РЕКЛАМА

Загрузка...
' />

Религия в Древней Азии (Китай, Индия, Монголия)

В отличие от Европы, которая на протяжении Раннего и начала Высокого средневековья стала христианской, во внеевропейских средневековых цивилизациях существовало множество религий. Христианство в этих цивилизациях имело слабое распространение, вне Европы большое влияние имели две другие мировые религии – буддизм и ислам. Кроме них, во многих цивилизациях существовали свои религии, в ряде цивилизаций сосуществовало несколько религий. Все они оказали огромнейшее влияние на общественную жизнь средневековых цивилизаций, культуру, мировосприятие людей, на формирование их нравственных ценностей, образ жизни.

Китай


Период распада Китая на две части (IV – VI) ознаменовался в области религии широким распространением даосизма и буддизма. Даосизм стал мощным идеологическим течением ещё во времена Ханьской империи и в качестве верований, широко распространённых в народе, и в качестве одного из философских направлений, имевшего приверженцев в правящем классе и возникшего в этой среде. Как религия, восходящая к примитивным верованиям глубокой древности, к временам первобытно-общинного строя, даосизм выражался в вере в сверхъестественные силы и в возможность магического использования этих сил для достижения земных благ – здоровья, долголетия, богатства. Различные секты даосизма нередко превращались в объединения трудящихся, которые боролись против своих угнетателей. С даоскими сектами часто были связаны крупнейшие движения народных масс. Что касается философского даосизма, центральной идеей которого было «опрощение» и слияние человека с природой, то он стал идеологической формой некоторых оппозиционных движений, возникавших в среде оттеснённых от власти групп господствующего класса.

Но даосизму скоро пришлось столкнуться с новой религией – буддизмом, который стал проникать в Китай из Средней Азии ещё во времена Ханьской империи. Буддизм – одна из трёх мировых религий. Возник в Др. Индии в VI-V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхарта Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. В центре буддизма – учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение – субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание – состояние беспокойства, напряжённости, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) – состояние несвязанности личности с внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции – человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определённого набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. Отрешённость от мира, индивидуализм определяют глубокую асоциальность мировоззрения буддизма. В первое время буддизм распространялся слабо, но в VI в. на китайский язык была переведена значительная часть буддийского канона, в стране возникло много монастырей, храмов и появилась целая армия духовенства. Буддизм быстро усваивался господствующим классом.

В противоположность даосизму с его местными культами и с отсутствием единого учения буддизм был религией, основывавшейся как на единстве догматов, так и на единстве церковной организации. Правящая верхушка нашла в буддизме дополнительное орудие в борьбе за преодоление центробежных тенденций и укрепление общегосударственной власти. Авторитарный характер буддийского вероучения, построенного на вере в абсолютное значение «божественной» силы, отвечал непосредственным интересам господствующего класса. Народную массу буддизм стремился привлечь проповедью о загробном рае и о возможности силой веры достигать желаемого, в том числе и мирских благ. Буддизм в руках китайских феодалов стал могущественным идеологическим орудием господства над эксплуатируемыми народными массами.

В период танского времени даосизм создал обширную, иерархически построенную церковную организацию с многочисленным духовенством, с храмами и монастырями. Выработался его канон – «Дао цзан» («Сокровищница дао») – свод самых различных произведений, среди которых были сочинения и по медицине, и по алхимии, и по ботанике, и по астрологии. Могущественную церковную организацию представляла собой буддийская церковь с её армией священнослужителей и монашества. Во второй четверти IX в. в стране насчитывалось около 40 тыс. храмов и монастырей и более 700 монахов и монахинь.

Даосизм был распространён среди широких народных масс, буддизм же находил приверженцев главным образом в правящем классе. Но даосизм в свою очередь стремился найти опору среди господствующего класса, а буддизм – завоевать народные массы. Эта борьба за влияние сталкивала обе церкви. Буддисты обвиняли даосов в невежестве и грубых суевериях; даосы нападали на буддистов за их догматизм и схоластику. Диспуты представителей этих религий часто устраивались при дворе в присутствии императора.

Буддизм иногда подвергался гонениям, которые вызывались стремлением императоров к конфискации монастырских земель и имущества и выражались в разрушении буддийских храмов и монастырей, а также в избиении или же принудительном расстрижении духовенства. Так, при императоре Уцзуне (841-846) было разрушено несколько десятков тысяч храмов и «возвращено в мирское состояние» более 200 тыс. монахов и монахинь. Однако буддийская церковь каждый раз быстро оправлялась от этих ударов и, пользуясь покровительством новых императоров, вновь обретала большую силу. В целом период Танской империи являлся временем значительного могущества буддийской церкви. В танскую же эпоху в Китай стали проникать ислам и христианство.

