Космические аппараты и корабли бороздят просторы Солнечной системы с разной степенью успешности, физики сомневаются в истинном количестве бозонов Хиггса и отменяют "запланированный" на 2013 год конец света, а другие ученые находят все новые особенности устройства человеческого организма и нашей с вами психологии - такой минувшая неделя была для науки.' />

Главные события недели в науке

Ракеты вверх

Запущенный с космодрома Байконур 16 июня пилотируемый корабль "Союз ТМА-19" с новым экипажем космонавтов в ночь на пятницу "причалил" к Международной космической станции (МКС) в автоматическом режиме. После того, как экипаж открыл люки между кораблем и станцией, прибывших на орбиту российского космонавта Федора Юрчихина, а также астронавтов НАСА Шеннона Уокера и Дугласа Уилока тепло встретили "старожилы" станции: россияне Александр Скворцов и Михаил Корниенко и американка Трейси Колдуэлл-Дайсон.
На Земле в это время продолжают выяснять судьбу другого, менее удачного старта: как заявил в пятницу представитель Роскосмоса Виталий Давыдов, авария южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1, которая 10 июня взорвалась через две минуты после запуска, произошла не из-за российской первой ступени. Ракета "Наро" (KSLV-1), призванная вывести на орбиту искусственный спутник и запущенная 10 июня с южнокорейского космодрома, взорвалась в воздухе через 137 секунд после старта. По словам Давыдова, российская первая ступень ракеты почти наверняка не при чем.

Конца света не будет

Особо впечатлительные читатели, которых расстроила новость о прогнозе техногенной катастрофы в 2013 году из-за пика активности Солнца, могут вздохнуть спокойно: по мнению научного сотрудника Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева (ФИАН) Сергея Богачева, прокомментировавшего эти заявления для РИА Новости, подобные прогнозы являются лишь околонаучными, поскольку научных оснований для пессимизма нет.
Богачев также обратил внимание на неточности в прогнозе, в частности, упоминания "серии ядерных взрывов" и повышение температуры светила - явления, которые совсем не согласуются с физикой Солнца.
"Наука ожидает, что будет максимум солнечной активности в 2013 году, но при этом нельзя сказать, какой величины он будет", - пояснил Богачев.
Сама же звезда, в минувшие выходные отметившаяся серией крупных вспышек, к вечеру вторника "успокоилась", и ожидаемой новой фазы быстрого роста солнечной активности пока нет на горизонте.

Братья бозоны

Таинственная "частица Бога", бозон Хиггса, который ученые надеются обнаружить с помощью Большого адронного коллайдера, может привести с собой "братьев": физики Богдан Добреску (Bogdan Dobrescu), Адам Мартин (Adam Martin) и Патрик Фокс (Patrick Fox) из Национальной ускорительной лаборатории имени Энрико Ферми в США считают, что обнаруженные недавно свидетельства асимметрии материи и антиматерии могут указывать на существование не одного, а пяти бозонов Хиггса.
Ученые говорят, что именно так можно объяснить разницу в вероятностях возникновения мюонов и антимюонов, найденную в рамках эксперимента DZero. Эта разница составляет всего 1% в пользу материи, однако это в 50 раз больше, чем отклонение, предсказываемое законами Стандартной модели взаимодействия элементарных частиц. На всякий случай физики подчеркивают, что это пока лишь предположение.
Еще одно пока необъяснимое подтверждение различий в фундаментальных свойствах материи и антиматерии, благодаря которым, вероятно, существует наша Вселенная, специалисты Лаборатории Ферми нашли в рамках эксперимента MINOS. На сей раз физики обнаружили разницу в поведении нейтрино и антинейтрино: при переходе электронных нейтрино в мюонные или тау-нейтрино и обратно масса античастиц меняется на 40% сильнее. Оба любопытных открытия попали на ленту новостей во вторник, 15 июня.

