РЕКЛАМА

Загрузка...
' />

Тяжелый экспериментальный танк СМК

В 1937 году КБ харьковского Паровозостроительного завода (ХПЗ) получило задание на проектирование нового тяжелого танка прорыва на базе Т-35. Согласно требованиям Автобронетанкового управления (АБТУ), утвержденным 5 ноября 1937 года, предполагалось создать трехбашенную машину массой 50-60 тонн с броней 75-45 мм, вооруженную одной 76-мм, двумя 45-мм пушками, двумя пулеметами ДК и шестью ДТ.
Тяжелый экспериментальный танк СМК

В новом танке предусматривалось использовать трансмиссию и ходовую часть от Т-35. Однако КБ ХПЗ, и без того не имевшее значительных сил для такой сложной работы, было ослаблено репрессиями, коснувшимися и квалифицированных инженеров. Поэтому, несмотря на многочисленные требования АБТУ, к началу 1938 года конструкторы ХПЗ сумели лишь провести эскизную проработку шести вариантов нового танка, различавшихся только размещением вооружения. Поэтому в апреле 1938 года для ускорения проектирования нового тяжелого танка прорыва АБТУ подключило к этой работе ленинградский Кировский завод (ЛКЗ) с его мощной производственной базой и опытом серийного производства Т-28, а также завод № 185 им. Кирова, кадры которого, в свою очередь, имели опыт по разработке новых образцов боевых машин. Первый завод проектировал танк СМК (Сергей Миронович Киров), ведущий инженер машины А.С.Ермолаев; второй завод - “Изделие 100″, впоследствии получившим обозначение Т-100, ведущий инженер машины Э.Ш.Палей. Таким образом, вопреки некоторым высказываниям и публикациям, танки СМК и Т-100 имели разную базу и разрабатывались параллельно.
Тяжелый экспериментальный танк СМК

До августа 1938 года, не имея договоров на изготовление новых машин, заводы вели, главным образом, эскизное проектирование. Полным ходом работы развернулись только после постановления Комитета Обороны при СНК СССР № 198сс от 7 августа 1938 года, в котором устанавливались жесткие сроки изготовления новых образцов танков: СМК должен был быть готов к 1 мая 1939 года, а Т-100 - к 1 июня 1939 года. Уже через два месяца, 10-11 октября комиссия под председательством помощника начальника АБТУ военного инженера 1-го ранга Коробкова рассмотрела чертежи и деревянные макеты в натуральную величину танков СМК и Т-100. Несмотря на ряд отклонений от заданных тактико-технических требований (ТТТ) - в частности, вместо подвески по типу Т-35 со спиральными пружинами на СМК использовались торсионные валы, а на Т-100 - балансиры с пластинчатыми рессорами - макетная комиссия дала “добро” на изготовление опытных образцов танков по предъявленным чертежам и макетам.

9 декабря 1938 года проекты новых тяжелых танков рассматривались на совместном заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и Комитета Обороны. По указанию И.В.Сталина, для облегчения массы танков число башен на обоих машинах сократили до двух. В январе 1939 года началось изготовление танков в металле.

Первый пробный выезд по двору завода СМК совершил 30 апреля, а Т-100 - 1 июля 1939 года. После заводской обкатки обе машины были переданы на полигонные испытания, которые начались в ночь с 31 июля на 1 августа. 20 сентября СМК и Т-100 участвовали в правительственном показе серийных и опытных танков, проходившем на полигоне в Кубинке под Москвой. На нем присутствовали К.Е.Ворошилов, А.А.Жданов, Н.А.Вознесенский, А.И.Микоян, Д.Г.Павлов, И.А.Лихачев, В.А.Малышев и другие. К концу ноября 1939 года пробег СМК составил 1700 км, а Т-100 более 1000 км. С началом советско-финской войны оба танка были сняты с полигонных испытаний и направлены на фронт для проведения испытаний в боевой обстановке.

Эти испытания проводились силами заводских водителей, для чего было получено специальное разрешение из Москвы. Рабочие, отобранные для этой цели, прошли специальную краткосрочную подготовку по вождению машин, обучению стрельбе из пушки, пулемета, а также и другим навыкам, необходимым в бою. Командиром экипажа СМК был назначен старший лейтенант Петин, помощником командира сержант Могильченко, стрелком-радистом и наводчиком - красноармейцы. Кроме того, в состав экипажа СМК вошло трое рабочих Кировского завода: механик-водитель В.И.Игнатьев, моторист А.П.Куницын и трансмиссионщик А.Г.Токарев. Экипаж Т-100 состоял из военнослужащих 20-й тяжелой танковой бригады: командира лейтенанта М.П.Астахова, артиллеристов Артамонова, Козлова, радиста Смирнова и рабочих завода № 185 им.Кирова: водителя А.Д.Плюхина, запасного водителя В.А.Дрожжина и моториста В.И.Капланова.


Танки СМК, Т-100 и опытный KB составили роту тяжелых танков, включенную в состав 91-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады. Командиром роты назначили капитана Колотушкина. 17 декабря 1939 года рота вступила в бой в районе Хоттинен.

