РЕКЛАМА

Загрузка...
' />

Исполнилось 20 лет самому большому советскому самосвалу

20 лет назад, 1 июня 1991 года был представлен самый крупный самосвал в истории СССР - БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 т. С тех пор на Белорусском автозаводе выпустили несколько самосвалов побольше, но Советский Союз уже закончился.
Исполнилось 20 лет самому большому советскому самосвалу


Из всей советской автомобильной промышленности Белорусский автозавод в Жодино единственный существовал в условиях настоящей конкуренции. Министерство черной металлургии, Министерство цветной металлургии и Минуглепром довольно часто закупали карьерные самосвалы зарубежных фирм - Caterpiller, Komatsu, Terex, Unit Rig и других. Разрезы приносили стране стратегическое сырье, и тут было не до идеологии.

Эти условия заставляли конструкторов и технологов БелАЗа неуклонно совершенствовать свою продукцию. На XI-XII пятилетки (пятилетние планы развития народного хозяйства СССР, в данном случае 1981-1990 гг.) завод наметил опытно-конструкторские работы (принцип собирания конструкции очень похож на принцип, используемый в обычном конструкторе ЛЕГО ) исходя из заявок и исходных требований сырьевиков. В частности, Минуглепром намеревался до 2000 года приобрести 85 двухосных самосвалов особо большой грузоподъемности (275 т) с колесной формулой 4х2. Интерес других министерств позволял прогнозировать спрос на технику особо большой грузоподъемности (230- 280 т) в объеме 600-750 единиц. То есть, ежегодно БелАЗ мог выпускать 70-85 таких машин.

Проблема заключалась в отсутствии отечественных шин, способных выдерживать нагрузку более 55 т. НИИ КГШ в середине 1980-х только приступал к проектированию шины размерностью 49.00-69.

Делать самосвал трехосным и распределять нагрузку уже между десятью, а не шестью колесами означало увеличить габарит машины и ухудшить ее маневренность. Увеличивалась и масса, то есть ухудшалась удельная грузоподъемность. Конструкторы БелАЗа во главе с Александром Егоровым приняли решение делать двухосный самосвал на восьми шинах. Поскольку при такой компоновке исключается традиционное маневрирование за счет управляемых колес, была принята шарнирно-сочлененная схема. Мощные гидроцилиндры поворачивали одной часть шасси относительно другой на нужный угол. Все колеса решено было сделать ведущими.

К слову, над похожим самосвалом работала в тот момент японская фирма Komatsu. Хотя на БелАЗе сочлененными машинами занимались и в прежние годы.

В момент появления 280-тонника производственное объединение "БелАЗ" выпускало 9 типоразмеров самосвалов грузоподъемностью от 30 до 220 т. Заводчане весьма трезво оценивали уровень серийной продукции. Никудышные ходимость и удельные показатели двигателей, низкая надежность гидравлики, посредственные условия для водителя. Предпринимались не только попытки замены силовых агрегатов импортными, но и разработки комфортабельной кабины совместно с финской фирмой Sisu. Поэтому сотрудничество с Komatsu при создании 280-тонника оказалось интересным обеим сторонам. Совместно разработали механизм опрокидывания кузова с двумя трехступенчатыми гидроцилиндрами и четырехпозиционных электропневматическим управлением - по скорости разгрузки к БелАЗам были большие нарекания. Двухместная кабина также была создана совместно белорусскими и японскими специалистами. В ней предусмотрели даже шкафчик для одежды! Имелись отопитель, кондиционер, магнитола, радиостанция. Уровень внутреннего шума составлял 81 дБ. По предложению инженеров Komatsu самосвал оснастили видеокамерами заднего обзора вместо зеркал.

