РЕКЛАМА

Загрузка...

41-местный китайско-американский Ultracap Bus весит 11,3 тонны (сравнимо с массой обычных автобусов и троллейбусов одиночек), из которых на суперконденсаторы приходится 980 кг. В длину автобус насчитывает 11,4 метра. Максимальная же скорость Ultracap Bus составляет 48 км/ч (фото с сайта sinautecus.com).' />

Конденсаторный автобус глотает электричество на остановках

В погоне за чистым городским транспортом человечество изобрело трамваи и троллейбусы, заплатив за электрический привод сокращением маневренности. Попытки же создания автобусов на аккумуляторах до сих пор выглядели бледно, поскольку батареи, достаточные для сколь-нибудь удовлетворительного пробега, оказывались чрезмерно тяжёлыми и дорогими…
Конденсаторный автобус глотает электричество на остановках

41-местный китайско-американский Ultracap Bus весит 11,3 тонны (сравнимо с массой обычных автобусов и троллейбусов одиночек), из которых на суперконденсаторы приходится 980 кг. В длину автобус насчитывает 11,4 метра. Максимальная же скорость Ultracap Bus составляет 48 км/ч (фото с сайта sinautecus.com).
Выход из тупика, как часто бывает, оказался довольно прост. Да и найден он был не вчера. Оставалось только дождаться героев, которые взялись бы довести идею до практического, причём массового применения.

Чтобы получить электрический автобус, недорогой, но притом способный свободно путешествовать по городу, нужно провернуть достаточно очевидную вещь: поставить системы сверхскоростной зарядки на каждой автобусной остановке. Желательно автоматизированные, дабы водитель не покидал кабины. Правда, аккумуляторы, способные хранить приличное количество энергии на единицу веса, не очень охотно переваривают большие токи, так что для наполнения их "под горлышко" нужно приличное время. И кто будет в час пик ждать такой "заправки"?

К счастью, существует замечательная альтернатива химическим батареям — суперконденсаторы. По удельной ёмкости они хуже, к примеру, литиевых батарей на порядок, а то и больше. Зато умеют очень быстро заряжаться.
На первый (беглый) взгляд перед нами троллейбус. Только традиционных "рогов" не видно и провода наверху загадочно обрываются рядом с остановкой. Не зря авторы системы нарисовали на борту машины знаки вопроса (фото Shanghai Aowei Technology).

Именно такой транспортный проект развивают китайские компании Sinautec и Shanghai Aowei Technology совместно с американскими Sinautec Automobile Technologies и Foton America Bus.

Последняя производит в США автобусы и грузовики под маркой, принадлежащей китайской Beiqi Foton Motors, и одновременно занимается альтернативными технологиями: гибридами, машинами, работающими на сжатом природном газе и водороде, теперь вот и электрическим транспортом. Aowei же – специалист по суперконденсаторам, ну а за Sinautec Automobile — общее проектирование системы.

С 2006 года партнёры тестируют на одной из коммерческих линий в Шанхае 17 опытных образцов суперконденсаторных автобусов (Ultracap Bus). Когда такая машина подъёзжает к остановке, водитель нажимает на кнопку и над крышей поднимается токоприёмник. Он подключается к двум проводам, висящим над землёй словно провода троллейбуса (но по длине не выходящим за территорию остановки). Чтобы принять порцию энергии, достаточную для броска к следующему пункту на маршруте, Ultracap Bus требуется всего две минуты: это происходит, пока пассажиры выходят и входят в автобус.
Конденсаторный автобус глотает электричество на остановках

Шанхайский технопарк, международный выставочный центр и ряд других интересных мест уже обзавелись остановками для Ultracap Bus. Справа внизу: блок суперконденсаторов (фотографии Sinautec Automobile Technologies, Shanghai Aowei Technology).

Ёмкость суперконденсаторов, установленных под полом автобуса, составляет 5,9 киловатт-часов. Расход же энергии машиной равен 0,66-0,93 кВт-ч на километр. При спокойной езде Ultracap Bus может проехать "на одном дыхании" до 8,8 км. Но реальные отрезки пути куда меньше — всего несколько кварталов, поэтому и заправки — короткие. Вообще же с нуля и до 100% суперконденсаторный блок в Ultracap Bus заряжается примерно 6 минут (точное время зависит от выбранного в зарядной сети напряжения).

Апробация технологии в Шанхае показала выгоду "суперавтобусов". Во-первых, и это едва ли не главное, они по оценке партнёров оказались примерно на 40% дешевле, чем автобусы с литиево-ионными аккумуляторами. По сравнению с троллейбусом они вышли экономичнее (тут сполна используется рекуперация энергии при торможении, поясняют инженеры).

