Обнаружены гены, ответственные за возникновение и развитие очаговой алопеции – одного из заболеваний, в результате которого человек начинает лысеть. Данное открытие может позволить ученым придумать эффективный, безопасный и надежный метод лечения облысения.' />

Гены облысения

С возрастом люди склонны лысеть, но у многих людей потеря волосяного покрова начинается еще в молодые годы. Одной из причин облысения является очаговая алопеция – аутоиммунное заболевание, при котором иммунная система человека начинает атаковать здоровые клетки, в данном случае клетки волосяных луковиц. По данным Колумбийского университета, это заболевание встречается примерно у двух процентов населения Земли, в том числе у 5,3 млн жителей США. Данное заболевание в равной степени затрагивает как мужчин, так и женщин, но больше оно фиксируется у представителей прекрасного пола, которые чаще обращаются к врачу с подобной проблемой.
Очаговая алопеция привлекает внимание ученых тем, что при нем выпадение волос может как резко начаться и привести к полному облысению на голове или других участках тела, так и резко остановиться. При этом человек, будут совершенно лысым, может вновь отрастить волосы и затем потерять их опять.
Два года назад ученые в рамках проекта Кокрэновской библиотеки проводили обзор работ, посвященных лечению облысения.
Тогда специалисты пришли к выводу, что эффективного, безопасного и надежного метода лечения не существует.
Чтобы можно было уверенно говорить о существовании такого метода, ученые должны достоверно знать причины возникновения заболевания и механизм развития болезни. Но и с тем, и с другим были проблемы. Наблюдения за больными показывали, что к очаговой алопеции могут привести такие факторы, как психологический стресс, травма или какая-нибудь другая болезнь. Но официальная наука, увы, пока не может предсказать рост или потерю волос со стопроцентной вероятностью для каждого человека, страдающего очаговой алопецией.
Впрочем результаты, полученные группой исследователей во главе со специалистами медицинского центра Колумбийского университета, могут пролить свет на природу и методы лечения очаговой алопеции. Подробнее с этим исследованием можно ознакомиться в статье в новом номере журнала Nature.
Ученые обнаружили восемь генов, которые связаны с развитием этого заболевания.
При этом оказалось, что некоторые из этих генов связаны с другими аутоиммунными заболеваниями, такими как ревматоидный артрит и диабет первого типа.
Среди этих восьми генов один ген (он называется ULBP3), вероятно, отвечает за возникновение очаговой алопеции. Этот ген является своего рода «маяком», так как синтезирует «сигнальный» белок для клеток иммунной системы, уничтожающих больные или поврежденные ткани, а такие белки у заболевших очаговой алопецией находятся в волосяных луковицах. Два найденных гена, отвечающих за облысение, действуют непосредственно в волосяной луковице, а пять других ответственны за иммунный ответ.
«Обнаружение генов, которые составляют основу очаговой алопеции, – это большой шаг вперед, хотя природа этих генов является еще более захватывающей, – заявила Анжела Кристиано, ведущий автор работы. – Кажется, мы обнаружили общий механизм деятельности органов, которые связаны с «сигналами» опасности гена ULBP3. Соответствующие лекарства для лечения ревматоидного артрита и диабета первого типа уже в разработке.
В скором времени мы сможем провести клинические испытания генного метода лечения очаговой алопеции.
Теперь у нас есть возможность разработки лекарств, которые воздействовали бы на конкретные механизмы, ответственные за болезни».
«Это исследование очень интересно, так как очаговая алопеция поражает огромное количество людей во всем мире, а лечению поддается с трудом. В результате возникает огромная неудовлетворенная потребность людей в медицинской помощи, – считает Вики Калабоукс, президент Национального фонда очаговой алопеции США. – Потеря волос меняет жизнь – и не в лучшую сторону, так как человек начинает испытывать долгосрочные психосоциальные воздействия».
2 июля 2010