Ученые впервые сумели доказать, что предки современных людей, австралопитеки, умели пользоваться орудиями труда уже 3,4 миллиона лет назад - почти на миллион лет раньше, чем считалось до сих пор, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature.
Это открытие существенно расширяет представления ученых о ходе эволюции людей, которая привела к появлению Homo sapiens. До сих пор считалось, что наиболее древними предками человека являлись гоминиды, жившие не ранее 2,5 миллионов лет назад.' />

Предки человека пользовались орудиями труда 3,4 млн лет назад

"Наша работа заметно смещает вглубь времен период времени, когда предки человека раз и навсегда изменили правила своей игры с природой. Использование орудий труда позволило доисторическим гоминидам питаться новыми для них видами пищи и заселять новые территории. Кроме того, это привело впоследствии и к изготовлению новых орудий труда, критически важному шагу эволюции", - сказал ведущий автор публикации Зересенай Алемсегед (Zeresenay Alemseged) из Калифорнийской академии наук в США, слова которого приводит пресс-служба этой организации.
Коллектив авторов статьи под руководством Алемсегеда провел раскопки в районе Дикика в Эфиопии, славящемся своими археологическими артефактами. В частности, именно здесь были обнаружены окаменелости нескольких особей австралопитека афарского, наиболее известными из которых являются взрослая самка "Люси" и молодая "Селам". Согласно предположению археологов, участок раскопок представлял собой место древней стоянки австралопитеков, находившейся в период их жизни на берегу озера.
Находка представляет собой две кости крупных млекопитающих животных размером с современную козу и корову соответственно. Эти кости несут на себе отметины каменных орудий, которыми предки человека счищали с них плоть или дробили с целью добраться до костного мозга. Единственным известным науке видом пращуров людей, жившим в это время в Афарском регионе современной Эфиопии, были австралопитеки, а потому ученые не сомневаются, что отметины на костях - дело их рук.
Охотиться на такую крупную дичь австралопитеки не умели, а потому, скорее всего, им приходилось довольствоваться падалью.
Датировка грунта - хорошо описанных прежде характерных слоев вулканических осадков, между которыми были найдены кости, показывает, что в руки австралопитеков они попали между 3,42 и 3,2 миллионами лет назад, причем ближе к "дальней" границе, около 3,4 миллиона лет назад.
Самих каменных орудий, которыми могли быть сделаны отметины, ученые пока не обнаружили. В настоящий момент ученые не могут сказать, способны ли были австралопитеки изготавливать их самостоятельно, откалывая острые фрагменты от крупных фрагментов горных пород, или ограничивались поиском подходящих заостренных камней.
Так как само место предполагаемой стоянки содержит лишь мелкую гальку, авторы статьи полагают, что обитатели этого места приносили свои каменные орудия из другого региона. Одной из дальнейших задач научной группы будет поиск этого места.
"Теперь мы имеем более точное представление о тех силах естественного отбора, которые отвечали за формирование образа жизни наиболее древних предков человека. Как только древние гоминиды начали использовать каменные орудия для добычи пищи из трупов животных, им пришлось вступить в непосредственную конкуренцию с крупными хищниками, что, скорее всего, повлекло за собой развитие нового уровня кооперации", - сказал Алемсегед.
1917