РЕКЛАМА

Загрузка...
' />

Исполнилось 20 лет самому большому советскому самосвалу

20 лет назад, 1 июня 1991 года был представлен самый крупный самосвал в истории СССР - БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 т. С тех пор на Белорусском автозаводе выпустили несколько самосвалов побольше, но Советский Союз уже закончился.
Исполнилось 20 лет самому большому советскому самосвалу


Из всей советской автомобильной промышленности Белорусский автозавод в Жодино единственный существовал в условиях настоящей конкуренции. Министерство черной металлургии, Министерство цветной металлургии и Минуглепром довольно часто закупали карьерные самосвалы зарубежных фирм - Caterpiller, Komatsu, Terex, Unit Rig и других. Разрезы приносили стране стратегическое сырье, и тут было не до идеологии.

Эти условия заставляли конструкторов и технологов БелАЗа неуклонно совершенствовать свою продукцию. На XI-XII пятилетки (пятилетние планы развития народного хозяйства СССР, в данном случае 1981-1990 гг.) завод наметил опытно-конструкторские работы (принцип собирания конструкции очень похож на принцип, используемый в обычном конструкторе ЛЕГО ) исходя из заявок и исходных требований сырьевиков. В частности, Минуглепром намеревался до 2000 года приобрести 85 двухосных самосвалов особо большой грузоподъемности (275 т) с колесной формулой 4х2. Интерес других министерств позволял прогнозировать спрос на технику особо большой грузоподъемности (230- 280 т) в объеме 600-750 единиц. То есть, ежегодно БелАЗ мог выпускать 70-85 таких машин.

Проблема заключалась в отсутствии отечественных шин, способных выдерживать нагрузку более 55 т. НИИ КГШ в середине 1980-х только приступал к проектированию шины размерностью 49.00-69.

Делать самосвал трехосным и распределять нагрузку уже между десятью, а не шестью колесами означало увеличить габарит машины и ухудшить ее маневренность. Увеличивалась и масса, то есть ухудшалась удельная грузоподъемность. Конструкторы БелАЗа во главе с Александром Егоровым приняли решение делать двухосный самосвал на восьми шинах. Поскольку при такой компоновке исключается традиционное маневрирование за счет управляемых колес, была принята шарнирно-сочлененная схема. Мощные гидроцилиндры поворачивали одной часть шасси относительно другой на нужный угол. Все колеса решено было сделать ведущими.

К слову, над похожим самосвалом работала в тот момент японская фирма Komatsu. Хотя на БелАЗе сочлененными машинами занимались и в прежние годы.

В момент появления 280-тонника производственное объединение "БелАЗ" выпускало 9 типоразмеров самосвалов грузоподъемностью от 30 до 220 т. Заводчане весьма трезво оценивали уровень серийной продукции. Никудышные ходимость и удельные показатели двигателей, низкая надежность гидравлики, посредственные условия для водителя. Предпринимались не только попытки замены силовых агрегатов импортными, но и разработки комфортабельной кабины совместно с финской фирмой Sisu. Поэтому сотрудничество с Komatsu при создании 280-тонника оказалось интересным обеим сторонам. Совместно разработали механизм опрокидывания кузова с двумя трехступенчатыми гидроцилиндрами и четырехпозиционных электропневматическим управлением - по скорости разгрузки к БелАЗам были большие нарекания. Двухместная кабина также была создана совместно белорусскими и японскими специалистами. В ней предусмотрели даже шкафчик для одежды! Имелись отопитель, кондиционер, магнитола, радиостанция. Уровень внутреннего шума составлял 81 дБ. По предложению инженеров Komatsu самосвал оснастили видеокамерами заднего обзора вместо зеркал.

В качестве силового агрегата БелАЗ-75501 применялся тепловозный дизель Коломенского завода (165,6 л, V12, газотурбинный наддув, 3150 л.с. при 1000 об/мин), объединенный с синхронным трехфазным генератором переменного тока. В работе над электротрансмиссией партнерами БелАЗа выступали НПО "Электротяжмаш", ПО "Динамо" и ПО "Татэлектромаш". Движение обеспечивали четыре электромотора уже постоянного тока (так экономичнее), встроенные в колеса. По сути, речь шла об агрегатах типа мотор-колесо, включающего, помимо мотора и двухрядного планетарного редуктора, еще двухдисковый тормоз (диаметр 600 мм). Так что БелАЗ-75501 можно считать первым отечественным автомобилем с дисковыми тормозами всех колес. Тормоза, кстати, весьма эффективны: чтобы остановиться со скорости 30 км/ч гиганту полной массой 480 т требовалось 25 м. Выбор компоновочной схемы себя оправдал: гигант длиной 15,25 м шириной 8,0 м и высотой 6,77 м (колесная база 6,65 м) имел радиус поворота 16,5 м.

Самосвал получил гидропневматическую подвеску всех колес - по показателям плавности хода машины БелАЗ не случайно считаются одними из лучших в мире.

