РЕКЛАМА

Загрузка...
' />

Ловушка номер 3D: о чём молчит реклама

Внезапный ажиотаж вокруг 3D-видео и отчаянная решимость крупнейших производителей техники протащить это модное развлечение в дома обывателей не столько удивляет, сколько настораживает. Технологии объёмного видео возникли не вчера, что прекрасно известно любому, интересующемуся кино и компьютерной графикой. Ни о каких громких открытиях и прорывах на этом фронте давно не слышно. Так что же, это просто коварный маркетинг? Промышленные монстры решили подсуетиться и на волне популярности кэмероновского "Аватара" подсунуть общественности залежавшийся товар? Очень похоже на то, особенно учитывая, мягко говоря, сомнительное качество самого видео в 3D-обработке и потенциальную угрозу, которую такая обработка способна нанести здоровью зрителей.
Ловушка номер 3D: о чём молчит реклама

Скажем прямо, все современные технологии 3D-видео дороги, громоздки и убоги — особенно на фоне успехов обычного "плоского" 2D-видео. И восторг, который испытывают зрители в 3D-кино, на самом деле, вызван вовсе не тем, как это всё здорово сделано, а одним только тем, что это работает. Всё-таки все мы немножко первобытны и любим чудеса.

На сегодняшний день существует несколько технологий формирования 3D-видео: дисплейная, анаглифическая, поляризационная, затворная и лентикулярная. У всех есть свои достоинства, но они меркнут перед длинным перечнем недостатков, многие из которых общие для всех пяти.

Начнём с того, что эффект объёмности изображения формируется за счёт одновременной демонстрации немножко разных картинок для левого и правого глаза. Принцип этот давно известен: ещё в XIX веке публику развлекали напечатанные на бумаге "стереокартинки", в середине которых ставилась перегородка, благодаря которой левую картинку видел левый глаз, а правую – правый. В конце семидесятых годов XX века были популярны стереослайды, которые разглядывали на просвет через похожие на бинокли пластмассовые коробочки с линзами для каждого глаза. С движущимся изображением, понятно, всё несколько сложнее, но главный принцип тот же.

Простейший способ создания трёхмерной картинки – использовать очки со встроенными дисплеями, каждый для своего глаза. Применяется, в частности, в шлемах "виртуальной реальности", которые, кажется, уже вышли из моды. Очевидные недостатки – громоздкость, дороговизна и сильная нагрузка на глаза. Неочевидная проблема – низкое по нынешним меркам разрешение и отсутствие программной поддержки в современных ОС.

Следующий по простоте способ увидеть 3D-видео – анаглифные или анаглифические очки. Это те самые картонные очки с разноцветными плёнками, которые иногда вкладывают в коробки с играми или журналы. Формирование разных картинок для двух глаз осуществляется за счёт разницы волнового диапазона цветов. Грубо говоря, выводимое на экран изображение состоит из двух слоёв: "красного" и "синего", так что глаз, смотрящий на него через "красный" светофильтр, видит "синюю" картинку, а через "синий" – "красную".

Единственное достоинство технологии – крайная дешевизна. На программном уровне она поддерживается любыми современными видеокартами (у NVIDIA – даже через "родные" драйверы). Главный недостаток – низкая яркость и чудовищнейшая цветопередача, если вообще есть смысл говорить о цветопередаче, когда весь мир предстаёт в оттенках... кхгм... серых будней.

Тем поразительнее изобретательность людей, придумавших, как использовать весь этот анаглифический кошмар в кинотеатрах. В технологии Dolby 3D, которая, кстати, действует в двух третях "трёхмерных" кинозалов на территории России, применяется колесо со светофильтрами, делящее каждый кадр на шесть – два «красных», два «синих» и два «зелёных» для левого и правого глаза, они отличаются оттенками. Зритель надевает очки с чуть более сложными светофильтрами и получает "объёмное" кино, уже немножко похожее на цветное. Единственный плюс тот же – предельная дешевизна проекционного оборудования и пассивные очки, которые не могут сломаться. Опять же, "пипл хавает".

Заметно веселее дела обстоят с поляризационной технологией. Собственно, принцип здесь почти такой же, только световые волны разделяются поляризационным фильтром. В двухпроекторных системах IMAX, например, используется линейная поляризация: на одном проекторе установлен фильтр, поляризующий свет вертикально, на другом – горизонтально. Пассивные очки с аналогичными фильтрами выдают каждому глазу свою картинку. Достоинства: дешёвые очки, приличная цветопередача. Недостатки: нужны два проектора, специальный экран с серебряным покрытием для сохранения поляризации, пониженная яркость изображения и "раздвоение" картинки при наклоне головы.

