Это самые распространённые метеориты, так называемые L-хондриты (определяемые, в частности, по наличию уникальных изотопов хрома и осмия). Они составляют 20% от всего числа метеоритов, находимых на нашей планете и все они, напоминает учёный, являются обломками от тех двух столкнувшихся астероидов.
Но если сейчас этот космический "мусор", падающий регулярно, не слишком нас беспокоит (в силу небольших размеров метеоритов), то, как легко предположить, непосредственно после катастрофы в поясе астероидов самые крупные обломки (некоторые — километрового диаметра) произвели настоящую атаку на Землю. И следы атаки видны в породах того периода.
"Мы нашли резкий скачок в количестве метеоритного материала примерно во время увеличения биологического разнообразия, — объясняет открытие Биргер , — в 100 раз больше (чем обычно). Это крупное событие, и это невероятное совпадение. Я не думаю, что мы должны его проигнорировать".
Для получения доказательств о метеоритной атаке Шмитц и его коллеги просеяли и растворили в кислотах почти тонну пород, собранных по всему миру, в поисках крупиц хрома и других элементов. На это ушло 15 лет. Ещё 15 лет может уйти на поиск на местности похороненных под осадочными породами кратеров от тех космических тел, прогнозирует учёный.
Как удар из космоса связан со всплеском эволюции — ещё предстоит понять. Упрощённо — резко изменившиеся условия заставили организмы приспосабливаться, занимать новые ниши. Шмитц полагает, что если "нажать" на экосистему слишком сильно, можно уничтожить её (несколько массовых вымираний тому пример), а вот умеренный удар может послужить толчком к бурному развитию.
Как бы не обстояло дело, сама связь между событиями в космосе и историей жизни на Земле автор исследования считает интригующим. О своих выводах он поведал в журнале Nature Geoscience.
18 декабря 2007