Группа ученых под руководством Луиджи Фолко (Luigi Folco) из университета Сиены (Università degli Studi di Siena), Италия, проанализировав обнаруженный в 2008 году в Египте кратер, выяснила, что он, вероятнее всего, появился всего 5 тыс. лет назад в результате падения железного метеорита 45 м в диаметре, что делает его одним из самых молодых кратеров такого типа на Земле, сообщает ScienceNews. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.' />

Самый молодой кратер на Земле

Хотя кратер был впервые замечен учеными лишь в 2008 году, на спутниковых снимках пятно от него появлялось еще в 1972 году. Правда, обнаружили это лишь существенно позже. Обод кратера возвышается над окружающей плоской местностью приблизительно на 3 м. Непосредственно вокруг кратера часть земли покрыта полосами светлого материала, вылетевшего во время падения метеорита. Именно эти снимки впервые привлекли внимание исследователей к кратеру.

Подобные кратеры распространены на Луне и других космических объектах, не имеющих атмосферы. На Земле они встречаются крайне редко, – эрозия и другие геологические процессы, как правило, достаточно быстро уничтожают их следы. Во время экспедиций, проводившихся в 2009 году и начале этого года, ученые нашли более 5 тыс. железных метеоритов общим весом более 1,7 т. Ученые полагают, что метеорит упал на Землю со скоростью около 3,5 км/сек. Анализ образцов почвы и песка, ставшего стеклом, показал, что метеорит упал не раньше 10 тыс., а скорее всего, даже не раньше 5 тыс. лет назад.

Напомним, что весной этого года в Демократической республике Конго, в Центральной Африке, была обнаружена геологическая структура, которая, по всей видимости, представляет собой древний гигантский кратер – также результат столкновения планеты с огромным небесным телом. У планетологов были и другие версии ее происхождения, но они, по мнению ученых, менее состоятельны. Съемка со спутника отчетливо демонстрирует круглую форму структуры. Она стала видимой, только после того как леса на этой территории поредели в последнее десятилетие. Форму подчеркивает движение реки, огибающей кратер. Всего на Земле найдены только около 25 кратеров подобной величины. Полевые исследования могут помочь установить точное время образования структуры. Пока ее относят ко времени, непосредственно следующему за юрским периодом.

К настоящему времени на Земле было найдено всего около 200 метеоритных кратеров. Их, вероятно, на самом деле гораздо больше, однако они были затерты различными природными процессами и теперь с трудом читаются в рельефе. Лишь в 1950-х годах с развитием аэрофотосъемки количество обнаруженных метеоритных кратеров стало быстро расти. Долгое время считалось, что процесс образования кратера — результат лишь механического воздействия падающего метеорита, а о происходящих при этом взрывах, сопровождающихся выделением колоссального количества энергии, никто не знал.

При ударе метеорита о земную поверхность мгновенно испаряется и сам метеорит, и десятки миллионов тонн земной поверхности. В результате удара на поверхность «выплескиваются» глубоко лежащие горные породы. Обломки разных размеров выбрасываются на расстояние в несколько километров. Некоторая часть выбросов обладает такой скоростью, что может уйти в космос. Так образуются далеко не самые крупные кратеры. В случае недостаточно сильного удара возникают небольшие (диаметром 3—7 км) кратеры, представляющие собой чашеобразные воронки, окруженные валом.

Кратеры, чей диаметр превышает 10 км, устроены сложнее. Они сравнительно неглубоки и всегда имеют центральную горку — крутую возвышенность, поднимающуюся над дном кратера. Самый большой из обнаруженных на Земле кратеров — Чиксулуб (Мексика) — имеет диаметр 180 км. Однако есть все основания полагать, что будут найдены и большие, поскольку до того, как Земля обрела атмосферу, она подвергалась жесточайшей метеоритной бомбардировке. Именно поэтому многие ученые склонны причислять некоторые гигантские кольцевые структуры к метеоритным кратерам. Возможно, именно метеориты породили такие заливы, как Гудзонов (диаметр 400 км) или Святого Лаврентия (290 км), Ишимскую кольцевую структуру (700 км) и Прибалхашско-Илийскую впадину (700 км).

(c)