РЕКЛАМА

Загрузка...

Подбить «Пантеру» было непросто, но советские танкисты справлялись с этой задачей.
Фото из книги «Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах»

В ряде публикаций уже оспорено одно из самых живучих суждений отечественной историографии – «Т-34 – лучший танк Второй мировой войны». Однако хотелось бы предостеречь от увлечения этой «вновь открывшейся истиной». Мы подсознательно стремимся к предельно простым объяснениям сложнейших явлений истории, принимая эту простоту за функцию истинности. В итоге на смену одной простой схеме: «советское – значит лучшее, потому и победили» приходит другая, не менее простая: «советское – худшее, но более многочисленное, победили количеством».' />

Т-34 против «Пантеры»: поединок менталитетов

В ответ на рост производства советских танков немцы обрекли себя на создание множества сложных, но малосерийных образцов бронетехники
Т-34 против «Пантеры»: поединок менталитетов

Подбить «Пантеру» было непросто, но советские танкисты справлялись с этой задачей.
Фото из книги «Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах»

В ряде публикаций уже оспорено одно из самых живучих суждений отечественной историографии – «Т-34 – лучший танк Второй мировой войны». Однако хотелось бы предостеречь от увлечения этой «вновь открывшейся истиной». Мы подсознательно стремимся к предельно простым объяснениям сложнейших явлений истории, принимая эту простоту за функцию истинности. В итоге на смену одной простой схеме: «советское – значит лучшее, потому и победили» приходит другая, не менее простая: «советское – худшее, но более многочисленное, победили количеством».
В этой связи хочется добавить один существенный аспект, позволяющий взглянуть на картину советско-германского технического противостояния несколько с неожиданной стороны и осознать, что истинное содержание этого процесса неизмеримо сложнее обаятельной простоты наших схем. Это аспект ментального противоборства во Второй мировой войне.

МЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

Танк, как и любой технический объект, есть материализованный замысел, отражающий представления его авторов о функциях данного объекта. В силу этого ментальный аспект технического объекта представляется как иерархически выстроенная совокупность его сущностных характеристик. А любой технический объект есть результат компромисса между взаимоисключающими требованиями. Это значит, конструктор (заказчик) изначально оказывается в ситуации выбора, когда определяет, чем жертвовать и чему отдавать предпочтение: защите или подвижности, или огневой мощи...
Именно в момент выбора и срабатывает «ментальная установка», поскольку конструктор (заказчик) руководствуется при этом некими основополагающими ценностями – буквально, что есть хорошо и что плохо, что важно, а что – нет, что допустимо, а что – невозможно. Причем, как показывает история, эти компромиссы в трактовке разных национальных конструкторских школ разительно отличались, что было прямым следствием различий национальных ментальных установок, определяющих базовые ценности.



ПОДАВЛЯЮЩЕЕ, НО БЕСПОЛЕЗНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО

К 1941 году Т-34 являлся наиболее совершенным средним танком, воплотившим все достижения советской конструкторской мысли и промышленности, его антагонистом в той же «весовой категории» был германский средний танк Pz-IV. Если сравнить их характеристики, приняв показатели Pz-IV за 100%, то к началу войны советский танк имел абсолютное превосходство над Pz-IV в защите – коэффициент 219,3, значительное преимущество в подвижности – коэффициент 136,1, существенное в огневой мощи – 121,4, и абсолютно уступал в удобстве работы экипажа и эксплуатации – коэффициент 48,3.

Если же дополнить эти данные сопоставительным анализом компоновочной схемы Т-34 и Pz-IV, станет ясно, каким образом советским конструкторам удалось добиться столь значительного превосходства над противником и какова оказалась цена этого превосходства.

Главное преимущество Т-34 – в защите – было достигнуто благодаря использованию увеличенных (так называемых рациональных) углов наклона брони – до 60 градусов в лобовой и 45 градусов в боковой проекции. Но из-за склонения листов брони внутрь уменьшился забронированный объем корпуса и башни. В результате 26-тонный танк (выпуска 1940 года, в 1941 году потяжелел до 28 т) оказался тесным даже для четверых членов экипажа, а экипаж немецкого 20-тонного Pz-IVD включал пять человек!

В тесной башне тридцатьчетверки размещалось всего двое – заряжающий орудия и командир, исполнявший обязанности наводчика. В реальных условиях боя это отвлекало командира от исполнения главных обязанностей – управления собственным танком и подчиненным подразделением – взводом, ротой, батальоном. Установка на Т-34 мощной 76-мм пушки Ф-34 и габаритного дизельного двигателя также поглотила дополнительный объем боевого отделения.

