РЕКЛАМА

Загрузка...
' />

Морские приметы и суеверия

Согласно статистике, приведенной в британской газете "Обсервер", каждый десятый землянин больше всего на свете боится пятого дня недели - пятницы (IB: странные люди :)). А психотерапевты даже дали этому явлению научное название, обозначенное латинским термином paraskevidekatriaphobics - синдром "параскевидекатриафобии"
Морские приметы и суеверия


Самая известная попытка преодолеть "пятничный" предрассудок принадлежит англичанам. На протяжении столетий он был настолько распространен среди английских моряков, что в XIX веке в Британии специально был построен корабль, чью судьбу крепко привязали именно к пятнице. Ему дали имя "Friday" - "Пятница". В этот день недели был заложен киль корабля, в такой же день корабль был спущен на воду. В пятницу была набрана команда судна, а капитаном назначен человек по имени Джим Фрайдэй (Пятница). Все это британское адмиралтейство сделало с единственной целью - продемонстрировать нелепость и вздорность прочно укоренившегося суеверия, согласно которому пятница - несчастливый день для моряка. Вполне возможно, что дерзкий поступок адмиралтейства возымел бы должное действие, но вот незадача: в пятницу корабль "Friday" вышел в испытательное плавание и бесследно исчез вместе с капитаном и всей командой. "Пятница" как в воду канула. Впрочем, почему "как"? Туда и канула, вестимо. Разумеется, адмиралтейство упорно отрицает, что вышеописанное событие имело место в действительности, но этих отрицаний никто не слышит и не хочет слышать. Многие поколения британских мореходов верили и верят, что исчезновение пресловутой "Пятницы" - чистая правда. Ибо суеверие сильнее даже самой безупречной логики.

Морские суеверия неистребимы, и никто еще не смог выдумать столько обрядов, примет и суеверий, сколько матросы. Перед лицом опасностей и тайн морской пучины человеку не оставалось ничего иного, кроме как уповать на помощь потусторонних сил и искать утешения в самых разнообразных суевериях, и он наделял волшебными свойствами все, что только можно: животных, птиц, даже названия кораблей. В эпоху паруса считалось, что души погибших моряков вселяются в чаек и буревестников, и, если одна из этих птиц пролетала над кораблем в открытом океане, значит, приближалась буря. Но больше всего боялись моряки исполинского альбатроса южных морей.

Появление этой птицы сулило неминуемый шторм. А убив альбатроса, моряк навлекал на себя нескончаемую череду несчастий. В 1959 году сухогруз "Кампиан-стар" вез одного альбатроса из Антарктики в Германию, где птицу должны были поместить в зоопарк. В пути забарахлила машина, и судно зашло на ремонт в Ливерпуль. Там вся команда сошла на берег, заявив, что плавание было крайне неудачным, и виной тому - проклятый альбатрос. На другой день птица издохла в своей клетке, только тогда капитан смог набрать новую команду и вывести судно в море. На борту корабля, находящегося в открытом океане, ни в коем случае нельзя поминать кроликов и свиней. Но, поскольку в рацион команды включена свинина, морякам приходится изощряться, поэтому хрюшек они называют "греками" или "Джеками". Никто иной как моряки придумали и внушили остальному человечеству, что такое безобидное занятие, как насвистывание, чревато нешуточными опасностями и тяжкими бедами.

Запрет на свист, вероятно, самое забавное из морских табу - это запрет на свист. В судовых журналах даже современных лайнеров есть записи о суровых взысканиях, которым подвергали свистунов каких-нибудь пятьдесят лет назад. Считалось, что свист пробуждает ураганные ветры. Поэтому свистеть разрешалось только в штиль, или если судно попадало в полосу густого тумана. Мореходы избавлялись самым верным, на их взгляд, способом - бросая в воду монетки. А когда близ маяка на Скале Епископа возле уже упоминавшихся коварных островов Силли разражается буря, капитаны "обвиняют" в этом одного из матросов, и "козел отпущения" покорно высыпает в море горсть мелочи.

