«Алкогольная амнезия» происходит не из-за гибели нейронов, как считалось, а из-за того, что спиртное стимулирует в нервных клетках синтез стероидов, которые препятствуют созданию прочных соединений между нейронами, что в свою очередь является причиной «праздничных» провалов в памяти.' />

Выяснилось, как именно алкоголь вредит памяти

Вам приходилось выслушивать рассказы о собственных похождениях на вечеринке и при этом прилагать отчаянные усилия, чтобы вспомнить хоть что-нибудь из своих подвигов? Некоторым точно приходилось. Так вот, считалось, что потеря памяти под воздействием алкоголя, которая может длиться от нескольких часов до недель, происходит из-за гибели нервных клеток под влиянием спиртного. Исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе утверждают, что это не совсем так: алкоголь не губит клетки, но разрушает связи между ними, лежащие в основе долговременной памяти.

Соединение одного нейрона с другим называется синапс; от состояния синапса зависит качество и длительность передачи нервного импульса между нервными клетками. В основе памяти, как считается, лежит относительно постоянное соединение между нервными клетками, которое обеспечивает сохранение пути, контура для «импульса памяти». Синапсы могут быть более или менее прочными; усиление межнейронного соединения происходит в процессе долговременной потенциации, без чего невозможно ни обучение, ни память.

В своих экспериментах учёные обрабатывали клетки гиппокампа (зоны мозга, ответственной за формирование долговременной памяти) разными количествами алкоголя. Выяснилось, что «обильная выпивка» нарушает работу синаптических NMDA-рецепторов, которые как раз и обеспечивают проведение сигнала и играют важную роль в укреплении синаптического контакта. Словом, от них зависит качество памяти.

Но при этом только половина NMDA-рецепторов напрямую подавлялась алкоголем. Спиртное активировало другие рецепторы нервных клеток, которые давали сигнал нейрону синтезировать стероиды. А вот уже стероиды делали невозможным установление прочных взаимосвязей между нейронами и, следовательно, запоминание чего-либо. При этом никакой гибели клеток не отмечалось.

Как пишут исследователи в издании Journal of Neuroscience, такое же действие оказывают на нейроны гиппокампа стресс и некоторые медикаменты, и в сочетании с алкоголем всё это может многократно усиливать вызванную «по пьянке» амнезию. Если же суметь заблокировать синтез стероидных молекул в нейронах, можно противодействовать алкогольной потере памяти. В этом смысле особый интерес у исследователей вызывает ингибитор фермента 5-альфа-редуктазы — например, противоопухолевый финастерид.

Разумеется, с точки зрения понимания физиологии и биохимии мозга подобные исследования необычайно важны. Но верно и другое: проще не напиваться, чтобы не напрягать лишний раз биохимиков своим послепраздничным беспамятством.
8 июля 2011