РЕКЛАМА

Загрузка...

В сопровождении «мемориальцев» я езжу по Ингушетии и Чечне. Мы ищем стариков-мирителей. Их все знают, найти не сложно, но с незнакомым человеком говорить они не хотят. Тысячу раз извинившись, несколько стариков, нам отказывают: «Я давно этим не занимался, уже ничего не помню, да и трудно мне говорить, здоровье уже не то...» Кровная месть и вообще взаимоотношения семей - дело частное. В советские годы вся традиционная вайнахская жизнь была подпольной, за кровную месть давали 15 лет. Потом все поменялось, но все равно говорить о таких вещах публично не принято.' />

Вайнахская вендетта - 2

Вайнахская вендетта - 2

В сопровождении «мемориальцев» я езжу по Ингушетии и Чечне. Мы ищем стариков-мирителей. Их все знают, найти не сложно, но с незнакомым человеком говорить они не хотят. Тысячу раз извинившись, несколько стариков, нам отказывают: «Я давно этим не занимался, уже ничего не помню, да и трудно мне говорить, здоровье уже не то...» Кровная месть и вообще взаимоотношения семей - дело частное. В советские годы вся традиционная вайнахская жизнь была подпольной, за кровную месть давали 15 лет. Потом все поменялось, но все равно говорить о таких вещах публично не принято. Во-первых, есть что-то вроде тайны следствия: никто не хочет рисковать своей репутацией - дескать, он распускает слухи. Во-вторых, все, что связано с кровью, опасно ― неизвестно, как отзовутся твои слова. Чем меньше будут знать посторонние, тем лучше.
Но, в конце концов, мне везет: два старика-мирителя (один в Ингушетии, другой в Чечне), на которых мы выходим через знакомых, все-таки соглашаются поговорить. Оба они очень уважаемые люди и крутые профессионалы ― если можно так выразиться. На мирителей, естественно, нигде не учат - все из опыта. Причем длинной эта карьера быть не может, поскольку начинается после семидесяти. Вообще 70-80 лет для уважаемого человека в этих местах ― один из пиков жизненной активности. Если у старика репутация хорошего мирителя, все время приезжают люди, просят помочь. Работа эта абсолютно бесплатная, но старцы ее безропотно выполняют, поскольку это самое богоугодное дело (народ тут очень верующий).