Преимущество в защите Т-34 обеспечивалось и малым количеством эксплуатационных и рабочих люков – 5 против 12 у Pz-IVD. Каждый член экипажа немецкого танка имел свой собственный люк, в то время как в советском танке было всего два люка на четверых. Излишне говорить, что это означало в условиях боя.

Эти недостатки усугублялись низким качеством и конструктивными изъянами приборов наблюдения, остававшихся на уровне начала 1930-х годов. Все это Т-34 унаследовал от танков предшествующей серии БТ-5 и БТ-7. Этот малоизвестный факт противоречит распространенной в литературе точке зрения, согласно которой Т-34 задумывался как танк нового поколения. По сути, Т-34 возник как результат последовательной и глубокой модернизации БТ-7.

В итоге все преимущества Т-34 в защите и огневой мощи были «куплены» ценой колоссального отставания в эксплуатационных характеристиках, прежде всего в удобстве работы экипажа. Выбирая между защитой, огневой мощью и удобством, советские конструкторы в отличие от своих противников предпочли поступиться удобством.

«Тридцатьчетверка» была своего рода «народным танком», в ее концепции отразились ментальные установки не только инженеров, но и танкистов. Приборы наблюдения, связь, условия работы экипажа ни танкистами, ни конструкторами не рассматривались как сопоставимые по значимости с огневой мощью, защитой и подвижностью.

Еще одно, присущее Т-34, сочетание минусов и плюсов – приоритет простоты и дешевизны конструкции в ущерб качественным характеристикам конструкции в целом. Характерной чертой компоновки Т-34, также унаследованной от серии БТ, было расположение моторной и трансмиссионной установки в кормовой части машины. Немцы во всех своих танках использовали раздельную схему – двигатель в корме, трансмиссия впереди. Схема Т-34 имела свои преимущества. Главное – простота установки и обслуживания. Минусом была система приводов управления, идущая через весь танк от места механика-водителя к трансмиссии, что многократно увеличивало усилие на рычагах управления и существенно затрудняло переключение передач.

Точно так же примененная на советском танке индивидуальная пружинная система подвески с катками большого диаметра, будучи в сравнении с подвеской Pz-IV очень простой и дешевой в изготовлении, оказалась габаритной в размещении и жесткой в движении. Систему подвески Т-34 также унаследовал от танков серии БТ. Простая и технологичная в изготовлении, она из-за большого размера катков, а значит, малого количества опорных точек на гусеницу (пять вместо восьми у Pz-IV), и пружинной амортизации приводила к сильному раскачиванию машины в движении, что делало совершенно невозможной стрельбу с ходу. Кроме того, в сравнении с торсионной подвеской она занимала на 20% больший объем.

Оценивая в целом ментальную составляющую конструкции Т-34, можно сказать, что его превосходство в защите, подвижности и огневой мощи было достигнуто за счет удобства и эффективности. Прямым следствием этого стала парадоксальная ситуация начала войны, когда Т-34 из-за перегруженности командира и плохих приборов наблюдения, недостатков трансмиссии не мог реализовать свое абсолютное превосходство над танками противника. Вывод о подавляющем преимуществе Т-34 был сделан немецкими генералами лишь по истечении четырех месяцев войны, хотя уже в июне–июле 1941 года многочисленные образцы новых советских танков были отправлены в Германию для исследования. Судя по всему, летом 1941 года немецкие специалисты не сумели по достоинству оценить Т-34 именно из-за низкого уровня технического совершенства.



ГЕРМАНСКИЙ ОТВЕТ

Немедленным ответом на «вызов Т-34» стала модернизация германских танков. И в этом ответе очень ярко проявились ментальные особенности решения проблемы повышения эффективности танка как объекта национальной технической культуры.

Весной 1942 года на вооружение вермахта появляются Pz-IV модификаций «F» и «G», в которых нашел отражение опыт боестолкновений с советскими танками. Германские конструкторы радикально повышают огневую мощь путем установки новой пушки – KwK40 с длиной ствола 48 калибров (вместо прежней пушки KwK37 с длиной ствола 24 калибра), что позволило увеличить бронепробиваемость в 1,6 раза. Существенно усиливается бронирование – на 66% лоб корпуса и башни и на 50% – борт корпуса и башни. Достигнуто это было за счет увеличения массы Pz-IV на 3,5 т и некоторого снижения подвижности. Но главным было все-таки сохранение прежних условий работы экипажа. Другими словами, германские конструкторы ради усиления огневой мощи и защиты предпочли пожертвовать лишь подвижностью, но не удобством.