Моряки уже несколько столетий упорно верят, что у знаменитого пирата, сэра Фрэнсиса Дрейка, который, наряду с Магелланом и Джеймсом Куком, входит в тройку величайших мореплавателей мира, был барабан, обладавший некими волшебными свойствами. Когда в 1596 году Фрэнсис Дрейк умирал на борту корабля близ побережья Панамы, он велел отослать барабан к себе домой, в Плимут, и повесить на стену барабан , а если над Англией нависнет угроза - исполнить на барабане призывную дробь. Немедленно после этого пират восстанет из мертвых и придет на помощь родине. Однако с годами эта легенда видоизменилась, и теперь считается, что в случае угрозы Англии барабан начинает отбивать дробь сам. Говорят, что барабан гремел после битвы при Ватерлоо, когда в Плимут доставили плененного Наполеона. А в XX столетии барабан "оживал" трижды -в 1914 году, когда началась Первая мировая война, в 1918 на борту флагмана королевского флота "Ройал-оук", и во время отступления англичан из Дюнкерка в годы Второй мировой войны. В 1918 году, когда германский флот вошел в Скапа-Флоу, чтобы сдаться на милость победителей, в недрах "Ройал-оук" вдруг раздалась раскатистая барабанная дробь. Командующий эскадрой самолично обыскал корабль, но не смог обнаружить на борту барабанщика. Дробь прекратилась, лишь когда флагман бросил якорь в порту. Видимо, блистательная победа на время успокоила мятежный дух сэра Фрэнсиса Дрейка...

Общеизвестно, что моряки смертельно боятся христианской символики и христианских священнослужителей (что удивительно, если вспомнить гибель "Титаника". Этот исполин столкнулся с айсбергом и затонул после того, как плывший на нем ирландский католический священник сошел на берег в Ирландии). Считается, что они навлекают на корабль всевозможные невзгоды. Довольно часто рыбаки предпочитают оставаться на берегу, если по пути в гавань повстречали священника или монахиню. На Фарерских островах, лежащих между Норвегией и Исландией, китобои на полном серьезе верят, что охота кончится неудачно, если между их судном и берегом проплывет лодка, в которой будет сидеть священнослужитель.

Однако во все времена были моряки, достаточно разумные и храбрые, чтобы не боятся каких-то там суеверий. Как-то раз одному древнегреческому флотоводцу сообщили, что птицы, прихваченные на борт военного корабля в качестве провианта, отказываются принимать корм, а это считалось дурным предзнаменованием. Но бравый вояка лишь фыркнул в ответ: "Что ж, посмотрим, откажутся ли они от воды!". И с этими словами выкинул за борт всех пернатых, но нелетающих кур, уток и гусей, после чего вступил в бой с неприятельской армадой и одержал блистательную победу.

Другой вариант: "обезвредить" дурную примету, к примеру так поступил знаменитый князь Урусов. Женившись на юной красавице, он отправился к Черному морю, чтобы провести там медовый месяц. Во время прогулки по набережной с пальца молодой супруги соскользнуло обручальное кольцо. Когда оно скатилось в воду и пошло ко дну, князь поначалу очень опечалился: в его роду бытовало поверье, что потеря обручального кольца чревата скорой кончиной жены. Но находчивый дворянин не растерялся и тотчас приступил к действиям. Не постояв за ценой, он попросту скупил всю недвижимость по обоим берегам Черного моря. Это обошлось ему в сумму, равную сорока миллионам долларов, но зато теперь и море, и все, что лежало на его дне, безраздельно принадлежало князю, и, следовательно, обручальное кольцо жены уже нельзя было считать потерянным. После смерти Урусова, когда необходимость непременно владеть кольцом отпала, его наследники продали берега Черного моря за вдвое большую сумму. Так что даже из дурного знамения можно извлечь немалую выгоду, если, конечно, не придавать ему рокового значения. А если вас интересуют Будни системных администраторов, то на сайте dnua.info вы сможете отыскать много полезной информации по данному вопросу.
1
1461
30 декабря 2010
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Моряки НАТО преподали пиратам урок хорошего поведенияМоряки НАТО преподали пиратам урок хорошего поведения

По словам капитан-лейтенанта Александре Фернандеса, который находился на борту португальского корабля Corte-Real, нефтеналивной танкер MV Kition запро...

Baychimo - корабль-призракBaychimo - корабль-призрак

«Baychimo» был стальным 1322 тонным грузовым пароходом, который построили в 1914 году в Швеции, он принадлежал компании Гудзонова залива. Его использо...

«Летучий Голландец» - миф или реальность?«Летучий Голландец» - миф или реальность?

Легенда о Летучем Голландце переходит у моряков из поколения в поколение. Лишь при мысли о летучем голландце, сердце начинает биться чаще. Покрытая...

Невероятные морские истории

С незапамятных времён моряки любят рассказывать байки о своих похождениях, зачастую привирая увиденное, а порой и вовсе выдумывая всё от начала до кон...

Загрузка...
Комментарии

Oskar_mT
30 декабря 2010 19:58
"Запрет на свист, вероятно, самое забавное из морских табу - это запрет на свист."

Жестокая логика.....
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Вторник, 06 Декабря
USD 1.9696
EUR 2.1197
RUB 0.0308
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
69 пользователей, 1034 гостя