Назрань. Зайдя во двор, я вижу двух стариков при параде ― высокие папахи, сапоги, жилетки, лапсердаки. Макшарип Султыгов - живой коренастый дед, похожий на Евгения Леонова, рядом какой-то его коллега – тоже писаный аксакал. У ворот их ждет блестящий черный BMW и учтивый молодой человек в дорогом костюме.
- Извини, Шура, - говорит Макшарип, - сегодня не получится, видишь, увозят нас.
На следующий день я таки застаю его дома - старик в рабочей одежде чинит забор. Человек он простой, веселый, тяжеловатые движения старого крестьянина ― всю жизнь Макшарип был водителем в колхозе. Взгляд очень проницательный. (Еще, к слову, Макшарип известен тем, что у него девятнадцать детей.)
- Ну что тебе сказать? Мириться надо, прощать надо. Аллах сказал: это самое доброе дело, человека простить. На том свете больше всего значит.
- Расскажите про какой-нибудь случай, фамилии мне не важны.
- Ну, например, вот тут в Ачалуках - Аушевы стрелялись с Бековыми, из-за заправки. В кафе на рынке стали выяснять отношения, Бековы стали стрелять, Аушевы отстреливались - двух Аушевых застрелили, трех Бековых и одного Келоева, случайно. Аушевы нас попросили ― мы поехали мирить. Очень тяжело было, двадцать восемь раз ездили - не хотели прощать. Потому что Аушевы купили судмедэкспертов ― те написали, что это Бековы убили Келоева. Келоевым же тоже надо кровную месть кому-то объявлять. Бековы говорят: экспертиза поддельная, а Аушевы говорят: мы не убивали. Стали просить своего дядю, уважаемого человека, чтобы он дал за них клятву на Коране. Он долго не хотел давать ― он же не знает, как было, - но все-таки дал клятву.
- Что это значит?
- Ну, что они Келоева не убивали. Раз поклялся на Коране, значит правда так.
- А соврать не может?
- Кто будет такую клятву ложно давать? Это страшный грех. Нет, бывает такие, кто ложно клянется или не знает точно ― но тогда та сторона скажет: мы твою клятву не примем. Бывает и такое.
- И что?
- Ну, вот слушай. Двадцать семь раз ездили - уже почти согласились. Сидели у Бековых за хорошим столом, говорили, и тут один из наших стариков одно слово про Келоева сказал ― и все сорвалось! Бековы рассердились, сказали: не будем мириться. Вышли мы, я говорю: «Все, я больше к ним ездить не буду! Кто тебя за язык тянул?!» Потому что никогда нельзя обвинять, против говорить. Надо просто просить ради Аллаха и все.
- Даже если они сами были виноваты?
Никогда нельзя убийцу оправдывать, люди только упрутся. Слово поперек нельзя! Надо тихо просить, смиренно, словно они правы. Главное, чтобы помирились. Надо говорить: судьба такой, судьба его жизнь унес. Судьба есть судьба: если Аллах решил человека забрать - дольше на один секунд жить не будет... Ну и снова позвали нас к Бековым, я не хотел ехать ― но поехал. Приехали, попросили ― и помирились. На двадцать восьмой раз! Аушевы хотели еще что-то за заправку говорить - я им говорю: «Чтобы слова одного про эту заправку не слышал!!! Помирились и все, забыли!» Раньше надо было к нам с этим идти ― все живы были бы.
- Часто вас прогоняют?
- По сто раз ходят, извиняются. Тут ― Макшарип смеется ― случай был в Троицком, у одного отца убили. Он не хотел прощать кровь отца - ни за что. Раза три к нему ездили, он рассердился: «Если еще раз просить придете - клянусь Аллахом, расстреляю!» Ну, а те же родственники просят. Что делать, поехали все-таки. Заходим во двор, он увидел, с ружьем выскочил: «Убью!» А у нас старик был, старший, он ему говорит: «Эй, подожди! Я к тебе не ездил, в меня не целься! Этих двоих убивай». Тот постоял-постоял, улыбнулся, покачал головой и пошел. И простил!
- А почему люди не хотят прощать?
Сложно будет, если слабость проявишь. Упрекнут: ты не мужчина. Кровника прощает, кровник ходит вокруг него, не скрывается. Он тогда недостоин внимания, его перестанут замечать, родственники будут стыдиться.
- А вас не пытаются подкупить?
- Было один раз. Уже помирили ― пришли ко мне, принесли 700 долларов ― нас семь стариков ходило, по сто долларов на брата. Я говорю: «Как вы смели прийти на мой двор с этими деньгами?!» Пришлось в мечети в пятницу сказать всем, прилюдно: нам хотели дать денег, вот этот конверт, мы его возвращаем. Большой грех за такие вещи деньги брать. За убитого обычно тоже штраф не берут ― хоть Коран и разрешает. Люди боятся, что им скажут: вы мертвым торгуете. Но, если сироты остались, тогда мы сами настаиваем, чтобы они приняли штраф. Ничего в этом плохого нет.
- Большой штраф?
- По Корану сто верблюдов полагается, но у нас верблюдов нет. Десять тысяч долларов, сорок тысяч - кто сколько может. А бывает, что семья убийцы кормит их, пока не вырастут.
- Как вы этому всему учились?
- От других. Когда стали меня звать, лет десять назад, я сначала слушал, смотрел. Потом постепенно стал сам понимать, как говорить.
- А почему люди ссорятся?
- Часто вражда случается из-за пустяка, часто. Тот ему сказал, этот ответил. Было такое, что за курицу двести лет воевали. Вот недавно простили кровную месть Оздоевым: на танцах в лезгинке паренек дотронулся до девушки. Ее брат дал ему пощечину. Тот побежал домой, взял ружье, пришел назад, выстрелил, промазал ― убил его племянника, тоже пацана. Пятьдесят лет назад это было, уже умерли эти ребята, а семьи все враждовали ― вот недавно помирились. Или вот недавно двадцать девятого года убийство простили ― Евлоевы и Чемурзиевы друг-друга за лошадей постреляли.
- А как же нынешние убийства, боевики, милиционеры?
- Этих нету. Там беспредел, там мы ничего сделать не можем…