В течение первого года войны Т-34 также подвергся модернизации. Конструкторы пытались устранить наиболее вопиющие недоработки машины. Была улучшена трансмиссия, воздухоочистители, увеличен боезапас и т.д. Самым заметным изменением конструкции «тридцатьчетверки» стала разработка новой башни. Однако причиной этого стало не стремление улучшить условия работы экипажа и сделать наконец-то башню трехместной, а требования технологии. Новая башня была более простой в изготовлении – теперь ее можно было отливать в формах машинного изготовления, штамповать с помощью мощного пресса и использовать автоматическую сварку при сборке. Другими словами, изменения Т-34 были продиктованы иным, нежели у Pz-IV, приоритетом – упрощением и удешевлением производства. Задача увеличения или хотя бы сохранения огневого превосходства над модернизируемыми немецкими танками даже не ставилась.

Сравнение Т-34 с модернизированным Pz-IVG показывает, что советский танк по-прежнему сохранял свое преимущество в защите, но коэффициент превосходства сократился с 219,3 до 179,6. Относительная подвижность советского танка даже возросла – со 130,4 до 137,9, но кардинально изменилось соотношение огневой мощи – со 121,4 оно упало до 93,2. Усовершенствованные Pz-IV сравнялись с Т-34 в дистанции эффективного огневого боя и уже на расстоянии 900–1000 м их снаряды пробивали лобовую броню корпуса и башни советского танка. Сохранив свое преимущество в удобстве работы экипажа, прежде всего в приборах наблюдения и управления огнем, модернизированный Pz-IV получил явный огневой перевес над Т-34 на дальних дистанциях ведения боя.

В итоге к весне 1942 года немецкие конструкторы, ограничившись весьма скромными изменениями в конструкции Pz-IV, решили «проблему Т-34». Модернизированные немецкие танки весьма успешно боролись с советскими тридцатьчетверками.



В ПОГОНЕ ЗА АБСОЛЮТНЫМ ПРЕВОСХОДСТВОМ

Казалось бы, германское командование имело все основания направить свои дальнейшие усилия на расширение производства модернизированных танков, закрепив, таким образом, достигнутое превосходство. Однако летом 1942 года было принято решение приступить к созданию новых танков Pz-V «Пантера» и Pz-VI «Тигр». И причины этого были отнюдь не оперативно-стратегического или военно-технического характера, поскольку в этот период германские войска добились весьма впечатляющих успехов.

Появление «Тигров» и «Пантер» объяснялось исключительно желанием немецкого руководства восстановить пошатнувшееся техническое превосходство германского оружия. Осенью 1941 года это превосходство было оспорено успешными действиями советских «тридцатьчетверок», и тогда была поставлена задача «снова добиться технического превосходства над русскими». Превосходство Т-34 было воспринято немцами очень болезненно, как своего рода вызов, как нечто, противоречащее представлениям о чертах, присущих немецкой нации, ее культуре, в том числе технической. Иначе говоря, превосходство Т-34 было воспринято именно как ментальный вызов.

Сопоставление характеристик Т-34 и «Пантеры» показывает, что с появлением нового немецкого танка практически все относительные показатели тридцатьчетверки резко упали. Так, огневая мощь снизилась с 93,2 (относительно Pz-IVG) до 70,3, удобство работы советского экипажа с 52,7 до 39,4. Несмотря на то, что «Пантера» оказалась очень тяжелой и большой (эти показатели для Т-34 – на 20% меньше), германским конструкторам удалось почти сравняться с «тридцатьчетверкой» в подвижности. В это верится с трудом, но почти 45-тонный Pz-V лишь на 6% уступал в подвижности 28-тонной Т-34. (Pz-IV уступал «тридцатьчетверке» почти на 38%). Даже былое преимущество Т-34 в защите было сведено к минимуму – до 111,4. Т-34 сохранил преимущество в бронировании перед «Пантерой» лишь благодаря большей толщине брони на второстепенных участках – крыша, борт и корма башни, борт и днище корпуса. В то же время «Пантера» имела двойное превосходство в бронировании самых опасных участков – лоб корпуса и башни.

Как и модернизированный Pz-IV, «Пантера» отличалась резко возросшей огневой мощью. Но, как и у Pz-IV, достигнуто это было при сохранении прежнего калибра за счет увеличения длины ствола до 70 калибров, что позволило повысить бронепробиваемость нового орудия в 1,6 раза.

