РЕКЛАМА

Загрузка...

В 1666 году Кольбер, министр финансов Франции при Людовике XIV, создал судоверфь для постройки военных кораблей около городка Рошфора, что расположен в устье реки Шаранта. Но верфь была уязвима для атак вражеских кораблей — проникнуть в устье Шаранты, минуя орудия береговых крепостей близлежащих островов, не составляло труда. Войн в ту пору Франция вела немало, и оставлять этот лакомый для врага кусочек без защиты было безумием. К тому же главным противником французов была Англия, владевшая в те времена самым мощным флотом.' />

История форта Байяр

История форта Байяр

В 1666 году Кольбер, министр финансов Франции при Людовике XIV, создал судоверфь для постройки военных кораблей около городка Рошфора, что расположен в устье реки Шаранта. Но верфь была уязвима для атак вражеских кораблей — проникнуть в устье Шаранты, минуя орудия береговых крепостей близлежащих островов, не составляло труда. Войн в ту пору Франция вела немало, и оставлять этот лакомый для врага кусочек без защиты было безумием. К тому же главным противником французов была Англия, владевшая в те времена самым мощным флотом.

Таким образом, перед королем и его приближенными возникла проблема сохранности судоверфи. Между двумя островами, расположенными около устья Шаранты — Эксом и Олероном — находилась песчаная отмель, носящая название «коса Байяр». Но, как известно, невозможно построить прочный дом на песке. Что уж говорить о крепости! Тем не менее, инженер Клервиль, ведущий работы по укреплению Руайома, внес предложение о постройке подобной крепости. Ознакомившийся с этим предложением Себастьян Ле Претр де Вобан, военный инженер и маршал Франции, высказал королю свое мнение: «Государь, проще ухватить Луну зубами, чем выполнить подобную работу в этом месте». Проект строительства не получил одобрения и был оставлен.

В 1763 году, в конце Семилетней войны (уже во время правления Людовика XVI), англичанам удалось провести две высадки на остров Экс, что ещё раз наглядно показало уязвимость объектов данного региона. Вопрос о постройке форта был поднят вновь, был разработан проект, но и его отвергли как слишком дорогостоящий.

Вновь вернулись к проекту уже в следующем веке, в 1801 году. В июне этого года смешанная комиссия военных и гражданских строителей предлагает свой проект крепости. 7 февраля 1803 года проект утвержден первым консулом государства Бонапартом.

Поскольку песчаное основание косы Байяр не годилось для подобного строительства, было решено сделать насыпь из камней. Работы начались в 1804 году. Невозможно даже представить себе всю сложность этого строительства. Добытые из местных карьеров каменные блоки свозили в открытое море и сбрасывали на непрочное песчаное ложе косы. Производить работы можно было только во время отлива и только в те времена года, когда капризная природа приморской местности позволяла делать это. На третий год строительства становится ясно, что тяжелые каменные блоки под собственным весом все больше и больше углубляются в песок. Сизифов труд — вот как можно охарактеризовать эту работу. Но мало того — жестокие бури зимы 1807 – 1808 гг., причинившие немало бед и жителям побережья, разрушают почти готовые первые два слоя насыпи. «Союзником» природы в борьбе против зарождающегося форта выступают давние недруги Франции — англичане. Их корабли постоянно находятся поблизости, делая и без того почти безнадежную затею просто безумной.

Стройка обходится государству слишком дорого. Император Наполеон принимает решение об уменьшении первоначально задуманных размеров форта. В 1809 году работы возобновляются уже по вновь утвержденному проекту. Но не проходит и года, как стройку прерывают: тому способствуют уничтожение англичанами эскадры Рошфора и многочисленные финансовые затруднения. На изготовление насыпи было израсходовано 3,5 тысячи кубометров камня, что обошлось государственной казне в 3,5 миллиона франков.

Новую жизнь проект обретает в 1840 году, при короле Луи Филиппе. Вновь осложнившиеся отношения с англичанами заставляют военных чиновников ломать голову над вечной проблемой защиты судоверфи Рошфора. К тому времени каменное основание стабилизировалось на своем песчаном ложе и уже не было таким непрочным, как вначале. Значительно облегчил работы технический прогресс: в распоряжении строителей появились бетон, цемент и гидравлическая известь. Это избавило от необходимости доставлять тяжелые камни с островов — отныне изготовлять блоки можно было прямо на месте. Кампании 1847 и 1848 годов позволили изыскать нужные средства для расходов на строительство.