В качестве силового агрегата БелАЗ-75501 применялся тепловозный дизель Коломенского завода (165,6 л, V12, газотурбинный наддув, 3150 л.с. при 1000 об/мин), объединенный с синхронным трехфазным генератором переменного тока. В работе над электротрансмиссией партнерами БелАЗа выступали НПО "Электротяжмаш", ПО "Динамо" и ПО "Татэлектромаш". Движение обеспечивали четыре электромотора уже постоянного тока (так экономичнее), встроенные в колеса. По сути, речь шла об агрегатах типа мотор-колесо, включающего, помимо мотора и двухрядного планетарного редуктора, еще двухдисковый тормоз (диаметр 600 мм). Так что БелАЗ-75501 можно считать первым отечественным автомобилем с дисковыми тормозами всех колес. Тормоза, кстати, весьма эффективны: чтобы остановиться со скорости 30 км/ч гиганту полной массой 480 т требовалось 25 м. Выбор компоновочной схемы себя оправдал: гигант длиной 15,25 м шириной 8,0 м и высотой 6,77 м (колесная база 6,65 м) имел радиус поворота 16,5 м.

Самосвал получил гидропневматическую подвеску всех колес - по показателям плавности хода машины БелАЗ не случайно считаются одними из лучших в мире.

БелАЗ-75501 развивал скорость до 40 км/ч, хотя, разумеется, груженым никогда на такой скорости не ходил. Скорость подъема подобной техники из разреза глубиной до 500 м обычно составляет около 18 км/ч, да и то велик риск перегрева трансмиссии и моторов. Загрузившись, самосвал может выезжать наверх целую рабочую смену. Впрочем, и везет он при этом 110 кубометров угля.

В 1991 году БелАЗ-75501 в разобранном виде железной дорогой был направлен на опытную эксплуатацию в Нерюнгринский угольный разрез Минуглепрома в Якутию - крупнейший на тот момент в стране (проектный объем вскрышных пород 250 млн т. в год, угля - 13 млн т. Говорят, инженеры Komatsu, узрев это богатство, долго кивали головами на богатство русских

Самосвал успешно прошел испытания, был сломан, заброшен и примерно в 2000 году порезан на лом.

Сегодня самая грузоподъемная модель Белорусского автозавода - БелАЗ-75601, которая, наряду с Liebherr T282B, Terex MT6300 AC и Caterpillar 797F входит в четверку самых могучих самосвалов в мире: в кузов влезает 360 тонн груза. А это примерно семь самолетов Ту-154 или 6 миллионов пачек бобруйской халвы.
7
2079
2 июня 2011
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Новый рекорд: самосвал Новый рекорд: самосвал "БелАЗ" утащил 500 тонн груза

Единственный в мире полноприводный двухосный карьерный самосвал \"БелАЗ-75710\" установил рекорд по грузоподъемности в странах Европы и СНГ. Для этого...

БелАЗ обещает выпустить самый большой в мире самосвалБелАЗ обещает выпустить самый большой в мире самосвал

В августе 2013 года БелАЗ выпустит первый сверхбольшегрузный самосвал грузоподъемностью 450 тонн, аналогов которому нет в мире. Новым самосвалом уже з...

Первый Первый "БелАЗ" с дистанционным управлением поставят Сибирской угольной ко ...

Первый карьерный самосвал БелАЗа с дистанционным управлением будет поставлен Сибирской угольной энергетической компании в Красноярский край (Россия),...

БелАЗ-75710 доминируетБелАЗ-75710 доминирует

Тот момент, когда белорусский БелАЗ-75710 (самый большой карьерный самосвал в мире, грузоподъемность 450 тонн) показывает свой характер. В данном сл...

Загрузка...
Комментарии

Sanejke
2 июня 2011 11:20
можно гордится своей страной!

warrcan
2 июня 2011 11:33
Больше фоток надо бы.

seaflanker
2 июня 2011 12:13
статья действительно тикавая, но....
Цитата: warrcan
Больше фоток надо бы

!!!!

nigg
2 июня 2011 15:35
Самосвал успешно прошел испытания, был сломан, заброшен и примерно в 2000 году порезан на лом.

3ara3a
2 июня 2011 21:55
Гордость страны.