Лобовой лист «Пантеры» толщиной 80 мм был наклонен под углом 55 градусов, что увеличивало его бронестойкость в два раза. В аналогичной ситуации с Т-34 это привело к существенному уменьшению внутреннего объема танка и вынужденному размещению люка водителя в лобовом листе. Однако в случае с Pz-V мы имеем прямо обратный результат – по величине внутреннего забронированного объема он превосходит все советские и большинство германских танков.

Секрет прост. Германские конструкторы не стали наклонять листы брони вовнутрь, уменьшая тем самым забронированный объем, а раздвинули их вовне (!), увеличив объем. Главные минусы – существенное увеличение размеров и веса танка. По массе – 45 т Pz-V далеко обогнал Т-34 (28,5 т) и почти сравнялся с советскими «тяжеловесами» – КВ (47,5 т) и ИС (46 т).

В результате авторам проекта «Пантеры» удалось кардинально увеличить защиту, огневую мощь, подвижность, улучшив при этом условия работы экипажа, пожертвовав лишь увеличением габаритов и массы. Появление Pz-V «Пантера» на поле боя кардинально изменило соотношение сил. Новый немецкий танк мог поражать лобовую броню Т-34 уже на расстоянии 1500 м, в то время как «тридцатьчетверке» нужно было для этого сблизиться на расстояние менее 100 м.



СОВЕТСКИЙ КОНТРАРГУМЕНТ

Истинные качества новых немецких танков самым драматическим образом проявились летом 1943 года во время Курской битвы. Теперь уже «Пантеры» и «Тигры» безнаказанно расстреливали Т-34 и КВ с немыслимых для нас дистанций в 1,5–2 км, сами оставаясь неуязвимыми. Наша общепризнанная победа на Курской дуге обернулась для советских танковых войск тяжелейшими потерями. По официальным данным, в Курской оборонительной операции было потеряно 1614 танков и САУ из 5130 имевшихся к началу. Ежесуточные потери при этом составили 85 машин. Соотношение потерь на поле боя составило 1:3 в пользу противника.

И в нашем ответе на этот вызов также ярко проявилась своя ментальная составляющая. Ответом на появление «Пантеры» стал Т-34-85. Новой «тридцатьчетверке» удалось сравняться с «Пантерой» по огневой мощи – коэффициент 102,7; несколько улучшить показатель защиты – до 118,3; кардинально были улучшены условия работы экипажа Т-34-85 – до 83,7. И все это – при незначительном снижении подвижности – до 103,5. За счет чего были достигнуты столь впечатляющие результаты?

Напомним, что немцы, стремясь кардинально увеличить огневую мощь «Пантеры», вооружили ее новой, специально разработанной пушкой Kwk42, причем того же калибра 75 мм, что и Pz-IV. Сохранение прежнего калибра имело ряд достоинств – удавалось избежать существенного роста массы и габаритов, сохранить размер боекомплекта и скорострельность. Минусами этого варианта были ограничение маневра огнем из-за большой – около 5 м – длины ствола и повышенная сложность изготовления. Но главное – немцы вынуждены были в ходе войны пойти на все издержки создания и запуска в серию совершенно нового орудия.

Советские конструкторы избрали другой путь. Огневая мощь новой «тридцатьчетверки» обеспечивалась за счет увеличения калибра орудия – с 76 до 85 мм. При этом мы, безусловно, теряли все те плюсы, что давало сохранение прежнего калибра, но выигрывали в увеличении бронепробиваемости в 1,7 раза по сравнению с Т-34. Теперь орудие «тридцатьчетверки» пробивало лобовую броню башни Pz-V с расстояния в 1000 м, и бортовую броню корпуса и башни с расстояния до 2000 м.

Но главное в другом – за основу новой танковой пушки С-53 была взята 85 мм зенитная пушка образца 1939 года, что значительно удешевляло и ускоряло производство танковых орудий. Другими словами, советские конструкторы не стали «мудрствовать лукаво», а взяли то, что подходило по характеристикам. И опять главным приоритетом оказалась простота, а значит, и дешевизна конструкции. В результате минимальных изменений в конструкции Т-34 (увеличенная башня с новым орудием) советским конструкторам удалось свести к минимуму преимущества нового немецкого танка, найдя, таким образом, вполне адекватный ответ на «вызов «Пантеры».



