РЕКЛАМА

Загрузка...
' />

Исполнилось 20 лет самому большому советскому самосвалу

20 лет назад, 1 июня 1991 года был представлен самый крупный самосвал в истории СССР - БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 т. С тех пор на Белорусском автозаводе выпустили несколько самосвалов побольше, но Советский Союз уже закончился.
Исполнилось 20 лет самому большому советскому самосвалу


Из всей советской автомобильной промышленности Белорусский автозавод в Жодино единственный существовал в условиях настоящей конкуренции. Министерство черной металлургии, Министерство цветной металлургии и Минуглепром довольно часто закупали карьерные самосвалы зарубежных фирм - Caterpiller, Komatsu, Terex, Unit Rig и других. Разрезы приносили стране стратегическое сырье, и тут было не до идеологии.

Эти условия заставляли конструкторов и технологов БелАЗа неуклонно совершенствовать свою продукцию. На XI-XII пятилетки (пятилетние планы развития народного хозяйства СССР, в данном случае 1981-1990 гг.) завод наметил опытно-конструкторские работы (принцип собирания конструкции очень похож на принцип, используемый в обычном конструкторе ЛЕГО ) исходя из заявок и исходных требований сырьевиков. В частности, Минуглепром намеревался до 2000 года приобрести 85 двухосных самосвалов особо большой грузоподъемности (275 т) с колесной формулой 4х2. Интерес других министерств позволял прогнозировать спрос на технику особо большой грузоподъемности (230- 280 т) в объеме 600-750 единиц. То есть, ежегодно БелАЗ мог выпускать 70-85 таких машин.

Проблема заключалась в отсутствии отечественных шин, способных выдерживать нагрузку более 55 т. НИИ КГШ в середине 1980-х только приступал к проектированию шины размерностью 49.00-69.

Делать самосвал трехосным и распределять нагрузку уже между десятью, а не шестью колесами означало увеличить габарит машины и ухудшить ее маневренность. Увеличивалась и масса, то есть ухудшалась удельная грузоподъемность. Конструкторы БелАЗа во главе с Александром Егоровым приняли решение делать двухосный самосвал на восьми шинах. Поскольку при такой компоновке исключается традиционное маневрирование за счет управляемых колес, была принята шарнирно-сочлененная схема. Мощные гидроцилиндры поворачивали одной часть шасси относительно другой на нужный угол. Все колеса решено было сделать ведущими.

К слову, над похожим самосвалом работала в тот момент японская фирма Komatsu. Хотя на БелАЗе сочлененными машинами занимались и в прежние годы.

В момент появления 280-тонника производственное объединение "БелАЗ" выпускало 9 типоразмеров самосвалов грузоподъемностью от 30 до 220 т. Заводчане весьма трезво оценивали уровень серийной продукции. Никудышные ходимость и удельные показатели двигателей, низкая надежность гидравлики, посредственные условия для водителя. Предпринимались не только попытки замены силовых агрегатов импортными, но и разработки комфортабельной кабины совместно с финской фирмой Sisu. Поэтому сотрудничество с Komatsu при создании 280-тонника оказалось интересным обеим сторонам. Совместно разработали механизм опрокидывания кузова с двумя трехступенчатыми гидроцилиндрами и четырехпозиционных электропневматическим управлением - по скорости разгрузки к БелАЗам были большие нарекания. Двухместная кабина также была создана совместно белорусскими и японскими специалистами. В ней предусмотрели даже шкафчик для одежды! Имелись отопитель, кондиционер, магнитола, радиостанция. Уровень внутреннего шума составлял 81 дБ. По предложению инженеров Komatsu самосвал оснастили видеокамерами заднего обзора вместо зеркал.