В системах RealD и MasterImage 3D устранены два из перечисленных недостатка: для демонстрации фильма нужен один проектор, а благодаря круговой поляризации, даже если вы свернёте себе шею, картинка будет оставаться чёткой. Разница в том, что в RealD для получения стереопары служит электронный фильтр, а в MasterImage 3D – поляризационное колесо. Низкая яркость и серебряный экран – в комплекте.

Затворная технология (в кино представлена под брендом XpanD, почти треть российских 3D-кинотеатров) заключается в том, что проектор с высокой частотой выдаёт кадры для обоих глаз, а синхронизированные с ним очки, оснащённые затворами на основе жидких кристаллов, выделяют нужные кадры. Преимущества: для реализации требуется лишь проектор с высокой частотой кадров, хорошая цветопередача. Недостатки: дорогостоящие очки со сложной начинкой, требующей питания и связи с проектором, невысокая яркость.

Чтобы получить эффект объёмного изображения, во всех описанных технологиях требуется надеть очки, а это такой аксессуар, который часто не выносят даже люди с испорченным зрением – не случайно же так популярны контактные линзы. К тому же очки, выдаваемые в кино, могут просто не подойти вам по форме, и вместо того чтобы наслаждаться фильмом, вы будете маяться из-за неудобной каракатицы на лице.

Существует единственная "безочковая" 3D-технология, которую можно более-менее воспринимать всерьёз – это лентикулярная, но она "заточена" не столько под кинотеатры, сколько на просмотры в небольших помещениях. Помните "стереоскопические" открытки с рифлёным пластиковым покрытием? Здесь принцип тот же: изображение делится на узкие вертикальные полоски, на которые накладывается линзовый растр из цилиндрических выпуклых линз, благодаря которым левый глаз видит своё изображение, а правый – своё. Подобные системы в "большом кино" строились ещё в советское время, но их главным недостатком оставалась физическая невозможность обеспечить стереоэффект в любом месте большого кинозала. Сейчас серийно выпускаются 3D-мониторы для домашнего использования, но они пока весьма дороги: например, 42-дюймовый Philips 42-3D6W01/01 с 2D-разрешением Full HD стоит порядка 11 тысяч долларов и способен работать с программным пакетом для трёхмерного моделирования 3dsMax. Что и говорить, компьютерная графика на таком мониторе выглядит действительно впечатляюще, а вот фильмов в подходящем формате попросту нет. То, что выдают специальные плееры вроде 3DS Media Player, конечно, никакое не 3D, да и реальное разрешение они снижают вдвое.

Что же получается? Всё тускло, мутно, громоздко и дорого. Практически все технологии малопригодны для домашнего применения, за исключением лентикулярной, для которой нет фильмов. Кстати, кино в 3D, которое можно без труда найти в торрентах, это чудовищный анаглиф, который смогут досмотреть до конца только настоящие мазохисты.
А что же предлагают нам крупнейшие вендоры в качестве домашнего 3D? Затворную технологию с дорогими (100-300 долларов) и самыми тяжёлыми, кстати, очками. Такой выбор объясняется просто: для современного телевизора не проблема частота кадров, скажем, в 100-120 Гц, а этого более чем достаточно для формирования 3D-картинки через затворные очки. Разрекламированный "3D-телевизор" на деле представляет собой вполне обычную ЖК-панель или плазму с низким временем отклика, распознающую сигнал для формирования стереокартинки и оснащённую модулем синхронизации с затворными очками. NVIDIA продаёт за 200 долларов комплект с затворными очками, работающий с любыми компьютерами, в которых есть современная видеокарта этой фирмы и любыми мониторами с поддержкой 120 Гц.

Вот и весь секрет: технически несовершенная и ущербная с точки зрения удобства использования технология продвигается чуть ли не как революционный прорыв. Многие любители "самого-самого" уже наигрались: очки покрылись слоем пыли, а на проигрывателях Blu-ray крутятся самые обычные диски Full HD, от картинки с которых действительно можно получать удовольствие.

Наконец, существует и ещё одна проблема, которую попросту игнорируют все производители видеотехники формата 3D – потенциальный вред, который технология способна нанести здоровью. Зайдите в интернет – некоторые посетители 3D-кинотеатров давно жалуются на головные боли и нарушение ориентации в пространстве после трёхмерных киносеансов. Люди, постоянно носящие очки с диоптриями, чувствуют дискомфорт, если снимают свои очки, надев "трёхмерные", а с двумя очками быстро утомляются.