Второй мирильщик тоже очень колоритный, хотя совсем другой. Саид-Магомед Хасиев - грозненский интеллигент, худой старик благородной внешности. Он профессор, специалист по вайнахским адатам ― а заодно миритель. Удачное сочетание теории с практикой.
- Ну что вам сказать? Изначально кровная месть ― это институция, направленная против несправедливости, против силы. Она сакрально узаконена: никого нельзя убить безнаказанно, справедливость должна быть восстановлена. Это не жестокость, классическая кровная месть ее не приемлет. По адатам нельзя убивать жестоко, как-то унижать жертву. Немыслимо грабить убитого. Нельзя использовать других людей, тем более власть. Скажем, как это сейчас бывает, ради мести донести на человека. Только два человека лицом к лицу. Неприкосновенны женщины, дети, «развязанные» старики. В 14 лет мальчишка надевает пояс с кинжалом, становится мужчиной, в 70 развязывает пояс - после этого его трогать нельзя. В старину нельзя было даже убить безоружного: человек снял пояс, положил оружие ― все. Короче, в наших традициях отношение к крови было очень осторожным.
- А родственников убийцы убивать можно?
- Ну, вообще, есть принцип «кюг бехке». Правда, в горных обществах это более брутально. Например, у мелхетинцев так принято: у них убили кого-то, а они убийцу убивать не станут: мол, нам этот пес не нужен, а выберут из его рода самого хорошего, достойного ― и его убьют. Но это, конечно, дикость. В норме убивают убийцу, а если он умер, кого-то из ближайших родственников. Обычно стараются сравнять счет: если у нас убито трое, то и у них троих убить. После этого семьи обычно идут на примирение. Часто месть надолго откладывают, так что она падает на детей. По адату так делать нельзя, но в советские годы за кровную месть пятнадцать лет давали, больше, чем за умышленное убийство, ― поэтому семьи ждали. А в 90-е сразу стали мстить по старым убийствам, что еще с Казахстана остались. Многие люди оттуда долго не возвращались именно поэтому - ждали, когда кровники простят.
Сейчас, к сожалению, все очень нарушено. Например, у меня один знакомый убил свою жену - непонятно почему. Он очень мучился, уехал. И хотя было ясно, что для него это трагедия, ее братья не простили - и через несколько лет убили его брата. Или, допустим, во время первой войны боевик увез девушку. Потом он был ранен, стал мирным человеком, у них появились дети. Но ее брату, 14-летнему пацану кто-то сказал: вы не мужчины, над вами совершили насилие, а вы стерпели. Он пошел в соседнюю деревню и убил его брата-подростка. Но это беспредел, такое все осуждают. Есть люди и семьи, которые придерживаются старых представлений о чести, а есть люди без корней, нувориши, те, кто любит власть. У нас есть пословица: «Лучше быть врагом достойного человека, чем другом недостойного». К сожалению, в нашем мире все стало эрзацем: теперь убивает тот, кто силен.
- Когда кровь прощают, а когда нет?
- Ну вот, когда машина собьет, как правило, прощают. Особенно, если водитель не виноват, не был пьяный. Но очень важно, как себя человек повел. Если он подобрал жертву, повез в больницу, позвонил родственникам ― одно дело. А если уехал ― совсем другое. Когда человек проявил неуважение к погибшему ― это самые трудные случаи, очень сложно добиться прощения. Невнимание к телу, издевательство над телом, беспричинное убийство, убийство ребенка, женщины, старика ― почти нет шансов. Если люди ведут себя нормально ― гораздо легче. Например, если это односельчане, семья убийцы должна сразу выехать, чтобы не мозолить глаза. Это хороший тон, проявление понимания. Люди несут убытки, признают свою вину - потом присылают гонцов, просят о прощении. А если человек убил и никуда не уезжает, ходит нагло ― кто его простит?
- А семья всегда защищает убийцу?