Индия


В Индии основной религиозной системой был индуизм. Индуизм объединил самые разнообразные верования и культы, начиная с унаследованных от первобытно-общинного строя, кончая религиями со сложными богословскими учениями. По общим верованиям последователей индуизма, над бесконечным множеством божеств, управляющих судьбами людей, стоят три великих бога – Брахма, Вишну и Шива. Из этих трёх божеств наиболее почитаемыми являются боги Вишну и Шива. В честь богов Вишну и Шивы князья воздвигали величественные храмы, ставили там их изображения, и сотни жрецов-брахманов служили богам, как живым земным повелителям. Совершая обряды жертвоприношения, жрецы «кормили» и «поили» бога. Они натирали изображение бога благовонными маслами, а храмовые танцовщицы под звуки музыки в установленное время исполняли обрядовые танцы. В особые дни жрецы устраивали празднества, на которые собирались многие тысячи людей со всех концов государства.

Брахманы создали учение, согласно которому все прочие божества, в каком бы виде они ни почитались, были только воплощением Вишну и Шивы или же формами, олицетворявшими шакти – созидательную или разрушительную силу этих великих богов. В результате тенденция к выработке единой религиозной системы вылилась в совмещение различных, часто противоречивых религиозных верований и обрядов.

В основе этих разнообразных религиозных верований, совокупность которых и называется индуизмом, лежат древние анимистические представления. Наиболее распространённой является вера в то, что душа после смерти человека выходит из тела, и для того, чтобы она достигла бога загробного мира, сыновьям нужно совершить по умершем поминки. В противном случае душа покойного сделается злым духом и будет всячески вредить живущим. Душа, достигшая бога Ямы, в воздаяние за грехи и добрые дела умершего посылается Ямой или в ад, или в рай на срок, соответствующий количеству дурных и добрых дел, совершённых человеком при жизни, и только праведники, ведшие «святую» жизнь на земле, остаются на небе, чтобы наслаждаться вечным блаженством. Души прочих после пребывания в течение положенного срока в аду или в раю снова возвращаются на землю и вселяются в новую телесную оболочку. И так до тех пор, пока они не достигнут такой степени «святости», которая даст им право на вечное блаженство в загробном мире.

Древние брахманские законы учили, что только безропотным выполнением обязанностей своей касты и религиозных обрядов с помощью брахманов человек, принадлежащий к низшей касте, может обеспечить своей душе воплощение в оболочке человека более высокой касты, а нарушение религиозного долга ведёт к тому, что душа воплощается в существе, ещё более низком. Это учение древних брахманов ведёт к тому, что в руках феодалов средством оправдания существующего строя и кастовой иерархии средневекового общества. Внедряя в сознание людей мысль, что принадлежность человека к той или иной касте является результатом наказания или награды за деяния в прошлых воплощениях души, брахманы заставляли угнетённые массы мириться со своим положением, ослабляли их волю к борьбе за социальное раскрепощение.

Принадлежавшие к низшим кастам считались «нечистыми» и должны были жить отдельно от тех, кто причислял себя к «чистым» кастам. «Нечистым» запрещалось брать воду там, где брали её члены «чистых» каст. Они должны были иметь особые места для погребения своих покойников. Брахманы внушали, что люди из самых приниженных и наиболее угнетаемых каст столь «нечисты», что могут осквернить человека даже своей тенью. В своём большинстве «нечистые» касты состояли из людей, бывших наследственно в рабской или крепостной зависимости, а также из тех, кто занимался «нечистыми» с религиозной точки зрения профессиями, например имел дело с трупами, занимался обработкой кож и т. д. Такая разобщённость среди трудящихся облегчала их эксплуатацию господствующим классом.

Еретические движения. Недовольство феодальными порядками принимало форму борьбы против освящавшего их индуизма. Появились религиозные проповедники, говорившие о том, что перед лицом бога нет «чистых» и «нечистых» каст, что любой человек, кто бы он ни был, способен обрести «спасение» в загробной жизни через бхакти, т. е. через преданность и любовь к почитаемому им божеству. Одним из ранних проповедников бхакти был южанин Рамануджа (XII в.). Он отрицал «святость» и особую «чистоту» брахманской касты, а следовательно, и претензию её членов на привилегированное положение в обществе и на монополию в духовном руководстве.

Выступления против догмата о «чистоте» и «нечистоте» каст и соответствующих кастовых привилегий носили ярко выраженный антифеодальный характер. В XII в. образовалась секта лингаятов, которые стали выбирать жрецов из членов этой секты независимо от кастовой принадлежности. В преданиях о жизни основателя этой секты Басавы говорится, что выступление лингаятов вылилось в восстание, в результате которого была разрушена столица государства Чалукьев – город Калиани.