Главная причина, вызывающая все эти неприятные ощущения, заключается в способе формирования стереоэффекта. Как мы говорили в самом начале, для каждого глаза демонстрируется своя картинка. За основу взят принцип параллакса, то есть кажущееся смещение наблюдаемого объекта при изменении угла наблюдение – ведь в жизни каждым глазом мы видим одно и то же под немножко разными углами. Но проблема в том, что для восприятия глубины в реальности мы пользуемся и целым рядом других ощущений, и не только зрительных, но и слуховых и тактильных! Мозг оценивает объём по расплывчивости, взаимному расположению объектов и линейной перспективе, текстуре и освещению, реверберации помещения и громкости звуков, по порывам ветра и каплям дождя. В комплексе все эти раздражители и формируют в мозге чувство объёма. Некоторые люди вообще не ощущают 3D, созданное на одном лишь параллаксе, и они вовсе не одноглазы.

Именно поэтому 3D-видео, даже снятое с такой реалистичностью, как тот же "Аватар", поначалу воспринимается как ненатуральное, какое-то не такое, "картонное" или "пластилиновое". После нескольких минут просмотра мозг приспосабливается – а это он умеет прекрасно, ведь даже в обычном кино вы не воспринимаете происходящее как плоскую двумерную картинку, а "домысливаете" объём. После 3D-кино мозг снова пытается приспособиться к привычной реальности. Пробовали садиться за руль сразу после такого фильма? Вот то-то и оно! Не берусь сказать, насколько это вредно для зрения и для состояния мозга, но ощущения самые неприятные.

Самое время дать слово специалистам – врачам и учёным. Пусть, наконец, они оценят потенциальный вред, который такое изощрённое измывательство над зрением и мышлением может нанести здоровью. Хочется надеяться, что такие исследования появятся ещё до того, как 3D-видео проникнет в каждый дом.
8
2612
25 марта 2010
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Увлечение 3D-фильмами очень вредно для глазУвлечение 3D-фильмами очень вредно для глаз

К такому выводу пришли специалисты екатеринбургского филиала МНТК \"Микрохирургия глаза\". Провести такие исследования медиков побудили многочисленные...

Очки Gunnar Optiks - снимут напряжение при долгой работе за компьютеромОчки Gunnar Optiks - снимут напряжение при долгой работе за компьютером

Для тех, кто много работает за компьютером, компания Gunnar Optiks выпустила специальные очки, которые помогут снизить усталость и напряжение глаз, а...

Поступил в продажу первый 3D-телевизорПоступил в продажу первый 3D-телевизор

В Японии поступил в продажу первый 3D-телевизор, сообщает Associated Press. Работает он по технологии TriDef, которая формирует отдельную картинку для...

Загрузка...
Комментарии

mareg
25 марта 2010 11:12
Не знаю, вчера ходил и никакого дискомфорта после просмотра не чувствовал, только что фильм довольно занудным оказался)

ita1y
25 марта 2010 11:39
Пробовали садиться за руль сразу после такого фильма?

После Аватара сел в машину и поехал домой, половина статьи бред или относится не ко всем типам людей. Про то что картинка "картонная" я бы не сказал, качество на высоте.

unilocki
25 марта 2010 11:39
на проигрывателях Blu-ray крутятся самые обычные диски Full HD

Да да, у меня в ДВД приводе давно уже дискеты крутятся!

Full HD- это стандарт записи на дисках Blu-ray и HD-DVD. И разумеется в Blu-ray приводах крутятся обычные Blu-ray диски, но там не крутятся Full HD диски, таких нет.

Статья импульсивна и необъективна. И, судя по тому как автор разбирается в стандартах носителей информации и видео, это журналист из Советской Белорусии или Руспублики.

Panzer
25 марта 2010 13:32
3d изобажение впечатляет первые два раза. Первый раз очень сильно, второй уже меньше. Дальше оно уже не имеет значения.
А цены сейчас на эти игрушки вообще логически не обяъснимы. Походу в силу эксклюзивности, которая скоро перестанет быть таковой.

GRaTHiuS
25 марта 2010 15:37
Цитата: unilocki
это журналист из Советской Белорусии или Руспублики.

идиот, там про Россию речь. какая нах Беларусь?

а 3д влияние на каждого свое имеет. для некоторых действительно вредно. слышал, что какую-то девочку после 5 минут просмотра укачало и вырвало. но ей было лет 8. а так ничего сказать не могу - не смотрел:)

old_garry
25 марта 2010 16:44
Да-да, а ещё беременным, и умалишенным лучше не смотреть, как и не употреоднакоть алкоголь и т.т. и т.д.

MoDErahN
25 марта 2010 18:26
Именно поэтому 3D-видео, даже снятое с такой реалистичностью, как тот же "Аватар", поначалу воспринимается как ненатуральное, какое-то не такое, "картонное" или "пластилиновое".
А вот и нихера не поэтому, а потому что мозгу и мышцам глаза нужно время, чтобы привыкнуть к необходимости подстраиваться под параллакс с отсутствующей при этом аккомодацией глаза.