БелАЗ-75501 развивал скорость до 40 км/ч, хотя, разумеется, груженым никогда на такой скорости не ходил. Скорость подъема подобной техники из разреза глубиной до 500 м обычно составляет около 18 км/ч, да и то велик риск перегрева трансмиссии и моторов. Загрузившись, самосвал может выезжать наверх целую рабочую смену. Впрочем, и везет он при этом 110 кубометров угля.

В 1991 году БелАЗ-75501 в разобранном виде железной дорогой был направлен на опытную эксплуатацию в Нерюнгринский угольный разрез Минуглепрома в Якутию - крупнейший на тот момент в стране (проектный объем вскрышных пород 250 млн т. в год, угля - 13 млн т. Говорят, инженеры Komatsu, узрев это богатство, долго кивали головами на богатство русских

Самосвал успешно прошел испытания, был сломан, заброшен и примерно в 2000 году порезан на лом.

Сегодня самая грузоподъемная модель Белорусского автозавода - БелАЗ-75601, которая, наряду с Liebherr T282B, Terex MT6300 AC и Caterpillar 797F входит в четверку самых могучих самосвалов в мире: в кузов влезает 360 тонн груза. А это примерно семь самолетов Ту-154 или 6 миллионов пачек бобруйской халвы.
7
1971
2 июня 2011
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Новый рекорд: самосвал Новый рекорд: самосвал "БелАЗ" утащил 500 тонн груза

Единственный в мире полноприводный двухосный карьерный самосвал \"БелАЗ-75710\" установил рекорд по грузоподъемности в странах Европы и СНГ. Для этого...

БелАЗ обещает выпустить самый большой в мире самосвалБелАЗ обещает выпустить самый большой в мире самосвал

В августе 2013 года БелАЗ выпустит первый сверхбольшегрузный самосвал грузоподъемностью 450 тонн, аналогов которому нет в мире. Новым самосвалом уже з...

Первый Первый "БелАЗ" с дистанционным управлением поставят Сибирской угольной ко ...

Первый карьерный самосвал БелАЗа с дистанционным управлением будет поставлен Сибирской угольной энергетической компании в Красноярский край (Россия),...

БелАЗ-75710 доминируетБелАЗ-75710 доминирует

Тот момент, когда белорусский БелАЗ-75710 (самый большой карьерный самосвал в мире, грузоподъемность 450 тонн) показывает свой характер. В данном сл...

Загрузка...
Комментарии

Sanejke
2 июня 2011 11:20
можно гордится своей страной!

warrcan
2 июня 2011 11:33
Больше фоток надо бы.

seaflanker
2 июня 2011 12:13
статья действительно тикавая, но....
Цитата: warrcan
Больше фоток надо бы

!!!!

nigg
2 июня 2011 15:35
Самосвал успешно прошел испытания, был сломан, заброшен и примерно в 2000 году порезан на лом.

3ara3a
2 июня 2011 21:55
Гордость страны.

С Юбилеем железный монстр.

chozanax
2 июня 2011 22:23
у нас есть 2 конкурента, Caterpiller,Komatsu, белазы разгребают дай бог изза дешевизны и простоты, без серьёзных упрёков на качество
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Вторник, 24 Января
USD 1.9350
EUR 2.0786
RUB 0.0325
SabakaZ 5 минут назад
Цитата: basalt155
сабаказ (как тебя зовут то, надоело уже)
Называй меня Рудольфо де Лаурентис IV.


Цитата: basalt155
а ты можешь аву на более простую поменять а то щас эпилепсия от это моргания начнёццо (
Не могу пока. Новая в разработке.
SabakaZ 7 минут назад
Цитата: basalt155
хранение однако.
Ничего ты не знаешь, Баз Сноу. В общем, не рекомендую качать сиськи-письки в виде торрента. Да и вообще, харэ прон уже качать в целом, фройляйн уже какую надыбай.
Trend 115 минут назад В бельгии пиво больше по мозгу бьет .лично у меня )))по сравнению даже с родным немецким, которого при желании можно много выпить и остаться просто при хорошем настроении.вообще бельгия это уникальная страна часто туда езжу , концентрация всемозможного пиздеца зашкаливает.но интересно)всегда чтото новое)) nord_drum 144 минут назад а у него лобовое стекло опускается? Kano 192 минут назад
Цитата: Tatur
жена с дочкой сала не ядуць, а я вот даже не представляю, как его можно не есть, пойду, отрежу ломтик)
Очень просто, детям сало не очень нравится. Сколько себя помню, от вида на блевоту тянуло. Стала взрослой теткой вкусы поменялись. теперь с удовольствием ем.
fk 195 минут назад Отлично, как и всегда. Flint 256 минут назад Хуясе вы из говна пулю развернули)) Miron0890 262 минут назад Сколько сколько септик может функционировать без очистки? 10 лет?)) вы товарищ явно фантаст. А вообще Поддерживать микрофлору порошками - это уже как ни как но обслуживать.
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
6 пользователей, 1201 гость