ЦЕНА ТЕХНИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА

Структура немецкой ментальной модели жестко задавала единственную возможность ответа на «русский танковый вызов» – достижение полного технического превосходства. Но ментальное табу, необходимость сохранить удобство (большой забронированный объем), оставляло единственную возможность для этого – увеличение массы и размеров. В результате возникала фатальная последовательность: необходимое усиление защиты и огневой мощи при сохранении большого забронированного объема неизменно вело к росту массы, а значит, к необходимости создания нового двигателя, новой подвески, трансмиссии и в итоге – нового танка. Вот почему в ходе войны, начиная с 1942 года, немцы были вынуждены создавать новое поколение танковых вооружений.

Каждый из этих танков являл собой в полном смысле слова последний образец немецкой техники, воплощая все ее достижения. На новых немецких танках появились такие новинки, как автоматическая коробка передач, привод управления танком с помощью рулевого колеса, система продувки ствола орудия после выстрела, приборы ночного видения, автоматическая система пожаротушения и др.

Самым существенным минусом такого варианта «ответа на вызов» стал значительный рост трудоемкости и стоимости нового танка. По трудоемкости «Пантера» превзошла Pz-IV почти в два раза. То есть вместо одной «Пантеры» можно было произвести два Pz-IV. С точки зрения целесообразности и критерия стоимость–эффективность такой ответ был невероятной роскошью в условиях тотальной войны. Но немецкое руководство предпочло именно этот вариант ответа на советский «танковый вызов». Почему? Думается, главной причиной стало желание продемонстрировать немецкое техническое превосходство. Танки для этой цели подходили более всего. Демонстрация была адресована и противнику, и своим солдатам, поскольку демонстрация как таковая есть одна из мощных форм морального воздействия.

В начальный период войны успехи блицкрига говорили сами за себя. А вот после его провала и вступления войны в иную фазу – длительного противоборства потенциалов – такая потребность возникла. Поражения зимы 1941-го и особенно 1942 года подрывали веру вермахта в свое превосходство. Демонстрация мощи должна была восстановить ее. Кроме того, демонстрация технического превосходства должна была сломить появившуюся у противника веру в собственные силы. Именно этот аргумент и стал решающим при утверждении плана операции «Цитадель».

Наша ментальная модель имела иные приоритеты, свою «священную корову» – сохранение массовости производства, а значит, и простоты конструкции. Это было личным и очень жестким требованием Сталина. Именно поэтому советские конструкторы, совершенствуя и средние, и тяжелые танки, всегда шли по пути выбора самых простых и дешевых вариантов. Все недостатки, вызванные простотой новых моделей, искупались массовостью их производства.

Жесткое требование ГКО и лично Сталина постоянно увеличивать производство танков заставляло всемерно удешевлять производство, постоянно сокращая трудозатраты. К началу 1945 года трудоемкость изготовления Т-34 снизилась по сравнению с 1940 г. в 2,4 раза, в том числе бронекорпуса – в 5 раз, дизеля – 2,5 раза. И это в условиях, когда без снижения количества производимых машин был совершен переход к производству Т-34-85 вместо Т-34. Неудивительно, что на протяжении всей войны советская промышленность сохранила абсолютное превосходство в количестве произведенных танков.

Но советская ментальная модель имела еще одно существенное достоинство. Самое простое усовершенствование, например установка на Т-34 новой пушки, заставляло немецких конструкторов разрабатывать новые модификации, которые по сложности, а значит, и стоимости многократно превосходили советский вариант. Они обрекали себя на создание машин заведомо и несравнимо более дорогих и сложных, следовательно – малочисленных. Во время войны было принято на вооружение 12 модификаций Pz-III и 10 модификаций Pz-IV, 4 – Pz-V. В рамках подобной модели ответа на советский «танковый вызов» немцы не имели шанса хотя бы приблизиться к советским показателям массового производства танков.

Кроме того, принятие на вооружение совершенно новых и более сложных типов танков в экстремальных условиях войны неминуемо приводило к тому, что машины получались «сырыми», со множеством «детских болезней», устранение которых требовало значительного времени и усилий.

И, наконец, еще одно прямое следствие попытки германских конструкторов ответить на «вызов Т-34» в рамках собственной ментальной модели. Резкий рост массы новых немецких танков с 20–22 т до 45–70 т привел к резкому снижению их оперативной и тактической подвижности. Так, например, запас хода новых немецких танков оказался настолько мал – для «Тигра» по шоссе 150 км, и 60 (!) км по пересеченной местности, для «Пантеры» соответственно – 200 и 80 км, что предписывалось всячески ограничивать их марши своим ходом и использовать железнодорожный транспорт, что было весьма сложно.