Но в отличие от "рогатого" транспорта Ultracap Bus более свободно чувствуют себя на улицах. Если число маршрутов и, соответственно, зарядных остановок увеличить, каждый суперконденсаторый автобус сможет легко колесить едва ли не по всему городу.
Исходя из нынешних цен на электричество и дизтопливо, партнёры посчитали, что "топливные" расходы "суперавтобуса" на порядок ниже обычного, что означает экономию порядка $200 тысяч за обещанные 12 лет жизни машины. Надёжность и простота силового агрегата — ещё один плюс новинки в сравнении как с дизельными, так и с аккумуляторными соперниками. За три с лишним года работы в Шанхае ни у одного Ultracap Bus не случилось ни одного отказа.

Что до пресловутого "углеродного следа", то, по словам исполнительного директора Sinautec Automobile Technologies Дэна Е (Dan Ye), даже если считать, что всё электричество для Ultracap Bus получается на угольной электростанции, такой автобус "выбрасывает" в атмосферу только треть от углекислого газа, выделяющегося дизелем. И ведь всегда остаётся возможность вырабатывать электричество более "зелёными" способами.

Собственно, в этом направлении партнёры по проекту и намерены двигаться дальше. 21 октября 2009 года они собираются представить американской публике 11-местные открытые автобусики на суперконденсаторах (Eleven Seat Minibus). Эти машины предназначены для коротких вояжей по территориям выставок, аэропортов, гипермаркетов, курортов и университетских кампусов. Вообще-то однодневная презентация и пройдёт в кампусе Американского университета в Вашингтоне (American University).

Мини-автобусы будут заряжаться от ряда мобильных 5-киловаттных фотоэлектрических генераторов, — гласит пресс-релиз Sinautec Automobile Technologies. Для этого к проекту подключилась американская Stella Group — специалист по солнечным батареям.
Конденсаторный автобус глотает электричество на остановках

11-местные мини-автобусы на суперконденсаторах. Запас хода у них составляет 16 километров, главным образом за счёт низкого расхода энергии – 0,16 кВт-ч на километр (фотографии Sinautec Automobile Technologies).

Но эти "малыши" представляют собой, образно говоря, "боковую ветвь" технологии. А вот про маршрутные автобусы Ultracap Bus следует поговорить ещё. Кажется, всем они хороши. Да ещё и кондиционером оборудованы. Только вот тратит кондей не сильно меньше, чем скромный тяговый электромотор машины. Потому при включении охлаждения салона на всю катушку запас хода на одной зарядке у Ultracap Bus падает более чем в 1,5 раза — до 5,6 км.

Это, конечно, больше, чем дистанция между двумя типичными городскими остановками. Но на всякий пожарный запас хотелось бы иметь значительнее. Простое же увеличение набора суперконденсаторов не очень-то правильный путь: будет расти масса машины, а главное — цена.

Партнёры полагают, что сами суперконденсаторы ещё не сказали последнего слова. Сейчас в опытных образцах Ultracap Bus стоят накопители с удельной ёмкостью 6 Вт-ч/кг (для сравнения: литиевые аккумуляторы обладают удельной ёмкостью примерно 110-200 Вт-ч/кг).

Клиффорд Клэр (Clifford Clare), исполнительный директор Foton America Bus, рассказывает, что в начале 2010 года компания выкатит на испытания шестьдесят Ultracap Bus второго поколения, оснащённые ультраконденсаторами с удельной ёмкостью 10 Вт-ч/кг. А в третьем поколении партнёры намерены довести удельные показатели суперконденсаторов до уровня свинцово-кислотных аккумуляторов, а может, и выше. Тогда запас хода на одной зарядке такого автобуса окажется равен 30-35 километрам.
Конденсаторный автобус глотает электричество на остановках

Ultracap Hybrid Bus может проехать без подзарядки 72 км, при включённом на полную мощность кондиционере. Номинальная вместимость у этой модели такая же, как и у чисто конденсаторного собрата, – 41 человек, а максимальная скорость повыше – 53 км/ч (фото Sinautec Automobile Technologies).

Суперконденсаторы в начинке такого автобуса рассчитаны на полный срок службы машины — порядка всё тех же 12 лет, а вот аккумуляторы надо будет менять раз в 18 месяцев, увы. Одна отрада: свинцовые батареи гораздо дешевле литиевых. Но всё равно понятно, почему авторы проекта так стремятся нарастить возможности именно суперконденсаторной модели.