В качестве силового агрегата БелАЗ-75501 применялся тепловозный дизель Коломенского завода (165,6 л, V12, газотурбинный наддув, 3150 л.с. при 1000 об/мин), объединенный с синхронным трехфазным генератором переменного тока. В работе над электротрансмиссией партнерами БелАЗа выступали НПО "Электротяжмаш", ПО "Динамо" и ПО "Татэлектромаш". Движение обеспечивали четыре электромотора уже постоянного тока (так экономичнее), встроенные в колеса. По сути, речь шла об агрегатах типа мотор-колесо, включающего, помимо мотора и двухрядного планетарного редуктора, еще двухдисковый тормоз (диаметр 600 мм). Так что БелАЗ-75501 можно считать первым отечественным автомобилем с дисковыми тормозами всех колес. Тормоза, кстати, весьма эффективны: чтобы остановиться со скорости 30 км/ч гиганту полной массой 480 т требовалось 25 м. Выбор компоновочной схемы себя оправдал: гигант длиной 15,25 м шириной 8,0 м и высотой 6,77 м (колесная база 6,65 м) имел радиус поворота 16,5 м.

Самосвал получил гидропневматическую подвеску всех колес - по показателям плавности хода машины БелАЗ не случайно считаются одними из лучших в мире.

БелАЗ-75501 развивал скорость до 40 км/ч, хотя, разумеется, груженым никогда на такой скорости не ходил. Скорость подъема подобной техники из разреза глубиной до 500 м обычно составляет около 18 км/ч, да и то велик риск перегрева трансмиссии и моторов. Загрузившись, самосвал может выезжать наверх целую рабочую смену. Впрочем, и везет он при этом 110 кубометров угля.

В 1991 году БелАЗ-75501 в разобранном виде железной дорогой был направлен на опытную эксплуатацию в Нерюнгринский угольный разрез Минуглепрома в Якутию - крупнейший на тот момент в стране (проектный объем вскрышных пород 250 млн т. в год, угля - 13 млн т. Говорят, инженеры Komatsu, узрев это богатство, долго кивали головами на богатство русских

Самосвал успешно прошел испытания, был сломан, заброшен и примерно в 2000 году порезан на лом.

Сегодня самая грузоподъемная модель Белорусского автозавода - БелАЗ-75601, которая, наряду с Liebherr T282B, Terex MT6300 AC и Caterpillar 797F входит в четверку самых могучих самосвалов в мире: в кузов влезает 360 тонн груза. А это примерно семь самолетов Ту-154 или 6 миллионов пачек бобруйской халвы.
7
2048
2 июня 2011
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Новый рекорд: самосвал Новый рекорд: самосвал "БелАЗ" утащил 500 тонн груза

Единственный в мире полноприводный двухосный карьерный самосвал \"БелАЗ-75710\" установил рекорд по грузоподъемности в странах Европы и СНГ. Для этого...

БелАЗ обещает выпустить самый большой в мире самосвалБелАЗ обещает выпустить самый большой в мире самосвал

В августе 2013 года БелАЗ выпустит первый сверхбольшегрузный самосвал грузоподъемностью 450 тонн, аналогов которому нет в мире. Новым самосвалом уже з...

Первый Первый "БелАЗ" с дистанционным управлением поставят Сибирской угольной ко ...

Первый карьерный самосвал БелАЗа с дистанционным управлением будет поставлен Сибирской угольной энергетической компании в Красноярский край (Россия),...

БелАЗ-75710 доминируетБелАЗ-75710 доминирует

Тот момент, когда белорусский БелАЗ-75710 (самый большой карьерный самосвал в мире, грузоподъемность 450 тонн) показывает свой характер. В данном сл...

Загрузка...
Комментарии

Sanejke
2 июня 2011 11:20
можно гордится своей страной!

warrcan
2 июня 2011 11:33
Больше фоток надо бы.

seaflanker
2 июня 2011 12:13
статья действительно тикавая, но....
Цитата: warrcan
Больше фоток надо бы

!!!!

nigg
2 июня 2011 15:35
Самосвал успешно прошел испытания, был сломан, заброшен и примерно в 2000 году порезан на лом.

3ara3a
2 июня 2011 21:55
Гордость страны.

С Юбилеем железный монстр.

chozanax
2 июня 2011 22:23
у нас есть 2 конкурента, Caterpiller,Komatsu, белазы разгребают дай бог изза дешевизны и простоты, без серьёзных упрёков на качество
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Воскресенье, 28 Мая
USD 1.8598
EUR 2.0868
RUB 0.0328
Mab 97 минут назад
Цитата: Nikitosina
то провал 30% на Украине это просто жесточайший, лютый провал, не так ли?

