Тунгусская катастрофа, произошедшая в 1908 году в Восточной Сибири, стала результатом не падения космического тела, а взрыва водорода и метана, выделившихся из жерла древнего вулкана. Об этом в интервью РИА Новости сказал доцент кафедры газодинамики мехмата МГУ Владимир Натяганов.' />

Тунгусская катастрофа произошла при взрыве водорода из жерла вулкана?

Тунгусская катастрофа произошла при взрыве водорода из жерла вулкана?Тунгусская катастрофа, произошедшая в 1908 году в Восточной Сибири, стала результатом не падения космического тела, а взрыва водорода и метана, выделившихся из жерла древнего вулкана. Об этом в интервью РИА Новости сказал доцент кафедры газодинамики мехмата МГУ Владимир Натяганов.
Ровно 102 года назад, 30 июня 1908 года, в бассейне реки Подкаменная Тунгуска, на территории нынешней Эвенкии, пролетел и взорвался огненный шар. В районе взрыва был повален лес на площади, примерно равной современной Москве. Сразу же была выдвинута гипотеза, что катастрофа стала результатом падения метеорита, однако на месте взрыва не было обнаружено ни следов от падения, ни обломков самого космического тела.
В настоящее время большинство ученых считают, что тунгусское космическое тело - каменный метеорит, который взорвался и полностью испарился, не долетев до земли. Однако некоторые исследователи отстаивают различные геофизические гипотезы, объясняющие Тунгусское событие земными причинами.
Натяганов и его коллеги в статье, принятой к печати в журнале "Доклады Академии наук", описали созданную ими математическую модель косого удара цилиндрической струи жидкости или газа о плоскость. Одним из неожиданных результатов использования этой модели оказалось совпадение предсказанной этой моделью пятна деформации с формой вывала леса на месте Тунгусской катастрофы.
"Эта "бабочка" (так называют исследователи форму пятна вывала леса) могла возникнуть из-за взрывного горения струи, или "чулка", заполненного водородом и метаном, выделившимся из жерла древнего вулкана. Причем горение началось сверху, возможно, в результате удара молнии", - сказал Натяганов.
Он добавил, что попытки экспериментально и численно смоделировать форму вывала предпринимались неоднократно, однако корректный результат получить не удавалось.
По словам Натяганова, гипотеза взрыва водорода в сочетании с предложенной им и его коллегами моделью удара позволяет достаточно точно получить "бабочку", а также объяснить большинство других парадоксов Тунгуски.
Натяганов считает, что удар космического тела именно в точку катастрофы был крайне маловероятен.
"Эпицентр тунгусского события попал практически в центр древнего палеовулкана, который был открыт из космоса в середине 1970-х годов. Это жерло совпадает с локальной гравитационной аномалией, эта же зона близка к глобальной геомагнитной аномалии. Кроме того, она попадает в семерку сухопутных горячих точек планеты, где лава подходит достаточно близко к поверхности", - сказал собеседник агентства.
"Совпадение всех этих четырех фактов, с тем, что что-то летело и над этой четырехкратно аномальной точкой взорвалось - можно подсчитать условную вероятность - это меньше одной миллиардной", - сказал он.
Сценарий Тунгусской катастрофы, в поддержку которого выступает ученый, основан на гипотезе о резком усилении водородной дегазации в районе жерла Куликовского палеовулкана с последующим высотным подрывом гигантской водородно-метановой струи и распространением вдоль нее волны горения или детонации.
"По экспериментальным данным, нисходящая волна горения возможна, начиная с 9% содержания водорода в воздухе", - уточнил исследователь.
Водородный взрыв, в частности, объясняет побеление гумуса в районе катастрофы, а также целый ряд противоречий традиционной космической гипотезы.
1 июля 2010