Pz-V «Пантера» и Pz-VI «Тигр», по сути, превратились в противотанковое средство (танки-истребители) в отличие от Pz-III и Pz-IV, которые были ударным средством маневренной, наступательной войны. Эта особенность новых танков выявилась уже в ходе Курской битвы. Лобовая броня «Пантеры» была практически неуязвимой для огня советских танков и противотанковой артиллерии, в то время как бортовая броня корпуса и башни пробивалась даже снарядами 45-мм орудия.

Летом 1944 года генерал-инспектор танковых войск вермахта Гейнц Гудериан вынужден был констатировать: «Пехотные дивизии не удавалось обеспечивать необходимым количеством противотанковых средств, и недостаток в них приходилось возмещать танками. В результате, несмотря на ежемесячное производство в среднем 2000 бронемашин всех типов, они не использовались для выполнения основной их задачи – ведения решительного наступления». Продолжающийся же рост производства советских танков только усугублял это следствие, заставляя германское руководство все более и более использовать танки для противотанковой обороны.

Другими словами, ответ на ментальный «вызов Т-34» в рамках немецкой ментальной модели привел к отказу от прежней концепции использования танков. В результате немецкая армия потеряла свое оружие, принесшее ей столь впечатляющие победы в 1939–1942 годах.
33
2390
18 ноября 2009
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Т-34 против «Пантеры»Т-34 против «Пантеры»

В ответ на рост производства советских танков немцы обрекли себя на создание множества сложных, но малосерийных образцов бронетехникиВ ряде публикаций...

Топ 10 лучших танков мира

Американский телеканал Military Channel опубликовал рейтинг самых лучших танков. Американские и британские эксперты выносили оценки по пяти параметрам...

ИС-2 в сравнении с немецкими аналогамиИС-2 в сравнении с немецкими аналогами

Прежде, чем начинать разговор о сравнении, мне хотелось бы отметить тот факт, что я, как автор этого сайта, считаю сравнение танков, то есть \"железа\...

Средний танк Panzer IV, оценка машиныСредний танк Panzer IV, оценка машины

Начать, по-видимому, следует с достаточно неожиданного утверждения о том, что созданием в 1937 году танка Pz.IV немцы определили перспективный путь ра...

Загрузка...
Комментарии

m16-utah
18 ноября 2009 15:44
да за что нам все это?!?!? =(
столько букаф.....

вообще эта тема интересна кому в таком приподношении?!?

Вадим Бананов
18 ноября 2009 16:08
Цитата: m16-utah
вообще эта тема интересна кому в таком приподношении?!?


прИподношение в виде комиксов для дебилов не имеет смысла, потому что они все равно т34 от тигра отличить не могут

KpeBeDko
18 ноября 2009 16:12
m16-utah,
написано вполне понятным языком . Если ты ничего не понял значит ты ещё не дорос .

Спасибо за статью .оч интересная.

Nen
18 ноября 2009 16:24
Цитата: m16-utah
вообще эта тема интересна кому в таком приподношении?!?


Более чем, отличная статья.

Brenwen
18 ноября 2009 16:33
Вот потому Т-34 и лучший, что в попытке переплюнуть его получается дорогое и малоэффективное в целом хз что. А вообще странно сравнивать средний танк с тяжелыми. Для борьбы с тиграми и пантерами предназначались самоходки и ИС-2.

Por4a
18 ноября 2009 17:23
Зачот! Давай про самолеты теперь

andrey317
18 ноября 2009 17:25
Спасибо, интересно.

НиколаиЧъ
18 ноября 2009 17:35
статья интересная, но автор не учел факт ,что на начало войны у СССР 34 не было, а "тб" вообще не могли быть конкурентами немецким танкам...На пороге отечественной Сталин поручил разработку современного танка и у конструкторов не было времени на "раскачку".Танк делали из принципа : простота, надежность и возможность массового пр-ва. И по-моему тигры и пантеры относились к тяжелым танкам, а 34 средний танк... и что здесь "оспаривать" для меня загадка...

REDwi
18 ноября 2009 17:48
Цитата: НиколаиЧъ
но автор не учел факт ,что на начало войны у СССР 34 не было

были,да и у немцев тоже около 55% составляли лёгкие танки pzkpfw I и II
остальное это чешские Lt и Lv и + pzkpfw III и около 100 штук IV.
а у наших помимо количественного превосходства, были также тяжёлые танки в отличии от немцев.

pavka
18 ноября 2009 18:18
что на начало войны у СССР 34 не было

Танк в производстве с 40 года, в 40 году уже было выпущено 117 танков на ХПЗ, за весь 41 год было выпущено порядка 3000 танков Т-34. Так что они были.