Во многих отечественных и зарубежных публикациях история боевого применения СМК и Т-100 описана достаточно подробно. Общий смысл ее везде почти одинаковый и сводится примерно к следующему.

Двигаясь во главе танковой колонны, СМК наехал на груду ящиков, под которыми находился замаскированный фугас. Взрывом повредило ленивец и гусеницу, и танк встал. Т-100 и KB встали рядом, прикрыв подбитый СМК. Пользуясь этим, экипаж СМК пытался в течение нескольких часов поставить машину на ход. Однако сделать этого не удалось, и СМК пришлось оставить на нейтральной полосе. Далее из книги в книгу кочует детективная история о том, как отважные финские разведчики пробрались к танку и ухитрились снять крышку люка механика-водителя. А эта крышка, сделанная из обычной (неброневой) стали, так как кондиционную прислать не успели, попала потом к немецким инженерам, которые решили, что СМК целиком сделан из сырой брони. И это якобы сыграло большую роль в одержании победы над немецко-фашистскими войсками.

19 декабря СМК и Т-100 получили задачу поддержать наши части, которые прорвались в глубину финских укреплений в районе Хоттинен. Обе машины выступили вперед в сопровождении пяти танков Т-28. Танки были уже далеко в глубине обороны противника, когда под шедшим впереди СМК прогремел сильный взрыв. Рядом с подбитым танком остановился Т-100 и один Т-28, а остальные четыре машины ушли вперед и скрылись за поворотом. Экипаж СМК пытался спасти танк, соединил разбитые гусеницы, но завести двигатель не сумел. Многочисленные попытки Т-100 взять на буксир поврежденный СМК не увенчались успехом: из-за гололедицы гусеницы “сотки” пробуксовывали и сдвинуть с места танк не удалось. Не удалось сдвинуть СМК и совместными усилиями “сотки” и оставшегося Т-28. В течение пяти часов танки вели бой в глубине финских позиций. В этом бою был тяжело ранен сержант Могильченко и легко ранен водитель Игнатьев. Расстреляв весь боезапас, экипаж СМК перебрался на Т-100. Перегруженная “сотка” (с 15 членами экипажа!) в сопровождении танка Т-28 вернулась в расположение 20-й танковой бригады. За этот бой экипажи машин были награждены орденами и медалями.
Тяжелый экспериментальный танк СМК

Потеря опытного танка вызвала гнев у начальника АБТУ Д.Г.Павлова, что в принципе понятно. По его личному приказу 20 декабря 1939 года для спасения секретной боевой машины были выделены рота 167-й МСБ и 37-я саперная рота, усиленные двумя орудиями и семью танками Т-28. Командовал отрядом капитан Никуленко. Отряду удалось прорваться за финские надолбы на 100-150 м, где он был встречен сильным артиллерийско-пулеметным огнем. Потеряв убитыми и раненными 47 человек, отряд отошел на исходные позиции, не выполнив приказа.

Поврежденный СМК простоял в глубине финских позиций до конца февраля 1940 года. Осмотреть его удалось только 26 февраля, после прорыва главной полосы “линии Маннергейма”. В начале марта 1940 года СМК с помощью шести танков Т-28 отбуксировали на станцию Перк-Ярви, разобрали и в таком виде отправили на Кировский завод. По заданию АБТУ РККА завод должен был отремонтировать танк и передать его на хранение в подмосковную Кубинку. Но по ряду причин ремонт произведен не был. СМК пролежал на задворках завода до 50-х гг., после чего пошел в переплавку.

Что же касается истории со злополучной крышкой люка, то все это фантазия чистой воды. Во-первых, крышка была изготовлена из броневой стали, как и весь остальной танк. Во-вторых, при освобождении захваченного района и осмотре танка крышка была на месте. И, в-третьих, финским разведчикам не нужно было, рискуя жизнью, проникать в СМК и что-то с него скручивать. Машина стояла в глубине финских позиций, и при необходимости они могли спокойно разобрать танк на части и вывезти его. Ведь сумели же они с помощью пленных танкистов отремонтировать и отбуксировать в тыл два Т-28, а в качестве запчастей для них снять и увезти со многих танков, подбитых в том же бою, что и СМК, не только оптические приборы, радиостанции, элементы внутреннего оборудования, но и башни, двигатели, радиаторы, коробки перемены передач и т.д. Без сомнения, финское командование в качестве трофеев интересовали, прежде всего, серийные Т-28, которые можно было восстановить и использовать, нежели какая-то машина неизвестного типа, одиноко стоящая в 50 метрах от штаба Хоттиненского укрепрайона.

Источники:
“Танкомастер” №2, 1997;
И.Дроговоз “Железный кулак РККА”, ИД Т-М, 1999;
Павлов И.В. Павлов М.В. “Советские танки и САУ 1939-1945″, Москва 1996 г
0
2751
21 марта 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Танк НИ-1Танк НИ-1

Это один из знаменитых танков НИ-1 (\"На Испуг\") — выпускавшийся во времена обороны Одессы в 1941 году и представляющий собой обычный сельскохозяйств...