Работы над фундаментом были окончены в 1848 году, а к концу 1852 года завершено строительство цокольного этажа. В нем были размещены склады пороха и провизии, цистерны для воды, кухни, столовые, гауптвахта и отхожее место. В конце 1854 года завершено строительство первого этажа, а в 1857 году оканчиваются работы над верхней платформой форта и сторожевой башней. Полностью строительные работы прекращаются в 1866 году. Таким образом, строительство форта длилось в общей сложности больше шестидесяти лет! И лишь на меньшую половину этого срока приходятся непосредственно строительные работы.

Готовый форт составляет 68 метров в длину и 31 метр в ширину при высоте 20 метров. 66 казематов форта могут разместить в себе 74 артиллерийских орудия. Гарнизон форта состоит из 260 человек, в распоряжении которых находятся маркитантка, прачка и даже два сапожника (и это при том, что обувь солдат форта в принципе не должна быстро изнашиваться). В случае осады гарнизон форта может продержаться в течение двух месяцев, используя запасы воды и продовольствия.

Казалось бы, чего ещё желать? После грандиозных усилий форт наконец-то построен и готов по полной оправдать вложенные в его постройку средства. Но, вот она, ирония судьбы! К моменту завершения стройки оказывается, что форт уже не нужен. Дело в том, что раньше низкая дальнобойность артиллерийских оружий не позволяла держать под контролем акваторию между двух островов, что и позволяло вражеским судам безнаказанно плавать практически под носом у французских артиллеристов. Но, технический прогресс, тот самый, что упростил постройку форта, затронул и военную технику. Новые артиллерийские орудия обладали утроенной дальнобойностью; этого было достаточно для того, чтобы избавиться от непрошенных гостей при помощи одних лишь батарей островов. Вместо первоначально планируемых 74 артиллерийских орудий в форт было доставлено всего лишь 30.

Но, как оказалось, не все было гладко и в другом — форт страдает от постоянно бушующих штормов: большие волны, ударяясь об стены, разрушают казематы и сдвигают орудия. В 1886 году был построен специальный волнорез, для ослабления ударной силы волн.

К концу Второй Империи на форте как на охранительной крепости окончательно ставится крест. Место гарнизона форта занимают заключённые, форт превращается в тюрьму. Первоначально здесь содержались прусские и австрийские солдаты, пленённые во время войны 1870 года. Их сменили политические заключённые Коммуны. Всего в форте содержалось около 300 заключённых.

Однако тюрьмой форту было суждено пробыть недолго — в 1872 году узников переселили в специальную колонию на острове Новая Каледония, а крепость занял Военно-Морской Флот. Таким образом форт Байяр всё-таки получил статус военного объекта, и являлся таковым вплоть до 1913 года, когда военные окончательно оставили крепость.

Опустевший форт Байяр стал прекрасной добычей для воров. Всё, что представляло собой хоть какую-то ценность, было вывезено. Артиллерийские орудия были проданы двум скупщикам железного лома. Те, недолго думая, отсоединили закреплённые пушки динамитом. Уже одно это говорит о том, насколько «нуждались» теперь в форте…

Впрочем, властями департамента была предпринята робкая попытка заработать на форте — в 1931 году крепость сдавалась внаём всем желающим, за 300 франков в год. Желающих арендовать форт было всего двое.

Во время Второй Мировой войны форт, как и вся Франция, был оккупирован немецкими войсками. Захватчики использовали крепость в качестве мишени для тренировочных стрельб, в результате чего практически полностью были уничтожены пристани и волнорезы, а внутренний двор форта оказался в буквальном смысле погребённым под каменными обломками.

Масштабные реставрационные работы, проведённые на территории послевоенной Франции, совершенно не затронули форт Байяр — он так и остался израненным и лишь густые поросли диких трав слегка прикрывали шрамы, оставленные войной. Причисление форта к историческим памятникам, состоявшееся в 1950 году, также ничего не изменило.

А в 1961 году было принято решение выставить форт Байяр в качестве лота на аукцион. Минимальная цена составляла 7,5 тысяч франков. Потенциальных покупателей было около пятидесяти, однако в конце концов, по мере повышения суммы их осталось всего двое — бельгийский дантист из Аворья Эрик Аэрт и представитель ассоциации друзей форта Байяр (да, существовала и такая). К сожалению, ассоциация не смогла выделить на покупку более 25 тысяч франков, и Аэрт, предложивший 28 тысяч, стал владельцем форта.

Похоже, что новый хозяин совершенно не представлял, зачем ему нужен форт, поэтому он так и не сумел найти ему должное применение — все его безумные проекты превращения крепости в казино, отель или дом отдыха так и не были воплощены в жизнь. Аэрт, которому в то время шёл уже седьмой десяток лет, очень редко наведывался в свои владения, поэтому форт Байяр продолжал пустовать.

