В научных кругах вопрос о существовании внеземной жизни давно не стоит. Стоит другой вопрос – могут ли существа с других планет делить «столбиком». Среди ученых распространены два подхода к вопросу о существовании внеземного разума.' />

Когда они прилетят: Правительственные планы по встрече инопланетян

Скептики допускают, что в космосе можно найти примитивные формы жизни, но настаивают, что разумная жизнь есть только на Земле. Эта уверенность основана на предположении, что Земля обладает уникальными физическими свойствами. Среди них – магнитное поле, которое отражает космические лучи, и Луна, перехватывающая астероиды. Эти защитные свойства сделали Землю уникальной «тихой заводью» космоса, благодаря чему и стала возможной эволюция примитивных жизненных форм, которая привела к возникновению разумной жизни. В противоположном лагере рассуждают с позиций математики. Основа позиции – уравнение Дрейка, увязывающее вероятность открытия внеземного разума с такими факторами, как размер Вселенной и количество звездных систем с подобными Земле планетами. С обнаружением каждой новой планеты за пределами Солнечной системы (а таких планет уже больше ста) увеличивается вероятность найти разумную жизнь. Рост вероятности такого события не обошли вниманием международные организации и правительства разных стран. Никто из официальных лиц не заявляет, что НЛО (неопознанные летающие объекты – предположительно, средства передвижения пришельцев с других планет) существуют, и уж тем более – что НЛО представляют угрозу. Тем не менее без лишнего шума ведется подготовка к безусловно самому важному событию в истории человечества: к первому контакту. То есть моменту, когда жители Земли получат неопровержимые доказательства того факта, что они не одиноки во Вселенной.

Раннее предупреждение

Если только пришельцы не материализуются из другого измерения во время Суперкубка, земляне, скорее всего, заранее получат предупреждение. Насколько заранее – будет зависеть от того, кто первым заметит пришельцев. Институт SETI, который существует на частные пожертвования, при помощи радиотелескопов по всему миру прочесывает небо в поисках сигналов от разумных цивилизаций. Если инопланетяне обучены хорошим манерам и сообщат о себе загодя, для подготовки первого контакта у нас в запасе будут годы, а то и десятилетия. К сожалению, в нынешних условиях проект SETI может позволить себе лишь эпизодические «набеги» на небесную сферу, и любезные сообщения пришельцев, скорее всего, ускользнут от нашего внимания. Более вероятный сценарий таков: ВВС США заметят корабль пришельцев, когда он будет лететь между Землей и Луной. Радары и оптические телескопы ВВС, расположенные на Гавайях, в Гренландии, во Флориде и в Индийском океане, пристально следят за спутниками, отслеживают запуски ракет и фиксируют осколки. Последние видны, если их размеры превышают бейсбольный мяч. Делается это для обеспечения безопасности космических кораблей и Международной космической станции (МКС). Если инопланетный корабль появится на радарах Центра управления полетами, это будет означать, что ожидаемое время прибытия на Землю – часы или даже минуты.

До встречи осталось…

Вчерне стратегия землян при обнаружении кораоднако с другой планеты описана в международном соглашении «О действиях в случае обнаружения внеземного разума». Документ составлен комитетом ученых, который организовал институт SETI. Там указано, что должны и чего не должны делать астрономы в случае первого контакта. Пожалуй, самый удивительный пункт соглашения гласит, что астрономы не должны сообщать информацию широкой публике до тех пор, пока не получат на то разрешения. В документе также описаны очень четкие правила относительно «очистки» радиочастот, на которых выйдут в эфир инопланетяне: как только будет точно установлено внеземное происхождение искусственного радиосигнала, Международный телекоммуникационный союз попросит правительства всего мира освободить заданный спектр от любых радиокоммуникаций.

Создатели документа исходят из предположения, что внеземной разум, пожелавший связаться с нами, достаточно хорошо изучит нашу планету, чтобы не делать попыток передать нам сигнал на частоте микроволновой печи или мобильной связи.

Лицом к лицу

Примерно пять лет назад описанная процедура прошла испытание. Целых 12 часов астрономы из SETI ликовали: была вероятность, что наступил их звездный час. Повторяющийся сигнал правильной структуры передавался на Землю с расстояния 1,5 млн. км.