- Обычно да. Ну, бывают запредельные случаи, когда семья выдает. Например, один парень изнасиловал старуху и пытался задушить, но не додушил. Родственники привели его, спросили: «Вы эту свинью зарежете или мы сами зарежем?» Те из уважения к ним простили ― но родственники его искалечили. Самое трудное это убийство или издевательство над женщинами и детьми - тогда вина падает на всех.
- А как вы их вообще мирите?
- Во-первых, надо все скурпулезно изучить, подумать. Когда приходим, говорит в основном мулла. Они обычно хорошо говорят: Коран очень тренирует риторику. Он говорит, что прощение ― это жертва Аллаху, Он хочет от нас именно этого, это важнее, чем месть. Говорит, что ничего не происходит помимо воли Господа, это судьба - вера в предопределение очень важна в исламе. А я на подспорье, я-то не из речистых. Обычно говоришь, как это решалось раньше, вспоминаешь достойных предков из обеих семей, как они повели себя в каких-то ситуациях, призываешь людей быть на высоте, решить вопрос миром.
- А про суть конфликта, смягчающие обстоятельства, вину убитого, если она есть? Или правду лучше не говорить?
- Да нет, бывает, что все прямо говоришь. Был, например, тут случай: один парень приставал к другому, оскороднакол его, года полтора, наверное, - все это видели. В конце концов, тот его убил. А там такая семья была, нувориши, к власти близко. Ну, и примиренческая группа решила, что нужен эффект. Пришли человек триста, принесли убийцу на носилках в саване, встали на колени, женщины сняли платки ― а те не выходят. Ну, это позор, нельзя же так. Наш глава разозлился, пошел к ним и говорит: «Ваш пес убит - и поделом! Раньше бы вас выселили оптом и не позволили нитку с собой взять. Вы сейчас у власти, вас не выселишь ― но ни одна девушка не выйдет за вас замуж, ни на одни похороны люди не придут, никто не зайдет попробовать ваш хлеб. А если кто-то из той семьи пострадает ― я буду вашим кровником!» Тогда выскочила старуха-мать и стала своих мужчин костылем бить, ругать: «Я вас предупреждала, что эта сволочь что-то сделает, вы не мужчины, я вас прокляну!» И говорит ему: «У нас не оказалась мужчин, чтобы удовлетворить вашу просьбу. Я прощаю. Дайте мне бритву - я его побрею» (надо убийце сбрить три клока волос в знак прощения). Тут ее правнук, подросток подошел, говорит: «Баба, можно мне? Я молчал, не мог им противоречить, но можно я побрею? А то позор будет...»
- А на какие-то другие тяжбы вас зовут? Имущественные конфликты, воровство?
- Бывает, но мало. В основном такие вещи сейчас судят по шариату, это проще. По адатам судят в селах, в основном мелкие конфликты. Ну, скажем, пацаны украли у кого-то женские платки красивые. По адатам полагается сложная система штрафов: за само воровство, за оскорбление очага, за то, что порог пересек. Если ты с краденым шел по деревне ― штраф деревне и каждому кварталу, по которому пронес. За те платки отдали 2 камаза гравия для сельсовета, 12 тысяч в мечеть для неимущих, 3 костюма и 5 платков тем, у кого украли. Вообще, раньше по адатам почти все, вплоть до убийства решалось штрафами. Штрафы были огромные. Украдешь коня ― до семи коней придется отдать. Жалко, что сейчас мало по адатам судят, ведь воруют обычно не малоимущие.
- А в обычные, российские суды люди не идут?
- Ну а кто туда пойдет? Если ты знаешь, что они два года будут тянуть, брать взятки, а в результате ничего не решат. Вон в Казбекском районе Дагестана, например, за всю советскую власть было шесть уголовных дел ― да и те были инспирированы для видимости. Де-факто у нас сосуществуют три правовые системы ― адаты, шариат и российское законодательство. Адаты и шариат легитимнее в глазах населения. Но адаты предполагают коллективную ответственность, а шариат ― личную. Поскольку старая общественная структура нарушена, все большую роль приобретает шариат. Лично мне это печально: адаты тоньше...
7
2140
28 февраля 2010
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Вайнахская вендеттаВайнахская вендетта

