Почему животные или люди занимаются сексом? Животные, от насекомых до птиц и млекопитающих, для произведения потомства испытывают необходимость в сексе, который не является, кстати, только их прерогативой. Признаки сексуальности существуют и у растений, и у грибов и даже у простейших. Исследование, опубликованное в американском журнале Science, доказывает, что Trichomonas vaginalis (простейшие микроорганизмы, обитающие в мочеполовой системе), размножаются не простым поперечным делением, как считалось ранее, а имеют характеристики, необходимые для полового размножения.' />

Когда и как появился секс

Когда и как появился сексАмериканские исследователи утверждают, что два миллиарда лет назад бесполые существа изменили в процессе выживания свою репродуктивную систему.
Когда-то Землю населяли амебовидные и бесполые существа (организмы), которые размножались, не испытывая для этого необходимости в сексе. Каждое существо делилось надвое, и его гены доставались потомкам: если "родитель" был гаплоидным (обладал половиной того количества хромосом, которые есть у современного человека), то и "дети" его появлялись на свет гаплоидными. Но подобная схема заведомо вела к генетическому "сбою", т.к. гаплоидные клетки, после того, как дублировали собственный ДНК, больше не могли делиться и в результате порождали мутированные клетки, в которых набор хромосом был вдвое больше, чем у современного человека.
Чтобы защитить себя от подобной "ошибки", клетки научились выделять одинаковые хромосомы и комбинировать из них что-то вроде "семей". Каждый член такой "семьи" мог смело меняться генами с другой "семьей", избегая тем самым опасности дублирования.
Но размножение половым путем, т.е. обмен собственным ДНК с ДНК другой особи для формирования нового генома (совокупность всех генов организма; его полный хромосомный набор), требует гораздо больше энергии и в генетическом плане не очень-то выгодно. Бесполый организм передает потомкам полный набор своих генов, в то время как половое размножение сокращает его вдвое.

Почему же секс настолько популярен среди различных биологических видов?
Потому что объединение двух геномов способствует эволюции. Синтез разных геномов порождает новый - более сильный и свежий. И организм, обладающий им, гораздо лучше адаптипуется к условиям жизни, к примеру, может эффективнее противостоять стрессу. Мэттью Годдард, который работает в Ауклэнде (Новая Зеландия), продемонстрировал данную теорию на собственном эксперименте. Он вырастил два вида дрожжей, один из которых мог воспроизводиться посредством полового размножения, а второй - посредством бесполого. В условиях стресса, искусственно созданных им для дрожжей, как то отсутствие питательных веществ, хорошо развивались только "половые" особи, а "бесполые" тем временем просто погибли.
Простейший организм Leishmania (передается человеку через укусы москитов) извлекает пользу из занятий сексом, утверждают на страницах Science ученые г. Бесезды (штат Мэриленд, США). "Каким образом?", спросите вы. Благодаря сексу этому виду простейших удается адаптироваться к иммунной системе человека, избегая собственной гибели от защитных реакций человеческого организма.
Конечно, существует опасность мутаций, чреватых летальным исходом. Если данные мутации возникают в бесполом организме, они замедляют его развитие и передаются следующим поколениям. В случае же попадания их в клетки со свежим ДНК (полученным в результате полового размножения), то есть в более неблагоприятные для них условия обитания, мутировавшие клетки гибнут.

Таким образом, становится понятно, что обмен ДНК стал необходимым и наиболее эффективным способом выживания, развития и улучшения генома своего будущего потомства.
Corriere della sera, перевод Светланы Петелько