Первым делом всех радиоастрономов на Земле попросили переориентировать свои радиотелескопы в сторону сигнала. Сигнал с удаленного стационарного объекта быстро угас, так как из-за вращения Земли (и телескопа) объект вышел из зоны видимости. Дуглас Вакоч, отвечающий в SETI за программу действий в случае получения сигнала с других планет, рассказал Popular Mechanics, что вся хваленая секретность моментально пошла прахом. «Наша команда не хотела поднимать шум, но в разгар обсуждений нам позвонили из New York Times».

Вскоре специалисты SETI опознали сигнал – он исходил от стационарной солнечной обсерватории SOHO, расположенной как раз примерно в 1,5 млн. км от Земли.

Вакич не удивлен скоростью, с которой произошла утечка информации. Дело в том, что SETI описала всего лишь рекомендации. Никакой юридической силы в них нет. Целью документа было привлечение внимания к проблеме.

Что касается правительства США, то тут все решения приняты более 40 лет назад. Что бы ни думали астрономы во всем мире, у Дяди Сэма есть собственное мнение по данному вопросу. Суть отношения к пришельцам заключается в том, что они могут быть враждебны.

С недоверием

Впервые программу действий на случай появления инопланетян официально обсуждали в 1950-х, вскоре после появления НАСА. Специалистов интересовало, как повлияют на население Земли открытия, которые способны пролить свет на вопрос о возникновении Вселенной. Они обратились за помощью в экспертную группу «Brookings Institution». Встреч с инопланетянами касалась лишь небольшая часть отчета, вошедшего в историю как «Отчет Brookings». Но там было и суровое предупреждение: «Из антропологии известны многие примеры вполне успешных обществ, которые разрушились при контакте с другой культурой. Те же, что пережили такой контакт, заплатили за это изменением жизненного уклада и системы ценностей».

В 1972 году, при подготовке первого аппарата, который покинет земную орбиту, НАСА проигнорировало предупреждения группы Brookings. Напротив, «Pioneer 10» содержал приглашение посетить Землю: на алюминиевой пластине, покрытой золотом, была выгравирована карта с точным указанием местоположения Земли. В январе 2003 года, когда до нас дошел последний сигнал зонда, он был уже на расстоянии 10 млрд. км от Земли, на курсе к звезде Альдебаран.

Чрезвычайное положение

Если пришельцы все-таки появятся у дверей НАСА, их ждет неприятный сюрприз. К ним не выйдет директор агентства. Вместо этого их встретят и задержат агенты ФБР в костюмах биологической защиты уровня 4. Вместо президентского номера в шикарном отеле для них зарезервирован ангар в специальном карантинном центре Министерства сельского хозяйства в Нью-Йорке. Там пришельцев будут тщательно исследовать врачи из Национальных институтов здоровья. А корабль уволочет Группа ядерной разведки из Министерства энергетики. Каким бы недружелюбным ни казалось подобное поведение нам, обывателям, именно так скорее всего и будет, случись зеленым человечкам прилететь на Землю. Дело в том, что для агентств федерального правительства такое событие подпадает сразу под три разных категории – авиакатастрофа, выброс радиоактивных материалов и поимка животного, которое может оказаться переносчиком заразного заболевания. А все эти случаи предусмотрены специальными регламентами.

Если из кораоднако не будет выхлопа, его сочтут атомным и под присмотром ядерщиков увезут на объект Минэнерго, куда-нибудь недалеко от лабораторий Sandia Лос-Аламоса.

Международные соглашения предполагают прибытие Группы ядерной разведки на место появления подобных объектов не только на территории США, но и вне ее. Например, в 1978 году советский спутник упал в Канадских пустошах и стал выделять радиоактивное топливо. В случае ядерной опасности все права получит ФБР. По крайней мере, таков план. Как все будет на самом деле, случись пришельцам объявиться на Земле, не знает никто. Скептики указывают на тот факт, что все «наблюдения НЛО» происходят, как правило, в уединенных местах. Может, дело в том, что пришельцы знают, что у нас на уме?
27 апреля 2010