"Мы хотим выяснить, где и когда возникла теплокровность у животных, а также где и когда она не развивалась. Эта технология позволит нам реконструировать пищевые цепочки. В доисторические времена динозавры и другие крупные животные стояли во главе этих цепочек и вскоре мы узнаем, за счет чего им это удавалось", - прокомментировал исследование профессор Джон Эйлер (John Eiler) из Калифорнийского технологического университета, слова которого приводит пресс-служба этого учебно-научного заведения.' />

Ученым удалось измерить температуру тела вымерших животных

Ученым удалось измерить температуру тела вымерших животныхМетод определения температуры тела вымерших животных, разработанный учеными, позволит не только проследить эволюцию теплокровности у птиц и, возможно, динозавров, но и установить климатические параметры доисторических экосистем как в океанах, так и на суше, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Proceeding of The National Academy of Sciences во вторник.
Технология измерения температуры вымерших видов животных, разработанная учеными, базируется на измерении содержания в их тканях тяжелых изотопов биогенных элементов: углерода-13 и кислорода-18. Эти изотопы являются тяжелыми вариантами наиболее распространенных типов атомов элементов: кислорода-16 и углерода-12. Ученые в своей работе опираются на тот факт, что входящие в состав биоапатита, минерала, формирующего прочные ткани тела - костную, зубную и чешуйчатую, тяжелые изотопы "предпочитают" образовывать химические связи друг с другом, а не с более легкими вариантами атомов. Чем ниже температура, при которой происходит формирование тканей, тем большей связей образуется между тяжелыми изотопами. При высокой температуре, сообщающей атомам дополнительную кинетическую энергию, эти изотопы "разбрасываются" по кристаллической структуре биоапатита более случайным образом.
Исследователи показали, что, растворяя небольшой слой биоапатита, содержащегося в эмали зубов или костях животного, они с помощью метода масс-спектрометрии могут затем определить количество содержащихся в ней связанных атомов тяжелых изотопов. Этот метод намного более надежен, чем простое измерение содержания изотопов в окаменелостях животных, которое зависит от их содержания в окружающей среде.
В своей публикации на примере современных животных, индийского слона и нильского крокодила, ученые показали, что данный метод позволяет надежно определять температуру животных по их останкам.
После этого авторы статьи сумели определить температуру тела шерстистого мамонта, которая, с погрешностью в один-два градуса, составила 38 градусов Цельсия. Ученые не остановились на этом, и показали на примере двух других видов вымерших животных - родственника современного носорога, жившего примерно 12 миллионов лет назад и равного ему по возрасту аллигатора, что температура тела этих особей была примерно 36,6 и 30,4 градуса Цельсия соответственно.
Теперь исследователи намерены изучить температуры тела животных, появившихся задолго до птиц и млекопитающих - динозавров.
"Мы подыскиваем подходящие образцы зубов и яичной скорлупы, чтобы определить, были ли некоторые виды динозавров, как считают ученые, теплокровными. Или вот, например, птицы - были ли они уже теплокровными до развития полета?" - добавил Эйлер.
Кроме того, изучение останков холоднокровных животных, доминировавших в океане или других экосистемах, позволит точнее реконструировать температуры доисторического климата, во многом остающегося загадкой для ученых.
26 мая 2010