РЕКЛАМА

Загрузка...

На МАЗ-два-три Беларусь готова внести акции нескольких заводов в «Росбелавто»

Развитие как минимум нескольких предприятий белорусского автопрома в течение последних лет признано правительством неудовлетворительным. Вице-премьер Сергей Румас раскритиковал МАЗ, заявив, что завод видит свое развитие лишь за счет госбюджета. А первый вице-премьер Владимир Семашко заявил, что Беларусь «чрезвычайно не удовлетворена» тем, как развивается совместное с иранской компанией Iran Khodro производство автомобилей «Саманд». Спасением производств может стать смена инвесторов.
На МАЗ-два-три Беларусь готова внести акции нескольких заводов в «Росбелавто»

«Я думал, что МАЗ - одно из лучших предприятий в Беларуси. К сожалению, это огромная аморфная организация, которая свое развитие видит за счет бюджета, вариант привлечения иностранных кредитов для развития они даже не рассматривают», - цитирует «Интерфакс» разоткровенничавшегося Румаса. По его информации, чтобы завод смог обеспечить выполнение доведенных показателей по 15-процентному росту производства, ему нужно выдать Br1,5 трлн.

Очевидно, что и дальше висеть на шее бюджета завод не может. Еще в 2010г. появились сообщения о намерении правительства и менеджмента завода привлечь на предприятие инвестора. В качестве возможных партнеров назывались российский КамАЗ (его участие в приватизации актива обсуждается уже несколько лет), итальянскаяIveco и даже Венесуэла.

Но наиболее очевидным является сотрудничество с КамАЗом, а точнее с холдингом «Ростехнологии», который владеет 49,9% КамАЗа и от лица которого ведутся переговоры. На минувшей неделе стали известны подробности обсуждаемой сделки. МАЗ и КамАЗ договариваются о создании автомобильного холдинга по производству грузовиков и автокомплектующих «Росбелавто». По информации Семашко, в образуемую структуру планируется внести пакты акций Минского и Камского автозаводов, а также, не исключено, компонентных заводов «Белшина», Минского моторного, БАТЭ и «Гидроусилителя». Российская сторона может внести в холдинг также акции Ярославского и Тутаевского моторных заводов.

Впрочем, с появлением новости о создании холдинга стало понятно, что стороны не достигли конкретных договоренностей об условиях объединения активов. Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов сообщил, что госкорпорация готова предложить правительству РБ миноритарный пакет КамАЗа в обмен на весь МАЗ. Как сообщило Reuters, Чемезов считает, что Беларусь вряд ли получит в российском предприятии больше 25%. «Ведомости» подсчитали, что, исходя из этой оценки, МАЗ стоит не дороже $830 млн.

Этот сценарий не входит в планы белорусского правительства. Семашко заявил, что «больше 49% МАЗа мы не будем отдавать пока», а холдинг будет создан на паритетных началах. Для этого стороны должны будут внести в него равные по стоимости активы.

В производстве легковых автомобилей тоже планируются перемены. Правительство, уже в 2007г. поднимавшее вопрос о неэффективности сборки иранских «Самандов», теперь окончательно упрочилось в этом мнении. Вообще-то, провал затее выпускать малоизвестные в мире «Саманды» (а по сути, продававшиеся в Европе с 1980-х гг. Peugeot 405 с немного обновленным кузовом и салоном), да еще продавать их по $11-12 тыс. (ценник на очень хороший подержанный европейский автомобиль), прочили еще пять лет назад. Однако уже в 2007г. СП ЗАО «Юнисон» планировало выпустить от 4 до 6 тыс. машин. Но в итоге, как заявил Семашко,«за пять лет работы они только около 1 тыс. автомобилей произвели и продали, и то под моим нажимом, в госструктуры: не покупают автомобили, поскольку цена высокая для такого класса автомобилей и устаревшая модель».

По его словам, перед иранским партнером был поставлен вопрос о необходимости строительства цеха сварки кузовов и покраски, что позволило бы снизить цену автомобиля. Кроме того, Беларусь настаивала на выпуске новой модели. Ни того, ни другого не произошло. И с иранским авто правительство, наконец, намерено распрощаться.

Но на смену иранцам, возможно, придут китайцы - переговоры ведутся с компаниями Сherу и Faw. Что касается Chery, то еще в 2009г. руководство компании обсуждало в Минске возможность организации масштабного производства полного цикла (включая штамповку, сварку и окраску) легковых автомобилей на МАЗе. Будет ли МАЗ площадкой для выпуска китайских легковушек на этот раз, не сообщается. Однако ввиду объявленного объединения с КамАЗом такая перспектива представляется не вполне логичной - фактически КамАЗ заплатит за непрофиль.

О новых инициативах в белорусском и российском автопроме корреспондент «БелГазеты» беседовала с аналитиком по автопрому ИК «Атон» (РФ) Михаилом ПАКОМ.

- МАЗ и КамАЗ уже несколько лет обсуждают объединение. Думаете, нынешняя попытка окажется успешной?

