РЕКЛАМА

Загрузка...

Воздушный цирк Красного барона

Жаргонное словечко «ас», появившееся в годы Первой мировой войны, в переводе с английского означало всего лишь «карточный туз». Так стали называть летчиков, регулярно возвращавшихся с заданий живыми и невредимыми. И, главное, с победой. О них ходили легенды, а мальчишки знали назубок марки и цвета их аэропланов.



Барон Ма́нфред А́льбрехт фон Рихтго́фен (нем. Manfred von Richthofen)


Самым результативным летчиком Первой мировой считался немец Манфред фон Рихтгофен, прозванный за свои подвиги Красным истребителем и Красным бароном - за ярко-алый цвет его самолета.
Будущий ас родился в 1892 году в городе Бреслау (ныне польский Вроцлав) в семье прусского офицера и аристократа, что обрекало мальчика на военную карьеру. После учебы в военном училище в Вальштатте Манфред окончил еще и военную академию. Он стал отличным стрелком и кавалеристом.
С началом Первой мировой войны лейтенанта уланского полка бросили на восточный фронт, а затем перевели на западный. Там, на французских равнинах, изрытых траншеями и усеянных рядами проволочных заграждений, Рихтгофен сильно разочаровался в способностях кавалерии действовать в современных боевых условиях: всадники стали хорошей мишенью для вражеских пулеметов. Другое дело аэропланы, которые давно привлекали молодого офицера. Тогда крылатые машины использовались в основном для ведения воздушной разведки. И вскоре Рихтгофен отправился в свой первый полет, пока что в роли пассажира-разведчика.
Новые ощущения настолько его захватили, что вскоре он овладел профессией пилота и решительно сменил коня на аэроплан. Простота управления аэропланами того времени делала авиацию доступной для любого желающего: Рихтгофену понадобилось всего 24 часа летной практики, чтобы в совершенстве освоить управление летательным аппаратом.

Между тем авиация расширяла сферу своего возможного применения в боевых условиях. Рихтгофен обучался азам пилотажа в секретном подразделении под кодовым названием «Бригада голубей». Там готовили уже не воздушных разведчиков, а бомбардировщиков. А бомбометание тогда осуществлялось очень просто - вручную и на глазок. К Рождеству 1916 года барон Манфред фон Рихтгофен получил свой первый самолет и усовершенствовал его, собственноручно привинтив к верхнему крылу достаточно мощный пулемет.
Пулемет в те годы был главной новинкой авиатехники. До того воздушные асы использовали друг против друга обычные револьверы и карабины, поскольку стрельба из пулемета немедленно приводила к пробиванию собственного же винта на носу. Лишь в начале 1915 года французский изобретатель и энтузиаст авиации Ролан Гаррос (тот самый, чьим именем теперь назван престижный теннисный турнир) догадался, как синхронизировать стрельбу стационарного пулемета со скоростью вращения пропеллера. А немецкий коллега Гарроса - не менее знаменитый авиаконструктор Фоккер, изучив захваченный французский аэроплан, придумал прерыватель, благодаря которому пулемет выпускал пули лишь в тот момент, когда на их пути не было винта. Механизм Фоккера был поставлен на моноплан Айндеккера, который и стал первым настоящим истребителем.


Освальд Бельке (1891-1916) сбил 40 самолётов противника.


Это был настоящий переворот. За несколько месяцев «айндеккеры» с кайзеровскими крестами на крыльях и фюзеляжах успели навести такой ужас на союзников, что, как писали газеты, «в небе стало пусто». На «айндеккерах» выросла первая плеяда немецких асов во главе с Освальдом Бельке и Максом Иммельманом. Первый, ставший идолом и кумиром для Рихтгофена, выработал своего рода свод правил воздушного боя (Dicta Boelcke), которым следовали все без исключения летчики воюющих стран. Со стороны это напоминало цирковые кульбиты или собачью свару, как со временем и стали называть воздушные схватки. Иммельман же первым освоил классический маневр, названный его именем. В результате «переворота Иммельмана» летчик оказывался за спиной противника и чуть выше его, после чего исход боя становился делом решенным. Манфред фон Рихттофен на первых порах мог лишь мечтать о славе Бельке или Иммельмана. Однако ему вскоре предстояло стать первооткрывателем в истории штурмовой военной авиации. Во время крупного наступления русских в июне 1916 года Рихттофен устроил настоящий пулеметный обстрел противника с воздуха, рассеивая целые казачьи сотни. Слава о нем достигла ушей самого Бельке, как раз прибывшего на фронт в поисках пополнения для своего авиасоединения Jagdstaffel 2(сокращенно Jasta 2). И в сентябре того же 1916 года Рихтгофен. наконец, стал летчиком-истребителем.
Только теперь ему предстояло летать не на устаревшем «айндеккере», а на последнем чуде немец кого авиапрома - биплане Albatros D.II. На нем барон открыл счет своим воздушным победам: 17 сентября Рихтгофен сбил британский биплан FE-2. По такому случаю вечером того же дня барон заказал в Берлине серебряный кубок. К концу жизни их у немецкого аса скопилось восемь десятков.