А по поводу статьи. Так и на самолетах довольно долгое время было неудобно и опасно летать, а поезда были комфортны и надежны. И там тоже не за 5 и не за 10 лет все было решено.
Подтянут технологию, там чуть-чуть, сям чуть-чуть, да и что все взъелись, она и сейчас, черт возьми, вполне хороша. Единственный реальный минус - яркость, да и тот не так велик, как его рисуют.

Tugcrereled
18 июня 2011 11:32
Когда вы решитесь торрент скачать бесплатно , попробуйте быть подготовленным к различным
неожидоннастям, начиная от проникнувшего на комп трояна и заказнчивая
непрерывным стуком в вашу дверь от полицейского наряда, который желает забрать
ваш лаптоп и просканировать его на наличие нелицензионных игр и фильмов.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Вторник, 17 Января
USD 1.9548
EUR 2.0699
RUB 0.0328
anatoliy 158 минут назад 8 Eminem anatoliy 160 минут назад Best gismo_2 167 минут назад
Цитата: Либерман
Мнительный ты очень. И обидчивый.

Субъективный бред.
Цитата: Либерман
Я ж ничего не писал про какую-то сложность. Это ты выдумывать за меня продолжаешь. Всё, наоборот, просто. Ты ляпнул, что твоя цель - справедливость, а к следующей странице об этом уже позабыл, чем меня насмешил. Просто же, ну.

Не тупи, никто за тебя не выдумывает, это ты не доезжаешь что поиск справедливости может быть потребностью характера.
Цитата: Либерман
Капитан Бонана - это клоун, у которого в комментах на развлекательном сайте цель - справедливость. А я просто грязью в них недоволен.

Как-то ты быстро скатился до элементарных оскорблений. Ты опять что-то выдумываешь, комменты и комменты, цель травли - некоторая справедливость - это да. Ничем не хуже, чем клоунада внезапно проснувшегося в тебе столь избирательного поборника нравственности.
Цитата: Либерман
Не ври.

Facts? or GTFO!
Цитата: Либерман
Хоць лай, хоць бай. Называй, как хочешь, Гизмо. Объектам моей язвительности я заранее прощаю любую их жопаболь в ответ.

Прекрасно, язвительный вы наш, а как вы справляетесь с собственной жопаболью?
Кстати, хочу заметить, что язвительность обычно говорит о неуверенности в себе и затаенной обиде. Т.е. у тебя есть нездоровое желания задеть кого-то, в данном случае - меня. Что приводит нас к следующему пункту.
Цитата: Либерман
По себе же судишь.

Как и все субъективен в суждениях. Но тенденцию я заметил.
Цитата: Либерман
Если ты его так же изложил и в прошлый раз, то я просто забыл о нем, как о любой другой чьей-либо бесполезной банальности.

Для человека, который индифферентен и неуважительно относится к моему мнению ты слишком часто это подчеркиваешь. Похоже кто-то лукавит =)))
maribisnes 203 минут назад Народ, недавно нашла уникальный способ заработка в сети без специальных знаний и, не тратя много времени и усилий. Реально пассивный доход без вложений и занимает всего по 15 минут в день, а зарабатываю по 5000 в день. Не верите? вот посмотрите видео и сами все поймете как это легко и просто! --- http://bisnez.2sms.ru maribisnes 204 минут назад Народ, недавно нашла уникальный способ заработка в сети без специальных знаний и, не тратя много времени и усилий. Реально пассивный доход без вложений и занимает всего по 15 минут в день, а зарабатываю по 5000 в день. Не верите? вот посмотрите видео и сами все поймете как это легко и просто! --- http://bisnez.2sms.ru maribisnes 205 минут назад Народ, недавно нашла уникальный способ заработка в сети без специальных знаний и, не тратя много времени и усилий. Реально пассивный доход без вложений и занимает всего по 15 минут в день, а зарабатываю по 5000 в день. Не верите? вот посмотрите видео и сами все поймете как это легко и просто! --- http://bisnez.2sms.ru maribisnes 207 минут назад Народ, недавно нашла уникальный способ заработка в сети без специальных знаний и, не тратя много времени и усилий. Реально пассивный доход без вложений и занимает всего по 15 минут в день, а зарабатываю по 5000 в день. Не верите? вот посмотрите видео и сами все поймете как это легко и просто! --- http://bisnez.2sms.ru maribisnes 209 минут назад Народ, недавно нашла уникальный способ заработка в сети без специальных знаний и, не тратя много времени и усилий. Реально пассивный доход без вложений и занимает всего по 15 минут в день, а зарабатываю по 5000 в день. Не верите? вот посмотрите видео и сами все поймете как это легко и просто! --- http://bisnez.2sms.ru
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
0 пользователей, 915 гостей