- Мы позитивно рассматриваем такую возможность. По качеству, на мой взгляд, МАЗы немного лучше, чем КамАЗы. Возможно, создание управляющей компании позволит увеличить взаимодействие компаний во внедрении технологий в производство. А МАЗ в лице КамАЗа приобретет крупного сильного партнера на территории России, который позволит ему наращивать продажу своих грузовиков в РФ. Думаю, предприятия будут разрабатывать совместную маркетинговую политику, чтобы не возникало ситуаций, когда производимые ими грузовики конкурируют друг с другом. На мой взгляд, совместными усилиями они могут более чем удачно противостоять иностранным производителям.

- Емкость российского рынка позволит МАЗу нарастить поставки в РФ?

- По большому счету, оба этих предприятия являются производителями продукции не для конечного потребителя. Их грузовики покупают, например, строители, производители стройматериалов, перевозчики. По нашим оценкам, сейчас как никогда удачный момент, чтобы объединить усилия по продаже автомобилей. Потому что, по нашим ожиданиям, внутренний спрос в России уже стабилизировался и начинает расти. Это должно отразиться и на других отраслях, в первую очередь на строительстве, логистике, которые являются потребителями техники КамАЗа и МАЗа. Если сейчас объединение произойдет достаточно быстро и компании приложат совместные усилия для продвижения продукции, то у них может получиться серьезно нарастить продажи.

- Российская и белорусская стороны озвучили принципиально разные схемы объединения. Вы считаете реальным объединение на паритетной основе, которого добивается Беларусь?

- Сейчас возможны оба варианта. Это вопрос обсуждения и оценки двух активов. Думаю, как раз сейчас стороны проходят due diligence (проверку благонадежности финансового состояния. - «БелГазета») этих активов, чтобы понять реальное состояние дел на предприятиях. После этого будет ясно, во сколько их можно будет оценить. Как только оценка будет окончена, можно будет делать комбинации, смотреть, как эти активы встраиваются в единый холдинг.

- Есть ли в нем место «Белшине» и другим заводам?

- Это опять же будет зависеть от оценки предприятий. Рассматриваются разные комбинации, в т.ч. возможность внесения одной из сторон дополнительных активов, чтобы сбалансировать стоимость предприятий. Этот вариант поспособствует снижению издержек на «Белшине», может быть, предприятие даже сможет заручиться гарантией спроса на свою продукцию со стороны КамАЗа. Этот сценарий возможен, равно как и внесение дополнительных активов со стороны КамАЗа.

- Согласится ли белорусское правительство на продажу контрольного пакета акций МАЗа?

- Вряд ли этого стоит ожидать. Изначально россиянам будет отдана меньшая доля. Но может быть, со временем российской стороне удастся добиться того, что Россия и Беларусь будут контролировать эти предприятия на паритетных началах.

- Зачем вообще КамАЗу и «Ростехнологиям» предприятие, которое даже в Беларуси открыто называют «огромной аморфной организацией», развивающейся за счет госбюджета?

- Ситуация в российском автопроме не лучше - предприятия очень зависимы от господдержки. В этом плане КамАЗ не сильно отличается от МАЗа. Мощности как на КамАЗе, так и на МАЗе нуждаются в обновлении. И на первых порах трудно представить, чтобы они обходились без существенной госпомощи. Поэтому господдержка обоих предприятий сохранится, а в перспективе, если будут грамотно выстраивать маркетинговую политику, они смогут финансировать развитие за счет собственных средств.

- Как КамАЗ отнесется к тому, что на МАЗе могут начать сборку китайских легковушек?

- В России к «китайцам» отношение не очень положительное. До сих пор в РФ нет заводов, которые производили бы китайские автомобили, практически отсутствует инфраструктура по их обслуживанию. Их продажи идут довольно слабо. Думаю, российская сторона будет не в восторге, если на мощностях МАЗа будет осуществлено производство, можно сказать, непрофильной продукции.
0
1096
2 марта 2011
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Беларусь отказалась объединенить Камаз с МАЗомБеларусь отказалась объединенить Камаз с МАЗом

Белоруссия отвергла предложение «Ростехнологий» об обмене акциями компаний МАЗа и «Камаза». Ранее российская сторона предложила Минску передать ей 100...

Зачем МАЗу объединение с КамАЗомЗачем МАЗу объединение с КамАЗом

О целесообразности объединения КамАЗа с МАЗом для российской компании было сказано уже много. Но что конкретно выигрывает от объединения белорусская с...

МАЗ могут продать за $600-720 миллионовМАЗ могут продать за $600-720 миллионов

Минский автомобильный завод (МАЗ) перед ожидаемой сделкой с компанией «РТ-Авто» (автомобильный холдинг «Ростехнологий») может быть оценен в $600- 720...

Беларусь срывает создание холдинга МАЗа и КАМАЗа

Белорусские власти передумали уступать контрольный пакет в создаваемом холдинге \"Росбелавто\". В российском ОАО \"КамАЗ\" последние предложения Минпр...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Вторник, 06 Декабря
USD 1.9706
EUR 2.0897
RUB 0.0308
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
2 пользователя, 1118 гостей