Однако радость первой настоящей победы была омрачена горечью потери боевых друзей. Спустя несколько недель в воздушном бою погиб Освальд Бельке. А еще через месяц и сам Манфред фон Рихттофен взглянул в глаза смерти. Схватка с английским асом майором Лэноу Хаукером, прозванным «английским Бельке», могла закончиться в пользу противника, поскольку «альбатросу» Рихтгофена на сей раз противостоял новый английский истребитель Sopwith, также снабженный пулеметом. Но Рихтгофен все же вышел победителем, заказав берлинскому ювелиру 12-й по счету кубок.
Не пришлось долго ждать и иных подарков - повышений в чине и воинских наград. В ноябре 1917 года барон фон Рихтгофен получил орден «За личную храбрость» (в просторечии «Голубой Макс») и чин капитана, после чего был назначен командиром Jasta 2. Чтобы пилотам легче было узнавать друг друга в воздухе, все самолеты авиасоединения Рихтгофена были раскрашены в разные цвета, отчего за его летчиками закрепилось коллективное прозвище «Воздушный цирк». К началу лета 1917 года под командованием Манфреда фон Рихтгофена находилось уже четыре звена, объединенных в боевое «охотничье» крыло – Jagdgeschwader 1. К тому времени на счету Рихтгофена было уже 40 сбитых самолетов. Сам же рекордсмен казался словно заговоренным. Красный барон летал себе как ни в чем не бывало, одним своим появлением в воздухе наводя ужас на суеверных противников. Причина его поразительной живучести была в редком сочетании «охотничьего» азарта и почти математического расчета. Порой Рихтгофен совершал невероятные кульбиты в воздухе - на грани цирковых трюков. Но, в отличие от многих таких же отчаянных коллег, двигала немецким асом не любовь к позерству, а стремление как можно точнее выйти на прицельный рубеж. Он любил повторять: «Я хочу видеть лицо своего клиента».
Увеличить картинку

Лишь в июле 1917 года в схватке с шестью английскими аэропланами Рихтгофен был ранен в голову. Немецкий ас практически ослеп, его тут же парализовало, но он каким-то чудом смог посадить свой «альбатрос». Казалось, на дальнейшей летной карьере можно было ставить крест. Того же мнения придерживались и врачи, однако спустя всего три месяца Рихтгофен с перевязанной головой сбежал из госпиталя и снова повел своих летчиков в бой.
К тому времени все авиакрыло пересадили на новейший триплан Fokker Dr. 1, который быстро набирал высоту («взлетает вверх, как обезьяна по стволу пальмы», говорил Рихтхофен) и отличался повышенной маневренностью, но уступал самолетам противника в скорости. На своем красном «фоккере» немецкий ас номер один за полгода одержал еще 17 побед, доведя счет сбитых машин противника до неправдоподобного тогда числа 80.

Эскадрилья "Воздушный цирк"

Хотя события на фронтах Первой мировой развивались не в пользу Германии, Красный барон купался в лучах славы. Летное мастерство немецкого аса вкупе с его легендарной неуязвимостью превратили Рихтгофена в идола и кумира миллионов не только на его родине, но и в странах-противниках.
Большей легендой, пожалуй, мог стать только летчик, которому удалось бы сбить неуязвимого Красного барона. Похоже, что Рихтгофен и сам уверовал в свою исключительность. Он стал надменным и все чаще поддавался азарту, нарушая пункт за пунктом кодекс воздушного боя, составленный его учителем Бельке. И весной 1918 года наступила развязка.

Капитан британских ВВС Артур "Рой" Браун (1893-1944)- 10 побед.


Ровно за месяц до этого немецкие части при поддержке авиации перешли в генеральное наступление в районе реки Соммы. 21 апреля, как только рассеялся утренний туман, «Воздушный цирк» под командованием Рихтгофена взял курс на позиции противника. Заметив в воздухе два британских самолета-разведчика, немцы погнались за ними, но тут же попали под огонь зенитных батарей. Вскоре в небо взмыла британская эскадрилья под командованием капитана Артура Брауна. Рихтгофен по своему обыкновению сразу же выбрал жертву - Sopwith Camel («Верблюд» - так английский самолет прозвали из-за особого двугорбого кожуха, скрывавшего сдвоенный пулемет) лейтенанта Мэя. Однако, прижимая противника к земле, барон нарушил собственную же заповедь: никогда не рисковать без крайней необходимости. Видимо, азарт погони настолько овладел Красным бароном, что, сильно снизившись, он попал под огонь с земли. К тому же в хвост красному «фоккеру» пристроился капитан Браун. Кто-то из них - то ли Браун, то ли пулеметчик, то ли зенитчик - достали-таки непобедимого Рихтгофена. Его самолет рухнул в поле. Когда после сражения к искореженной машине подбежали солдаты, они обнаружили изуродованное тело немецкого аса. Руки его сжимали штурвал в буквальном смысле мертвой хваткой.