Водный мир

Концентрация воды в минералах, образующих лунный грунт, значительно больше, чем считалось прежде - от 65 миллиардных долей до 5 миллионных по массе, сообщают ученые в исследовании, опубликованном в понедельник в журнале Proceedings of The National Academy of Sciences.
Казалось бы, все равно маловато, однако по абсолютному значению это количество воды на Луне соответствует количеству воды в Великих озерах в Северной Америке. Авторы нового исследования провели повторный анализ лунного грунта, привезенного на Землю в ходе двух миссий "Аполлон", а также метеоритного образца лунного грунта. Более точные методики показали, что воды на Луне как минимум в 100 раз больше, чем считалось.
Однако Луну по "водным" новостям на этой неделе с лихвой переплюнул Марс. Ученые, чья статья опубликована в понедельник в журнале Nature Geoscience, доказали, что примерно 3 миллиарда лет назад треть поверхности Красной планеты покрывал океан жидкой воды, в который впадали реки, а в атмосфере формировались облака и шли дожди.
Площадь океана, подсчитанная командой исследователей на основе масштабного анализа данных о марсианском грунте, когда-то составляла 36% поверхности планеты. При этом весь объем воды составлял примерно 124 миллиона кубических километров. Это примерно в 10 раз меньше, чем объем всех океанов Земли, при том, что Марс по размерам составляет чуть больше половины нашей планеты.
Космический фотоальбом
Космические телескопы и зонды на этой неделе порадовали целой россыпью любопытных снимков. Космический телескоп "Хаббл" внимательно смотрел на Юпитер: во-первых, он показал, что неведомая вспышка, которую в начале июня заметили астрономы-любители, никак не повредила планете, это был метеор, сгоревший в верхних слоях ее атмосферы. Во-вторых, телескоп "нашел" пропавший южный экваториальный пояс Юпитера, который исчез с поверхности планеты в начале мая. Оказалось, что пояс никуда не делся, он всего лишь скрыт слоем облаков из белых кристаллов аммиачного льда.
Камера зонда LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter) сфотографировала редкое явление на поверхности Луны: "ямку" диаметром 130 метров, которая находится в Море Мечты (Mare Ingenii). Похожую ямку, но уже на поверхности Марса, сфотографированной зондом Mars Odyssey, нашли 16 семиклассников из американской средней школы, которые изучали снимки в рамках научного проекта.
Космический инфракрасный телескоп WISE, в свою очередь, в четверг подарил поклонникам очередной яркий снимок: облако вокруг массивной звезды V385 в созвездии Киля по форме напоминает след от поцелуя ярко-алого цвета. Печально, но "поцелуй" этот - прощальный: V385 относится к классу звезд Вольфа-Райе, которые живут всего несколько миллионов лет.
Те же из космических аппаратов, кто красиво фотографировать не умеет, тем не менее, также отметились в информационном пространстве. В понедельник информационные агентства сообщили, что капсулу, в которой, возможно, находятся образцы грунта с астероида Итокава, взятые японским межпланетным зондом "Хаябуса" (Hayabusa), нашли в австралийской пустыне Вумера и отправили в Японию для исследования.
Японский зонд, запущенный в космос в мае 2003 года, в настоящее время является единственным космическим аппаратом, совершившим посадку и взлет с поверхности космического тела за пределами системы "Земля-Луна". Другой зонд, "Розетта", тем временем, движется к астероиду 21 Лютеция: "свидание вслепую" - первые изображения небесного тела на Землю отправит именно "Розетта" - состоится 10 июля.
Космическая обсерватория "Кеплер", запущенная в марте 2009 года, уже успела обнаружить 706 объектов, которые могут оказаться новыми экзопланетами, и пять звезд с полноценными планетными системами. Если данные зонда, ищущего "побратимы" планет Солнечной системы, подтвердятся, то число известных экзопланет вырастет с примерно 460 до более 1,1 тысячи. О потенциально историческом открытии стало известно в среду.
Ученые мысли
По всей видимости, когда дело касается собственного тела, человек действительно не верит глазам своим: ученые Университетского колледжа Лондона в работе, о которой сообщается во вторник, показали, что механическая модель тела, которой оперирует головной мозг, чтобы ежесекундно определять положение отдельных его частей в пространстве, сильно искажена.
Участники эксперимента, визуально прекрасно представлявшие себе собственную руку, в простом задании - убрать левую руку под непрозрачный экран и правой показать на нем, где находятся различные суставы - делали множество ошибок. Пальцы казались им короче, чем они есть на самом деле, а сама рука - на 2/3 больше, чем в действительности.
Звучание голоса мужчины позволяет посторонним людям достаточно точно определить степень его физической подготовленности и агрессивности - к такому "неожиданному" выводу пришли ученые из Калифорнийского университета, чья статья была опубликована в среду в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Авторы исследования не смогли установить, какой именно параметр звучания речи является индикатором физической силы обладателя того или иного голоса, однако сумели показать, что с задачей оценки физических данных мужчины одинаково хорошо справляются как женщины, так и мужчины, принадлежащие к совершенно разным культурным группам.
22 июня 2010