— Мой дальний родственник после второй войны купил машину и стал таксовать. Он вообще был больной человек, инвалид. Недолго проработал, где-то полгода...

Вайнахская вендетта - 3Вайнахская вендетта - 3

Назрань, в центре города, на Назрановском Кругу, я вижу группу людей в масках, проверяющих машины. Вид у них страшноватый. Спрашиваю своего друга Русл...

Яйца на завтрак - что надо!Яйца на завтрак - что надо!

В равной битве яичницы и хлопьев бесспорным победителем вышли куриные «чада».Если ты регулярно внемлешь советам нашего мудрого фитнес-редактора Дмитри...

«3+2» = 24«3+2» = 24

Группа «3+2», представлявшая нашу страну на конкурсе «Евровидение-2010», прилетела в Беларусь. Бабочки принесли на своих крылышках предпоследнее место...

Загрузка...
Комментарии

Никитка=)
28 февраля 2010 20:45
ай... fellow

Slayer23
28 февраля 2010 21:02
осилил,довольно интересно

Forevor
28 февраля 2010 21:20
В сопровождении «мемориальцев» я езжу по Ингушетии и Чечне. Мы ищем стариков-мирителей. Их все знают, найти не сложно, но с незнакомым человеком говорить они не хотят. Тысячу раз извинивш\старым убийствам, что еще с Казахстана остались. Многие люди оттуда долго не возвращались именно поэтому - ждали, когда кровники простят.
Сейчас, к сожалению, все очень нарушено. Например, у меня одпростили - и через несколько лет убили его брата. Или, допустим, во время первой войны боевик увез девушку. Потом он былтоньше...

Futureman
1 марта 2010 09:15
нах нам про этих дикарей?

Pen
1 марта 2010 09:24
"В сопровождении"
Остальное не осилил... xD

masiko
1 марта 2010 12:45
сурово....

solnsveta
6 мая 2010 15:29
Mihaylushka
Спасибо за увлекательную статью!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Пятница, 02 Декабря
USD 1.9703
EUR 2.1019
RUB 0.0307
Andruhan 3 минут назад На сколько он работоспособен, вот в чем вопрос. 2 литра на пассивном воздушном охлаждении... Либерман 4 минут назад
Цитата: Mab
Лукашенковская организация хочет, чтобы поступление в вузы основывалось не на успеваемости, а на принадлежности к «партии»

Ну и дрянь же ты в рот тащишь, Маб. Это уже ниже дна - называть зачисление при прочих равных условиях на специальности социальной направленности волонтеров - поступлением, основанным не на успеваемости.
При прочих равных условиях, Карл. Ты понимаешь, где косяк или такой же тупой, как авторы статьи-пропаганды?
kotad 8 минут назад
Цитата: Mab
Поражающие элементы российской ракеты.

не доказано!!!!
Цитата: Mab
Это объективные доказательства.

враньё!!!
Цитата: Mab
Виновные будут наказаны и я надеюсь расстреляны.

виновные: ПАРАШАенко и его "покровители"!!! если не веришь, так это так же верно, как твоё утверждение, что Трамп - олигофрен и нищеброд и никогда не станет президентом сша!!!!!!!!!
Xeops64 13 минут назад В фильмах всегда играет умных, циничных, расчетливых... В жизни- наоборот? SabakaZ 17 минут назад
Цитата: cleryck
Чувак походу не может найти себя.....
ОНО РАЗГОВАРИВАЕТ!!!
evg256 19 минут назад gismo_2, во-во, именно такие цифры заявлены на мой самсунг эво, так это я еще привел в пример один из вариантов постоянной высокой нагрузки на диск в домашних условиях, что говорить про тех, у кого там просто ОС крутится. cleryck 19 минут назад Чувак походу не может найти себя..... Либерман 20 минут назад
Цитата: Mab
Почему субъективным? Каждый обломок был описан. Там всё задокументировано.

Кем описан? Кем задокументирован? Людьми, которым по мабологике не стоит доверять свидетельство чего-либо? Ты как всегда загоняешь себя в угол изначальным избыточным ригоризмом своего балабольства.
Цитата: Mab
В медицине врачи не приговаривают людей на смерть, а пытаются вылечить.

Капитан? Ты всё еще со мной беседуешь или уже сам с собой?
Я в курсе, чем занимаются врачи.
Цитата: Mab
Судья оглашая смертный приговор должен быть 100% уверен в правильности своего решения. А вот если он принял во внимание субъективные данные (которые могут быть лживыми), то вся вина на нем.

Да ты чо? Вина ошибившегося специалиста, оказывается, на нем? Вот это да! Вот это новость! Вот это поворот событий!

Маб, если нечего сказать, то лучше просто не трать время на ненужные банальности.
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
48 пользователей, 985 гостей