В Украине война поэтому провал там ни для кого не новость, а вот показать рост во время российской агрессии это действительно достижение. А у нас в РБ нет войны, а ВВП падает.
Nikitosina 194 минут назад
Цитата: Mab

ВВП Беларуси в 2016 году сократился на 2,6%
По итогам 2016 года ВВП Украины вырос на 1,8%
Заказывал пруфы? Жри!

http://index.minfin.com.ua/index/gdp/
Отлично. Только перед этим за 2 года с 2014 по 2015 по данным украинского минфина ВВП упал с 183 млрд до 90.
Так что да, после такого падения рост это здорово.
Сравнил рост/падение ВВП рб и Украины за 2014-2016? Или ты со статистикой только так "кручу, верчу, наебать хочу".


Цитата: gismo_2
Ого, эксперт в экономике снова в деле.

А чего он не прав? Наилучший рост демонстрируют страны негры в которых спустились с пальм и начали строить хижины. Не было нихера и опа - хижины!
Лидеры роста за последние 25 лет это Эквиториальная Гвинея, Мозамбик и т.д. Кроме Китая там все страны которые слезли с пальмы.

Цитата: 4799121212
Эмм, в два раза, это как бы было 100, а стало 50, так ведь?Или я куда то не туда смотрел?))А, ну да, нищие же украинцы теперь в маршрутках солью расплачиваются, куда им до сверхдержавы с правосабными скрепами!))

Да, не туда смотрел. Было 183 млрд стало 90. Это в 2 раза почти ровно.
https://ru.m.wikipedia.org/w/index.php?title=Файл:GDP_PPP_per_capita_CIS.svg&lan
g=ru
Вот сравнение ввп нерабов с соседями причем по СНГ, а не Европой.
Причем 2015 и 2014 годы за кадром. Там на графике провал на месте Украины.



Цитата: Mab
Так вот рост ВВП за прошлый год в Украине есть, а вот в Беларуси огромный провал.

Да, тут ты прав. В рб был в прошлом году провал, на Украине был рост. Я проебалты за 2016 год. Но раз 2 процента это огромный провал, то провал 30% на Украине это просто жесточайший, лютый провал, не так ли?
nord_drum 499 минут назад А как они считают так точно, записывают чтоле всех?

А как они считают, записывают чтоле всех?
западная ведьма 574 минут назад Бледная моль,
наверное,ты еще не встретила человека,от которого хочется родить))
BHy4ka 631 минут назад Любимые женские попочки. Himley1 636 минут назад
Цитата: dianest
банная ты тупая чушка))) ну а если у Зимбабве начнется резкий рост, это будет означать что их экономика сильнее?)))) это всего лишь мизерный рост после жуткого падения
Блять я в шоке, почему тебе батя прописные истины не донес, аль плюнул с детства на такого тупого пидораса как ты?


А ты, вафел тряпочный, можешь своим дерьмом, которое у тебя вместо мозга дочухать, что во-первых в Беларуси уже который год с ВВП полная жопа, а хохлы даже в кризис были богаче белорусов. Да у них воруют, да у них бандитизм, но бл..ть - у них есть что воровать и у них есть кого грабить.
И какое отношение имеет Зимбабве с ее голожопыми неграми и бананами к Украине - стране с развитыми с\\х, промышленностью, торговлей? Или ты родился в Зимбабве, а тебя родители за мешок риса белому господину продали? Родину вспомнить решил? Так оказывается зря я тебя все время в Лугандон посылаю. Вот оно что - тебя походу к родственникам на пальму тянет. То-то ты так и норовишь в людей какашками покидаться.
slk123 639 минут назад http://www.elephone.hk/static/promotion_active_108 Mab 652 минут назад
Цитата: gismo_2
И где видео?

Пройди по ссылке на страницу новости, и там есть видео. Задерживаемого избивают, везде кровь. Видео +18.
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
19 пользователей, 1217 гостей