«Вселенская течь», обнаруженная год назад, до сих пор не получила ясного объяснения. Возможно, вызывает ее притяжение... соседней Вселенной.' />

Мир по соседству: Проблемы параллельного существования

Осенью 2008 г. Александр Кашлинский, работающий в США и его коллеги, работая с зондом WMAP, обнаружили нечто необычайное. Аппарат сумел изучить движение тысяч далеких и огромных объектов – скоплений галактик – и оказалось, что движение около 800 из них демонстрирует удивительную закономерность. Все они на разных скоростях, доходящих до 1 тыс. км/с, мчатся к какой-то определенной области Вселенной. Области, в которой вообще не наблюдается ничего особенного.

Впрочем, некоторые специалисты настроены куда более скептически. Для начала они обращают внимание на то, что результаты Кашлинского с коллегами не подтверждены на 100% и, в принципе, статистически могут быть недостоверными. Разумеется, ученые поспешили проверить наблюдения Кашлинского и его коллег. И далеко не всем из них удалось прийти к тому же результату. Однако недавно поступило подтверждение, более того, оказалось, во «вселенскую течь» вовлечено, по крайней мере, 1400 скоплений галактик, а охватывает она не 1,5, а более 3 млрд световых лет. Это расстояние составляет существенную часть всей дистанции от нас до края Вселенной.

Судя по уточненным данным, нечто вызвало «течь» уже довольно скоро после Большого Взрыва, и это нечто сейчас находится вне пределов наблюдаемой Вселенной. Сегодня оно не должно иметь влияния на нас, поскольку никакое ее влияние не может распространяться быстрее скорости света.

За прошедшие месяцы появился ряд гипотез, объясняющих это странное явление. К примеру, в самое раннее время существования Вселенной она расширялась быстрее скорости света. В результате часть материи могла оказаться так далеко от нас, что свет от нее не успел еще достичь нас. Возможно, эта «потерянная материя» и вызывает необычное движение огромных галактических скоплений.

Мир по соседству: Проблемы параллельного существования
Мультивселенные бывают разными. Это могут быть части одного мира, разделенные горизонтом событий (1), либо сформировавшиеся независимо и отличающиеся друг от друга значениями базовых физических констант (2). Возможно, мультивселенные – лишь альтернативы одной и той же, вырастающие из вероятностных законов квантовой механики (3). А может быть, они не просто непохожи, а обладают совершенно разными законами, размерностью и всей математикой (4). Более того, разные варианты мультивселенной могут быть «вложены» в друг друга

С другой стороны, теория Большого Взрыва подразумевает, что материя берет начало из «зародышей», появившихся в результате случайных квантовых флуктуаций, которые более-менее равномерным образом распределены в пространстве. Соответственно, и материя на начальных периодах распределена была более-менее равномерно, никаких колоссальных объектов быть не должно.

Имеется и другая версия. Американская ученая Лаура Мерсини-Хьютон (Laura Mersini-Houghton) высказала весьма дерзкое предположение, что «течь» вызвана влиянием… соседней Вселенной. Представим мир, как совокупность «пузырей», каждый из которых имеет размеры, равные расстоянию, которое преодолел свет за время его существования. Иначе говоря, каждый из них – и есть «наблюдаемая Вселенная», мы находимся в одной из них. Прежде чем окончательно разделиться, они должны были куда теснее взаимодействовать друг с другом, и следы этого взаимодействия мы видим до сих пор.

Каким бы фантастичным ни выглядело предположение Мерсини-Хьютон, стоит заметить, что она предсказала наличие «вселеской течи» еще за несколько лет до ее наблюдения Кашлинским. Вдобавок, она говорила о том, что во Вселенной должны быть «две дыры», регионы с меньшей концентрацией галактик, чем следует. Дыры – не дыры, но тот же зонд WMAP вскоре после этого и вправду обнаружил некую «дыру в мироздании». Правда, впоследствии тоже прозвучало мнение о том, что дыра эта – просто результат неверной обработки данных.

По теме:
Вселенская течь и инфляция