а "тб" вообще не могли быть конкурентами немецким танкам

возможно что "тб" и не могли конкурировать с немецкими танками, а вот БТ по своим ттх вполне себе (как легкий танк) мог конкурировать с легкими танками Германии.


Panzer
18 ноября 2009 18:21
интересная и очень верная статья.
Довольно объективно и без ненависти и показного патриотизма, взвешенный анализ технических сторон вопроса.
Мне очень понравилось.

GRaTHiuS
18 ноября 2009 18:49
кстати... потери на курской дуге были практически одинаковыми... но! т.к. поле боя осталось за советскими войсками, то 85% подбитых танков было восстановлено. это один. два - это то, что сравнивать "комфорт" в танках бессмысленно. до 30-х годов в СССР не было даже собственного автомобиля, а в 40 мы уже производили танки. Естественно понятия "комфорт" для воинов советской армии было на 100% таким, каким был Т-34. потому что сравнить не с чем. и автор заметил "детские болезни"... но больше ничего по этому поводу. а ведь пантеры шли как говорится чуть ли не опытными образцами в бой. трансмиссия летела сразу же, как только танк проезжал по грязи. приборы постоянно отказывали. про тигры даже говорить нечего - танк настолько часто ломался (не всегда ему удавалось проехать заявленные 60 км по пересеченной), что немцы хватались за голову. ведь для самого простого ремонта надо было вести на танкоремонтный завод. а советские Т-34 чинили прямо на поле после боя. к тому же отбуксировать Тигр мог только другой Тигр, а больше никто. сейчас вообще приятно считать, что Советский Союз случайно выиграл в войне... а это в корне не верно. и победили именно благодаря гению инженерной мысли. сейчас мы смеемся над американцами, которые отказываются воевать без кока-колы... а тут автор говорит что танк должен быть "комфортным"... во время войны танк должен быть бронебойным, защищенным, подвижным и массовым. короче аффтар выпей йаду. три с минусом

p.s. и эта статья о "убожестве и неудобстве и мнинмом превосходстве Т-34" после статьи о вытащенном из болота Т-34 с фашистским крестом? Немцы по вашему совсем дураки были? Пересаживались на Т-34 просто так, покататься?

Yuirka
18 ноября 2009 19:23
GRaTHiuS,

Вы не правы, в Советской армии тоже было много трофейных танков, и их ремонтировали и рисовали на них звезды не для того, чтобы "покататься"

SS
18 ноября 2009 19:43
спасибо! познавательно

Antonio1
18 ноября 2009 20:10
Простота в массовом производстве означает все, как показала история путь был верный.

vadim_moby
18 ноября 2009 20:11
автор ты полный мудаг))). В 41 году не было Т-34 ниразу. А во-вторых, ты просто содрал тему, которую даже сам до конца не проесек. Да и складывется мнение, что тебе в принципе насрать, впрочем как и мне.

зы: ресурс будет оставаться каличным до тех пор, пока не настанет момент жосткой модерации в планое иннтеллктуального контента.)).
Всем превед..
зызы: из топика в топик три темы - система управления государством, плохой Лукашенко, и лжепатриотический ливер. Уныло инитаво. Плюс ко всему, дурацкий и тупой юмор. Ощущение, что колхозников стало больше, чем минчан. Минчане, если есть таковые - у нас реально все плохо))))). Наступила эпоха оцтоя и колхозников, возомнивших себя интеллектуалами)). Это горько и смешно. Но это факт.
Всем превед))

modesty
18 ноября 2009 20:31
казз зачот, прочитал с удовольствием...все кому много букафф,стена там
-->|

BOCTOK
18 ноября 2009 20:45
Цитата: GRaTHiuS
Естественно понятия "комфорт" для воинов советской армии было на 100% таким, каким был Т-34. потому что сравнить не с чем.


Тут не о кожанном седенье по сравнении с деревянной лавкой говорят, тут о приборах, аппаратной части и тупо объеме на человека говорят. ИМХО ты не прав.

Далее... наштомповать дакуя болванок - напихать людишек в них и в бой! заепись страта - ЗЕРГИ РУЛЯТ! Сталин-сука это знал!
На самом же деле это очень печально, ибо только ценой людских жизней была достигнута победа. ( причем наших погибло несопостовимо больше.)

lesik82
18 ноября 2009 21:09
НиколаиЧъ,
Т-34 уже к июню 1941 стоял на вооружении РККА

Logggin
18 ноября 2009 21:32
Цитата: vadim_moby
автор ты полный мудаг))). В 41 году не было Т-34 ниразу. А во-вторых, ты просто содрал тему, которую даже сам до конца не проесек. Да и складывется мнение, что тебе в принципе насрать, впрочем как и мне.