Т-34 - история созданияТ-34 - история создания

T-34 (или «три́дцать-четвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускавшийся с 1940 года, и с 1942 года являвшийся...

Тяжелый штурмовой танк КВ-2Тяжелый штурмовой танк КВ-2

19 декабря 1939 года было подписано Постановление Комитета Обороны СССР № 443сс, согласно которому танк КВ-1 был принят на вооружение РККА. В это вре...

Танк на воздушной подушкеТанк на воздушной подушке

Работы по созданию танка на воздушной подушке были начаты в СССР еще в 1930-х года прошлого века. Примечательно, что проект был начат именно авиационн...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Пятница, 21 Июля
USD 1.9465
EUR 2.2393
RUB 0.0329
MegaSchuster 71 минут назад
Цитата: pysto
бля, да как же задолбали с ним
лицемеры херовы, всем до звезды до того момента, как он умpет, а потом начинается, рип, как же так, да вам пoхер на него, детей невинных вам не жалко, а дoлб**ба повешанного вам жалко
Зае*али!!!!!!!!!1

Согласен, мне абсолютно до звезды на него, никогда не слушал эту группу. А вот по Линдеманну я бы скорбел
pysto 100 минут назад бля, да как же задолбали с ним
лицемеры херовы, всем до звезды до того момента, как он умpет, а потом начинается, рип, как же так, да вам пoхер на него, детей невинных вам не жалко, а дoлб**ба повешанного вам жалко
Зае*али!!!!!!!!!1
The_reef 132 минут назад Твою ж ты мать MegaSchuster 157 минут назад три факта из моей жизни, почему я не испытываю ни любви, ни тоски, ни жалости к этим животным. Две разводки и просто увиденное
Про разводки я уже был в курсе, поэтому не попался
Первая: в РФ на трассе стоит две-три неплохих тачки (БМВ, Мерседес) на польских транзитных номерах. Тормозят большегруз. Говорят что их постигло несчастье, машине пиздец, бензина нет, суют в руки перстень золотой (увесистый), требуют дать ну 3000 рублей. Как вы уже поняли перстень не золотой. Были посланы наxуй
Вторая: Ищут на прилавке самый дешёвый товар, говорят дайте мне его, показывают крупную купюру (например 50р), сазу спрашивают поискать ли мол мелочь - купюру прячут. Получают товар, сдачу и уходят. Как правило сразу же вклинивается второй цыган или цыганка и процедуру повторяют. Были посланы наxуй
Третья: иду две недели назад у ст.м. Спортивная, стоит жирная вонючая цыганка с табличкой "Помогите жертве с Донбасса"
Цыгане - самые грязные, вонючие и бесполезные животные на земле
Kano 159 минут назад xexun, ну каждая группа для каждого звучит по своему. Жаль что у тебя с Hybrid theory не задалось, альбом то сам по себе классный, думаю попади он к тебе в другой период ты бы иначе воспринимал его, а так, что поделать.
Когда мне попал в руки Meteora у меня был период очень жесткой депрессии, возникали суицидальные мысли, даже в секту чуть не попала, и я только, только начала из нее выходить. А LP этот выход не только ускорили своим альбомом, но и помогли мне понять, среди каких людей мое место и далее понеслось. Правда слушать я их перестала, когда они начали с Jay-Z сотрудничать, ну не мое рэп и все. Правда сейчас вот последний альбом у них музыка очень отличается от той с которой они начинали, чувствуется что мужики конкретно зрелые стали, нет той изначальной "агрессии" и что удивительно, мне даже понравилось. Теперь правда надежд мало что группа что-то новое выпустит в ближайшее время. Хотя, возможно Шинода что-то придумает и они продолжат.
fk 186 минут назад
Цитата: Nikitosina
Это те самые, которые остались от монгола татарского ига?)

Да, одни в Крыму, другие в Татарстане.
balon 202 минут назад
Цитата: Mab
93. Водителю запрещается выполнять обгон:
93.1. если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота;

96. Обгон запрещается:

ну что ты самое интересное не процитировал, а?
Цитата: Mab
Пункт ПДД?

95. Водитель обгоняемого транспортного средства обязан с учетом дорожно-транспортной обстановки двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги и не препятствовать обгону увеличением скорости движения или иными действиями.
xexun 216 минут назад Kano,
Интересный опыт, круто что у тебя хорошо все так вышло. А у меня Hybrid theory в наушниках пришелся на один из самых хреновых периодов и в жизни, и после этого слушать их альбомы больше не тянуло, все последующие хиты слышал краем уха только потому, что они постоянно крутились по всем каналам радио и тв. Ненависти к их музыке нет, есть только вызываемые ей негативные воспоминания. Позже мы с друзьями часто шутили, что LP выпускают новый альбом каждые полгода, их творчество казалось однообразным.
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
2 пользователя, 1144 гостя