Тем не менее вскоре об этом форте впервые узнал весь мир — в 1966 году Робер Энрико поставил в форте Байяр финальную сцену своей киноленты «Искатели приключений» с двумя звёздами французского кинематографа — Аленом Делоном и Лино Вентурой.

После довольно долгого перерыва, уже в 1980 году, форт вновь появляется на экранах — на этот раз в игровой передаче «Охота за сокровищами», автором которой был известный деятель французского телевидения Жак Антуан — именно он, открывший для себя форт Байяр во время просмотра «Искателей приключений» и предложил использовать крепость для съёмок.

Жак Антуан был просто впечатлён крепостью: «Я приметил этот любопытный форт, но я не имел никакого представления о том, где он находится. Однако мы его быстро отыскали, и когда я стоял у подножия этих гранитных стен, под крики чаек, в этом каменном строении посреди моря, я осознал, что это самое прекрасное место, как нельзя лучше подходящее для моей новой игры».

Но если прежде форт Байяр появлялся на экранах эпизодически, то в новой игре ему отводилась главная роль. Это было крайне затруднительно реализовать — ведь крепость была частной собственностью бельгийского дантиста. Впрочем, Эрик Аэрт согласился продать форт за «скромную» сумму в 1,5 миллиона франков, а Генеральный совет департамента Приморская Шаранта рискнул пойти на сделку и купил форт. После чего Жак Антуан, заплатив символическую сумму в 1 франк, стал владельцем форта Байяр и занялся реализацией своего проекта.

Для облегчения доступа в форт была выстроена специальная причальная платформа. А работы же по восстановлению крепости начались с того, что внутренний двор форта Байяр был очищен от пятидесятисантиметрового слоя птичьего помёта, скопившегося здесь за многие десятки лет, и от почти 700 кубометров каменных обломков.

И вот, после нескольких месяцев восстановительно-строительных работ, в крепости был снят первый выпуск телеигры «Ключи от Форта Байяр». Началась новая эра истории форта — теперь уже закрытого для посещений и живущего своей, особенной жизнью.
2
2633
3 ноября 2011
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Форд Боярд (история)Форд Боярд (история)

В 1666 году Кольбер, министр финансов Франции при Людовике XIV, создал судоверфь для постройки военных кораблей около городка Рошфора, что расположен...

История форта БайярИстория форта Байяр

В 1666 году Кольбер, министр финансов Франции при Людовике XIV, создал судоверфь для постройки военных кораблей около городка Рошфора, что расположен...

А кому форт на Темзе?А кому форт на Темзе?

Интереснейший объект в устье британской реки Темза выставлен на продажу за смешные £500,000 ( за эти деньги двушку Лондоне не купишь в центре )....

Как выглядит ад? Форт Как выглядит ад? Форт "Зверев"

Форт \"Зверев\" находится на берегу Балтийского моря чуть севернее Корнштадта. Сегодня это красивые живописные руины из красного кирпича. Построен фор...

Загрузка...
Комментарии

Sophisticated
3 ноября 2011 16:10
всё классно и интересно. Впечатление портит лишь последняя строчка...

Utyf
3 ноября 2011 18:11
Sophisticated,
Каззу простительно. Кушать все хотят.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Суббота, 03 Декабря
USD 0.0000
EUR 0.0000
RUB 0.0000
pool88 80 минут назад 100 проц для туристов
pool88 84 минут назад да дело не в этом даже



это скорее зависть всей администрации)
BO}I{bIK 164 минут назад
Цитата: Kano
Прокопать вниз немного, и сделать под трубой проход с лестницей - для рашки конечно же не вариант.

там в низу может оказаться гораздо больше труб Москва - старый город.
Kergulator 178 минут назад Не знаю как там ,где всё произошло, но в РБ пешеход обязан убедиться в безопасности перехода, ибо всякое бывает, и шланг тормозной порвётся, и пешеход за стойкой спрячется, только вот это в школе не рассказывают. :( Sерый17. 189 минут назад :) ЛамповыйКун 262 минут назад интересный девайс на 10 справа ЛамповыйКун 304 минут назад 5 - ВАЛЯ затейница, на письках жоўтым маркерам писюн нарысавал
16 - а патом пачиму крыша працикает
ЛамповыйКун 333 минут назад
Цитата: SabakaZ
РАЗГОВАРИВАЕТ

не это жыдоливерман пароль падабраў и развлекаица
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
3 пользователя, 1137 гостей