Обнаружение во Вселенной магнитной звезды - магнетара - бросает вызов известным гипотезам о происхождении черных дыр.

Магнетары - это нейтронное звезды особого типа с очень мощным магнитным полем. Они образуются в результате гравитационного коллапса, когда звезда-прародитель умирает и формирует сверхновую.

По только что обнаруженному магнетару астрономы уже высчитали массу его прародителя: по всей видимости, эта звезда была по меньшей мере в 40 раз тяжелее Солнца.

Магнетар - ключ к загадке черных дыр

Доктор Бен Ритчи из британского Открытого университета и его коллеги, проводившие это исследование, публикуют результаты своей работы в бюллетене "Астрономия и астрофизика".

Обычно коллапс звезды такого размера приводит к формированию черной дыры. И тот факт, что в этом случае родилась нейтронная звезда, представляет собой серьезную проблему для общепринятой теории.

Магнетар, о котором идет речь, был найден в гигантском звездном скоплении Вестерлунд-1, находящемся в 16 тысячах световых лет от нас в созвездии Жертвенник, наблюдаемом из Южного полушария Земли. В этом районе Вселенной расположено большое количество огромных звезд.

По словам доктора Ритчи, если бы Земля "находилась в сердце этого исполинского скопления, наше ночное небо было бы заполнено сотнями звезд, столь же ярких как полная Луна".

Чтобы высчитать массу звезды-прародителя, исследователи сначала определили ее продолжительность жизни. У гигантских звезд коллапс происходит раньше, чем у небольших, поскольку в их ядре гораздо большее давление, а это приводит к заметно более скорому выгоранию водородного топлива.

Астрономы предположили, что эта звезда сформировалась в то же время, когда родились и другие звезды в скоплении Вестерлунд-1. И тот факт, что она уже претерпела коллапс, позволяет предположить, что она была заметно больше, чем остальные.

При этом звезды, более чем в 25 раз более массивные, чем Солнце, обычно в результате коллапса превращаются в черные дыры.

Теперь же, считает участвовавший в исследовании доктор Негуеруэла из испанского университета Аликанте, можно говорить о том, что тайна гигантской черной дыры может быть разгадана в том случае, если звезда-прародитель избавилась "от девяти десятых своей массы, а потом взорвалась в сверхновую".

Звезда могла бы "похудеть" таким способом, если бы она входила в состав космического феномена, известного как "двойная звезда", и ее "сестра" оттянула на себя большую часть ее массы. Таким образом это позволило бы звезде, о которой идет речь, избежать превращения в черную дыру.

Профессор Майк Круз, астрофизик из университета английского города Бирмингем, в исследовании не участвовавший, в интервью Би-би-си назвал работу коллег "блестящим детективным расследованием".

"Особенно привлекает в этом документе то, насколько аргументы авторов основываются на твердых вычислениях, а не просто на теоретических выкладках", - добавил профессор Круз.

(с)