Недавно журнал Nature опубликовал сообщение о новых находках генетиков: оказывается, у нас есть гены костей для пениса, чувствительных усиков, как у кошек, и сотни других «архивных», неработающих последовательностей. Ученые научились находить такие участки и читать их — они играли важную роль в жизни предков. Ключом к открытию послужило изучение дырок в нашем коде.' />

Генетики нашли кости в пенисе человека

Ученые нашли конкретные буквы, которые были стерты эволюцией в процессе превращения обезьяны в человека. Оказалось, что наш геном содержит множество генов, которые были впопыхах выключены — чтобы сделать наш мозг крупным, пенис мягким, а лицо — лишенным вибрисс
Генетики нашли кости в пенисе человека

Эволюция миллионы лет изменяла наш генетический код. Когда вы редактируете текст, вы можете добавлять туда фрагменты, изменять фрагменты или стирать их (я только что написал слово «стирать» с опечаткой: «стиратьььь» — залип палец, — но потом стер лишние буквы). Стертые куски кода и называются делеции.

Группа генетиков из Стэнфорда решила узнать, какие делеции сделали человека человеком. Для этого провели анализ: посмотрели, какие последовательности букв одинаковы у мыши, макаки и шимпанзе, но отсутствуют у человека.

Нашлось 510 кусочков кода, в среднем по три тысячи «букв», которые у человека стерты. Самое поразительное и важное: 509 из этих делеций сделаны не в генах, а рядом, на участках ДНК, где записана всякая служебная информация, которая позволяет включить ген, заставить его работать.

«Что же получается, можно просто добавить человеку недостающий фрагмент “включателя”, и у него в пенисе вырастет кость, а на лице — вибриссы?!» — спросил я в величайшем азарте одного из авторов исследования, Кори Маклина из Стэнфордского университета.

Он ответил мечтательно: «О, это был бы чрезвычайно интересный эксперимент…»И, спохватившись, добавил: «Но совершенно невозможный и этически неприемлемый!» — ученый намекает на тот факт, что такой фокус можно провернуть не на вас, а только на вашем потомстве — а потомство, вероятно, будет против, когда вырастет.

Как дарвиниста меня заинтересовали выводы этого исследования для теории эволюции: «Получается, человек был создан чередой скачкообразных изменений — ведь эти попорченные выключатели работают по принципу “все или ничего”, то есть только начни их портить, и ген сразу перестает работать… Тут не выйдет гладкой постепенной изменчивости в череде поколений, которую мы, дарвинисты, так хотим видеть…» Маклин ответил: «На самом деле мы не знаем. Возможно, изменения были постепенными, и выключатель гена работал не как кнопка выключения света, а как диммер, которым можно лишь приглушить свет. Это предстоит выяснить».

Попрощавшись, я стал думать, какие гены все же было бы неплохо включить. Кость в пенисе на самом деле неинтересно. Дело в том, что она исчезла у наших предков вместе с течкой. Течка создавала острую конкуренцию между самцами и промискуитет; ее отсутствие породило более преданные, крепкие связи внутри пары. Кость в пенисе создает острые ощущения и — как следствие — очень короткий половой акт. У человека нет кости и самый долгий половой акт среди млекопитающих — как часть интимных, задушевных отношений партнеров, которые должны потом вместе выращивать детеныша.

Ген ограничения роста опухолей мозга тоже выключен (у прочих млекопитающих он работает), и благодаря этому кора нашего мозга особенно легко и обильно наполняется клетками при развитии эмбриона; дело в том, что рост опухоли и рост ткани — похожие процессы. Это я, знаете, тоже не готов так легко отдать. Остаются вибриссы — чувствительные усики на лице. Ими я смог бы ощупывать дорогу, когда в темноте, подобно древнему норному млекопитающему, проползаю в постель — ведь уже 4 утра, жена и дети спят, и ни черта не видно.
2013