зы: ресурс будет оставаться каличным до тех пор, пока не настанет момент жосткой модерации в планое иннтеллктуального контента.)).
Всем превед..
зызы: из топика в топик три темы - система управления государством, плохой Лукашенко, и лжепатриотический ливер. Уныло инитаво. Плюс ко всему, дурацкий и тупой юмор. Ощущение, что колхозников стало больше, чем минчан. Минчане, если есть таковые - у нас реально все плохо))))). Наступила эпоха оцтоя и колхозников, возомнивших себя интеллектуалами)). Это горько и смешно. Но это факт.
Всем превед))

Жги еще.

Logggin
18 ноября 2009 22:01
Цитата: lesik82
Logggin,
Минчанин, учи русский язык. Прежде чем других критиковать

Сударь, вы невнимательны.

lesik82
18 ноября 2009 22:02
Logggin,
Извини, это не к тебе относилось. А к борцу за интелектуальную собственность.

НиколаиЧъ
18 ноября 2009 23:05
lesik82,
я в курсе, но пишу то ,что в 40 только появились сами 34 (не на чертежной доске) т.е первый опытный образец

Jauhen
18 ноября 2009 23:16
А по-моему статья во-первых классная, а во-вторых оригинальная, ибо именно с ментальной стороны к этому ещё никто не подходил. Хочу ещё.

Logggin
18 ноября 2009 23:21
Цитата: lesik82
Извини, это не к тебе относилось. А к борцу за интелектуальную собственность.

ОК.

BeC001
18 ноября 2009 23:38

-----------------


)
-----------------

GRaTHiuS
18 ноября 2009 23:39
Цитата: Yuirka
GRaTHiuS,Вы не правы, в Советской армии тоже было много трофейных танков, и их ремонтировали и рисовали на них звезды не для того, чтобы "покататься"


и в чем же я не прав? видимо вы меня не поняли. я имел в виду, что автор явно принижает достоинство Т-34, а немцы (если уж они пользовались Т-34, при том что все немецкое пропагандировалось как самое лучшее) наоборот его превозносили. я и не спорю, что у нас было много трофейных танков. и как раз не для того что бы покататься. так же как и у немцев 34-ок

MWt
19 ноября 2009 00:38
Автору спс за тему !

Я думаю, из темы ясно, что 34ка явно проигрывала "пантере", неговоря уже о "тигре" ; превосходства добивались наши танкисты своей самоотверженностью и геройством

Насчет "правильного выбранного пути" разделяю мнение BOCTOK :
противопоставлять техническому превосходству тонны мяса возможно во время войны и выход, но ментальный аспект и общие последствия неутешительные..

qazwsx
19 ноября 2009 02:23
Мы до сих пор живём немецким наслдестовм 2 мировой. Дело в том,что их схема теоретическая, а у нас была прикладная.

android_08
19 ноября 2009 12:19
танки сила, поболше еще бы фото и видеоматериала
12
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Четверг, 08 Декабря
USD 1.9789
EUR 2.1220
RUB 0.0310
PROSTO CHEL 2 минут назад
Цитата: 26-128
Да Вадим, это тебе не средство от глистов рекламировать.
Просто Ванеев идейный а не такой алчный как эти долбаные миллионеры!
26-128 5 минут назад Да Вадим, это тебе не средство от глистов рекламировать. Romacheka 5 минут назад Уже была на банане. В другой фотосессии.
Красивая
zzzyba 8 минут назад настолько старое видео , что п.... Romacheka 12 минут назад В оригинальной версии сказки о Красной Шапочке волк съедает бабушку не один, волку в этом помогает сама внучка.
:)
PROSTO CHEL 13 минут назад настолько старое видео , что п.... BHy4ka 13 минут назад
Цитата: bun
да, уж в 15 о таких вещах задумываются все )

прочитал новость - задумался) все просто :)
Цитата: zootechnik_ua
это вы размер члена обсуждаете?

ага) думаем, размышляем какого размера фаллос тебе на др подарить :) будешь засаживать себе по вечерам пятницы ;)
zootechnik_ua 14 минут назад
Цитата: Kergulator
40 секунд на холостом это долго???

С нынешними ценами на бензин это оооочень долго
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
86 пользователей, 1513 гостей