Foton America Bus ведёт переговоры с транспортниками Нью-Йорка, Чикаго и ряда городов во Флориде об открытии опытных линий для Ultracap Bus. И развитие такой же сети в Китае, вероятно, будет продолжено.

Короткая подпитка на остановках — интересная альтернатива прочим методам зарядки электрического транспорта. Тут можно вспомнить "беспроводные дороги", показанные недавно корейцами, и роботизированную горячую замену аккумуляторов. Первый вариант обладает не самым лучшим КПД. Второй же усложняет устройство зарядных пунктов. И хотя на роль персонального электротранспорта "троллейбус без проводов" едва ли сгодится (будем уповать на сверхскоростные литиевые батареи?), вполне может быть, что мы наблюдаем "начало конца" троллейбусов.
7
1352
10 ноября 2009
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Электрический автобус ставит рекордыЭлектрический автобус ставит рекорды

Американская компания Proterra провела испытания полностью электрического автобуса Catalyst E2, который работает от батарей. Машина прошла на одной за...

Французы разработали гибридное спорткупе с запасом хода 800 километровФранцузы разработали гибридное спорткупе с запасом хода 800 километров

Небольшая французская компания Exagon Motors представила гибридный спорткар Furtive eGT, который планируется запустить в серийное производство через д...

Странные автобусыСтранные автобусы

В британском графстве Кембриджшир есть очень интересный вид общественного транспорта. Это почти обычные автобусы, которые ездят по необычным дорогам,...

“Водородный” велосипед“Водородный” велосипед

Китайские инженеры из компании Shanghai Pearl Hydrogen Power Source Technology Co, создали велосипед, имеющий в составе конструкции водородный двигате...

Загрузка...
Комментарии

Toreador
10 ноября 2009 10:39
эт... уже полутрал)

cic
10 ноября 2009 12:56
МАЗы рулят

DiMoS
10 ноября 2009 15:07
Sl0nique, у нас таких хватает.

Романтик1987
10 ноября 2009 22:36
DiMoS,
+1

PlayDotABeHappy
10 ноября 2009 22:37
aga , uzhe vizhu zagolovki gazet tipo : v rezultate mehanicheskogo povrezhdeniia konder zamknulo s korpusom i ubilo 10 chelovek ili chtoto v etom rode :))

Barboss
11 ноября 2009 08:50
Блин горелый.
Минимум по две минуты на зарядку - это круто.
Полторы минуты едешь, две заряжаешься. Это точно для нэттарраплливых эстооннцев.

ЛЩДШФ
11 ноября 2009 17:58
а на камунмаше случаем такое не ваяли?
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Вторник, 28 Марта
USD 1.8732
EUR 2.0351
RUB 0.0329
hulk1985 69 минут назад Спрос рождает предложение, закон рынка. fakku 301 минут назад
Цитата: Mab
А благодаря тому, что затащила в постель своего 17-летнего ученика. Но основная причина её знаменитости не в этом. Мы расскажем чудесную историю в самом конце под катом, перед последней фотографией. Не поленитесь посмотреть и почитать!

Всё очень просто: малолетние хвастливые пиздюки сдают училок на фоне хвастовства. А девчонки пялятся с физруками и молчат. И всех делов.
Mab 403 минут назад
Отныне граждане Грузии могут посещать ЕС без виз

28 марта официально начал действовать безвизовый режим Евросоюза для граждан Грузии.
tergo2000 422 минут назад В с е- самки фертильного возрасту!!! Только рожать!!! Flint 425 минут назад Mab,
В бошке у тебя лайм)))
Offshorчик 437 минут назад Українці ж, які в ділі організації масових заварушок, від сільських весіль і до мільйонних маніфестацій включітєльно являються признаними мастєрами екстра-класа, учора з симпатіями, хоть і нєсколько свисока, спостерігали за аматорськими попитками граждан Білорусі та РФ доказать своїм властям, шо “їх уже тошніт”. Ветерани українських майданів професійно проаналізували проісходяще, розклали усі помилки протестуючих по поличкам, прийдя к одностайному виводу, шо “ніхера з того не буде”. І вони совершенно праві, правда лише отчасті. Діло в тому, шо нєфтєналівная баржа “РФ” пойдьот ко дну не залежно від того, чи крушеніє буде сопровождаться бунтом пасажирів, чи вони до кінця нишком блюватимуть собі в кулаки, чемно сидячи в трюмах. (C) Дід Свирид glebator 441 минут назад Друг друга спрашивает, когда паспорта отдадут нигерам Mab 448 минут назад
Radler Lime & Mint - коктейль с тем же светлым пивом, но добавлены лимонад и мята.

Не лимонад, а лайм.
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
11 пользователей, 736 гостей