Монголия


В Монголии Алтан-хан первым среди крупных монгольских феодалов принял ламаизм и положил начало его распространению в этой стране в качестве официальной государственной религии. Ламаизм – одно из течений в буддизме. Основателем ламаизма является тибетский монах Дзонхава. Дзонхава сохранил в неприкосновенности основные догматы первоначального буддизма. Внесённые им изменения касались не сущности, а формы буддийской идеологии – они имели целью облегчить распространение влияния церкви на народные массы в интересах господствующего класса феодального Тибета. Идеологи ламаизма шли на компромисс с местными религиозными верованиями и обычаями, включая в буддийский пантеон шаманистские божества. В полном согласии с первоначальным буддизмом Дзонхава и его ученики внушали верующим, что материальный мир – иллюзия, жизнь – страдание, причина страдания – жажда жизни, а средством избавления от страданий является преодоление жажды жизни и её радостей. Исходя из буддистского представления о бессмертии души, Дзонхава учил, что страдания человека объясняются его неправедной жизнью в прошлых существованиях и что, наоборот, добродетельная жизнь в прошлом объясняет благополучное существование в настоящем.

Ламаизм нёс в массы трудящихся проповедь отказа от всякой борьбы за улучшение их жизни на земле, призыв к кроткости и смирению. В отличие от первоначального буддизма, в основе которого лежало аскетическое отречение от мира, Дзонхава разрешил ламам (монахам) иметь собственность, поощрял поддержание ламами тесных связей с мирянами. Он создал централизованную церковь с многочисленной армией лам, спаянную строгой внутренней дисциплиной. Ламаистская церковь стала надёжным оплотом монгольских феодалов, а впоследствии и иноземного маньчжурского гнёта.
3
1903
23 февраля 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Демоны и духиДемоны и духи

ДЕМОНОЛОГИЯ (от греч. daimon), наука и религиозная практика, объектом которой выступают сверхъестественные существа, называемые демонами, бесами, духа...

Искупление греха в непристойных позахИскупление греха в непристойных позах

Подлинная история храмов Кхаджурахо неотделима от легендарнойЛюбовь под пальмамиСредневековая индийская легенда донесла до нас рассказ о красавице Хем...

Ученые выяснили, где находится Бог!Ученые выяснили, где находится Бог!

Нейропсихологи университета Миссури нашли новое местонахождение Бога.Это удалось сделать после того, как они выяснили, что все духовные опыты мировых...

Загрузка...
Комментарии

PahomovArtemij26
8 июня 2011 09:26
Только здесь аренда автобусов по Киеву и Украине

Tugcrereled
18 июня 2011 02:20
Когда вы решитесь скачать бесплатно torrent , будьте готовы к возможным
испытаниям, начиная от проникнувшего на комп вируса и заказнчивая
настырным стуком в вашу дверь от милицейского наряда, который имеет ордер, чтобы забрать
ваш ноутбук и просканировать его на наличие нелицензионных игр и фильмов.

Tugcrereled
21 июня 2011 21:13
Если вы решились настройка торрента , постарайтесь быть подготовленным к возможным
испытаниям, начиная от пойманного вируса и заказнчивая
настойчивым стуком в вашу дверь от милицейского патруля, который имеет ордер, чтобы конфискавать
ваш лаптоп и просканировать его на наличие нелицензионных программ.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Воскресенье, 26 Марта
USD 1.8808
EUR 2.0268
RUB 0.0328
Филин 6 минут назад 3ara3a,
Обдолбыш ватноголовый
26-128 10 минут назад
Цитата: SabakaZ
Вадик, в связи с беспорядками, на всякий случай сбежал из страны под предлогом очередного пивного тура. А то слух прошел, что крафтоебов по всему Минску будут ловить и люстрировать со страшной силой.
Я больше за его кота переживаю чем за самого Вадика. Вдруг придут с обыском и заберут катяру на сутки.)))
SabakaZ 29 минут назад
Цитата: Vaalon
про деньволи уже некому написать
Вадик, в связи с беспорядками, на всякий случай сбежал из страны под предлогом очередного пивного тура. А то слух прошел, что крафтоебов по всему Минску будут ловить и люстрировать со страшной силой.
26-128 87 минут назад
Цитата: Vaalon
про деньволи уже некому написать :-\\ все ушли на фронт
Все пошли искать Статкевича.)))


Кот Дашкевича вернулся.
Vaalon 224 минут назад про деньволи уже некому написать :-\\ все ушли на фронт 3ara3a 763 минут назад
Цитата: freez
Красавцы,пятый ваще хорош!!,

почти про футбол )))

Всё мыши ) на три недели меня нет )) Дила )) вылезайте ))
freez 780 минут назад Красавцы,пятый ваще хорош!!, 3ara3a 782 минут назад Тля )) Мышы.. Скучно день прошел )) Ажыдания ни апрафдались )))
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
25 пользователей, 767 гостей