После гибели летчика, которому через десять дней исполнилось бы всего 26 лет, началась совершенно неприличная тяжба за право называться победителем «самого Рихтгофена». Но время шло, а задача определения победителя все более усложнялась. Дело в том, что погибшего с воинскими почестями похоронили на кладбище близлежащей деревни. Английские летчики даже оставили на могиле надпись: «Нашему сильному и благородному противнику». Но вскрытия тела не производилось. Врачи, едва осмотрев тело, сделали вывод, что фатальной оказалась пуля из пулемета капитана Артура Брауна. Вместе с тем британское командование официально поздравило с ликвидацией немецкого аса двух австралийских пулеметчиков, Ивенса и Буйе. Позже эксперты отдали пальму первенства их однополчанину с забавной для русского слуха фамилией Попкин. А экспертиза обломков самолета вскоре стала невозможной - за отсутствием уцелевших частей, растащенных на сувениры.
Совсем недавно американские ученые-психологи, изучив медицинские карты Рихтгофена, пришли к выводу, что фатальную роль в его судьбе сыграла... слава национального героя. После раны в голову, полученной за девять месяцев до гибели, Рихтгофена, по мнению специалистов, должны были признать не годным к летной службе. Во всяком случае - не допускать к полетам. Он и сам писал друзьям: «Если мне удастся выйти живым из этой войны, то поможет в том скорее удача, чем мозги». Судя по заключению современных специалистов, после побега из госпиталя Красный барон действительно был не в форме. У него участилась тошнота, головные боли и приступы усталости. Известно, что сам герой нации драматически переживал свою «неполноценность» и болезненно реагировал на любые попытки прояснить истинное положение дел с его здоровьем. Зато германская пропаганда по-прежнему остро нуждалась в герое, эталоне немецкого духа, который мог бы вести за собой солдат. Особенно когда положение Германии на фронтах осложнилось. И руководители германских ВВС не препятствовали герою, рвавшемуся в бой.

Любопытно, что книгу Манфреда фон Рихтгофена «Красный истребитель», выпущенную в Германии в 1917 году, год спустя переиздали «во вражеском лагере» - в Англии. Тогда еще было принято уважать достойного противника. Особенно это касалось авиации, которая считалась сферой поединков настоящих офицеров и джентльменов.
0
2536
8 февраля 2007
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Покрышкин Александр ИвановичПокрышкин Александр Иванович

Родившись в 1913 году в Новониколаевске (ныне Новосибирск), в семье бедных переселенцев, А. Покрышкин рано познал нужду и с 14 лет уже начал работать....

Александр Иванович ПокрышкинАлександр Иванович Покрышкин

Родившись 6 марта 1913 года в Новониколаевске (ныне Новосибирск), в семье бедных переселенцев, А. Покрышкин рано познал нужду и с 14 лет уже начал ра...

Дуглас БадерДуглас Бадер

В декабре 1931 года, пилот британских ВВС Дуглас Бадер во время выполнения фигур высшего пилотажа потерпел аварию, которая стоила ему обоих ног. После...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Четверг, 08 Декабря
USD 1.9789
EUR 2.1220
RUB 0.0310
Vendoll 159 минут назад В Египте - верблюды, а не пиво!

Пиво в Турции.
cancer 215 минут назад Маша выросла копия мамы стала. Мама Эльмира наша подруга была, всех подстригала а Маша капризная в очках всегда бегала вокруг, умничала и не хотела уроки учить. Потом я их навестил в Одессе, Маша почти взрослой стала и заявила что чухнет с фраером в Москву. Да уж, в инете всех встретишь. Flint 224 минут назад Филин,
Даже обижать не хочется
Flint 237 минут назад dianest,
Вот чесно скажу, ой как хочется пару аргументов вставить тебе в потдержку, но тут речь про свидомых, а им виднее))сколько мед не говори....
Flint 256 минут назад
Цитата: triangel
Как-то смотрела как этот хрен растят

У нас он вроде как сорняк растет, а вассаби (опятьже у нас) делают путем добавления красителя) Иногда тупо мешают из порошка. Ну дорогая это приправа для наших краёв. Борщ в японии поеште!!!
dianest 257 минут назад
Цитата: Либерман
А что принципиально изменилось с момента крайней публикации?

принципиально нет ибо "идет расследование", но всплыли подробности, которые на случайность ни как не тянут, имхо. Лишь в одном теле мвдешника, расстрелянного в машине почти 40 пуль. Я не могу представить, как можно "случайно" высадить несколько "магазинов" в в ментовскую машину разукрашенную знаками отличия с ног до головы
Flint 264 минут назад Xeops64,
Фотка чикатилы и его действия разные вещи, не?)))тут и первое и второе тупость.
Flint 291 минут назад Mab,
Так едь в иран!))) Ссылки на свои коменты в ризюме только оставь))) Бля, из уважения к украинским бабам не буду статистикой срать....
Мапка запомни! Мертвым похyй, живым тяжко.. Все бы хорошо, только про тупых таже история))))
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
4 пользователя, 803 гостя