С Юбилеем железный монстр.

chozanax
2 июня 2011 22:23
у нас есть 2 конкурента, Caterpiller,Komatsu, белазы разгребают дай бог изза дешевизны и простоты, без серьёзных упрёков на качество
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Четверг, 27 Июля
USD 1.9505
EUR 2.2671
RUB 0.0325
Himley1 246 минут назад
Цитата: Либерман
Начал было писать ответы на твои ремарки.

Читаем - "начал было пытаться найти что бы ответить"
Цитата: Либерман
вспомнил и твою любовь к смешению деталей в общую массу, и "90% правоты", и какая ты мразь

Читаем - "но не нашел аргументов и решил выехать любимым способом - на голых оскорблениях"
Цитата: Либерман
вспомнил и твою любовь к смешению деталей в общую массу

Читаем "решил перевести стрелки и попытаться выставить тебя идиотом"
Цитата: Либерман
Но увидев, как ты тупо декларируешь отсутствие укроперемог в сближении с ЕС

Где же я такое писал? Или интеграция с ЕС и НАТО - это тот самый безвиз? Ну тот - который добавляет тонну гемора ценой сэкономленных пары евро(20 вроде)? О да! Это серьезный шаг.
И конечно же с основного вопроса ты соскочил. Как всегда - сплошное бла-бла-бла и ноль смысловой нагрузки. Итого имеем ответ
Цитата: Либерман-хотел-сказать
Начал было пытаться найти что бы ответить, но не нашел аргументов и решил выехать любимым способом - на голых оскорблениях, решил перевести стрелки и попытаться выставить тебя идиотом и тихонечко соскочить с основной темы
_CYBER_ 291 минут назад го на жданы дешевлее будет, но без гитары
Либерман 321 минут назад
Цитата: Himley1
Который год тянется этот шаг? Дальше слов и обещаний реформ не ушли.

Начал было писать ответы на твои ремарки. Но увидев, как ты тупо декларируешь отсутствие укроперемог в сближении с ЕС, вспомнил и твою любовь к смешению деталей в общую массу, и "90% правоты", и какая ты мразь. Стало жалко бисера.
Цитата: dianest
Почему это самосознание у многих проявляется лишь в тупой русофобии?

Вышиванками да флагами трясут же в основном не из-за русофобии.
Kano 339 минут назад Ну и быдло! Kano 342 минут назад Охрененная подборка, мужики с сиьками уващэ сэкас Himley1 370 минут назад Особенно рост национального самосознания подчеркивают последние новости из города Днепр. Вполне так самоосознано покрошили друг-друга из огнестрела посреди города. Прям гордость берет за такую сознательность. Видимо разошлись во мнениях - правильно писать ПТН ХЛО или ПТН ПНХ. dianest 374 минут назад
Цитата: Либерман
В росте национального самосознания

ну почему на сцене , в политике, на тв я вижу одних напрочь упоротых, где достойные с внятной программой действий? несколько фамилий на всю страну и всё. Почему это самосознание у многих проявляется лишь в тупой русофобии?
Himley1 387 минут назад
Цитата: Nikitosina
народ подогрели и очень умело

Видимо, пока подогреть некому или нечем. Все, кто мог бы организовать что-то - накормлен и прикормлен или в печке АТО сгорел. О! Я помню эти статьи о героях Майдана, которые шли защищать Родину. Где сейчас эти герои? Немало полегло их там, однако, в первые месяцы, когда там творился полный бардак.

Цитата: Либерман
В первых шагах интеграции с ЕС и НАТО

Который год тянется этот шаг? Дальше слов и обещаний реформ не ушли.
Цитата: Либерман
В росте национального самосознания.

В чем это выражено?
Цитата: Либерман
Пытаются энергозависимость снизить и диверсифицировать.

Перепокупая тот же российский газ у западных партнеров за те же доллары. Раньше просили скидку у Пути, сейчас просят дотации у европейских друзей. Ох..енные перемены. Даже протянутую руку опускать не пришлось, только жопу развернули в другую сторону, ну и руку, соответственно
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
5 пользователей, 1661 гость