РЕКЛАМА

Загрузка...
' />

История продаж авто в СССР

До Великой Отечественной войны автомобили, как, впрочем и почти все другие промышленные товары, не продавались. Изредка ими награждались за какой-либо действительный или мнимый подвиг либо "успех в социалистическом соревновании". Кроме того, можно было выиграть автомобиль в лотерею, во всяком случае, в списках выигрышей присутствовал даже роскошный по тем временам ЗиС-101. В любом случае, число автовладельцев на весь СССР исчислялось сотнями, а с началом войны почти все автомобили, как и мотоциклы, были изъяты.
В комментариях к этой страничке на форуме Авторетро сайта auto.ru отмечается, что легковой ГАЗ-А всё-таки в 30-х продавался "частникам", была даже реклама в журнале "Архитектор".
История продаж авто в СССР

После войны около 50 тысяч легковых автомобилей попало в страну в качестве трофеев, некоторые из них оказались в частных руках. А на рубеже 40-х - 50-х годов началось массовое производство 'Москвичей-400', 'Побед' и ЗиМов. 'Москвичи' продавались населению почти все, 'Победы' и тем более ЗиМы в основном использовались государственными учреждениями. Но тем не менее, года до 53-го все 3 перечисленные модели можно было купить соответственно за 8000, 16000 и 40000 рублей образца 1949г (в результате денежной реформы 1961г рубли потеряли один нолик и оставались в таком виде вплоть до распада СССР в 91-м году). Потом на 'Москвичи' и 'Победы' образовалась очередь, а ЗиМы остались продаваться свободно, но их никто не покупал - больно дорого. Зарплата квалифицированого рабочего или инженера находилась тогда в пределах 500 - 1000руб в месяц, а всякие отхожие промыслы жестоко преследовались. Если кто-либо и набирал этим путём нужную сумму, светиться покупкой авто никакого резона не было - можно было запросто загреметь в места не столь отдалённые.
История продаж авто в СССР

Рассказывают такую байку. В единственный харьковский автомагазин на углу площадей Тевелева (ныне Конституции) и Розы Люксембург, где были выставлены все три тогдашние модели авто, пришёл невзрачно одетый человек. Помотрел на 'Москвич'.
-Можно купить?
-Нет, очередь.
-А 'Победу'?
-Тоже очередь.
-А ЗиМ?
-Ну вообще-то можно... Но вы же видите сколько он стоит?
-Ничего, заверните...
Поскольку прецедентов в истории магазина не было, директор позвонил в КГБ. Там разобрались и ответили: "Это академик Вальтер. Он весь ваш магазин купить может. Продавайте."
Так академик стал обладателем ЗиМа. Ещё один ЗиМ купил председатель какого-то успешного колхоза, и больше желающих не нашлось.
История продаж авто в СССР

Очереди на 'Победу' и 'Москвич' составлялись самими покупателями, с десятниками, сотниками и ежемесячными перекличками в соседнем дворе. Не явившиеся на перекличку безжалостно отсеивались. Что за это имело "начальство", сказать трудно, но, вероятно, его деятельность не была совсем бескорыстной. В 60-е годы очереди составлялись уже непосредственно в магазине. Сроки были такие: записавшиеся в 1956-м году на 401-й 'Москвич' получали в 59-м уже 407-й, а записавшиеся в 1959-м на 'Волгу' могли выкупить её в 66-м.

В процессе производства одной модели её стоимость не менялась, зато в момент смены моделей происходил резкий скачок цен. Так, 'Москвич-401' стоил 9000руб, 'Москвич-402' - 15000руб, а отличавшийся от него только двигателем с повышеной на 10л.с. мощностью 'Москвич-407' - уже 25000руб
История продаж авто в СССР

В конце 50-х - начале 60-х годов прекратилось производство ЗиМов, место 'Победы' заняла 'Волга' и появился 'Запорожец-965'. Само собой, грузовые автомобили и даже пикапы и фургоны на базе легковых "частникам" не продавались. Не продавались и микроавтомобили-мотоколяски C3А производства Серпуховского завода - их выдавали инвалидам бесплатно, сроком на 5 лет.

Многолетние очереди приводили к тому, что реальная цена авто была в 2-3 раза выше государственной. Но... продавать автомобили можно было только государству через комиссионный магазин, который оценивал авто исходя из госцены с учётом износа. Конечно, были кое-какие схемы обхода, но связаные с немалым риском, посему часто автомобиль был у одного и того же хозяина десятилетиями. Это положение было отменено только в 70-х годах, однако вплоть до распада СССР часть суммы передавалась продавцу через кассу комиссионного магазина, который с этого имел 7%, а часть - "в конверте", что приводило к массе случаев "кидания", причём жаловаться в милицию продавец не всегда решался - его могли обвинить в спекуляции.
История продаж авто в СССР

Начиная с 70-го года продажа автомобилей стала возрастать. Вступили в строй ВАЗ и Ижевский завод, реконструировались заводы в Москве и Запорожье. В то же время в связи с повышением уровня жизни резко возросло и число желающих стать "автолюбителями". Очереди достигли такой длины, что получить по ним автомобиль можно было лет через 10. В этой ситуации подавляющее большинство авто стали продавать через производственные и прочие предприятия, которые распределяли автомобили между своими сотрудниками. Естественно, было где густо, а где пусто. Скажем, на оборонный завод поступали десятки автомобилей в год, а в какое-нибудь второстепенное НИИ - один автомобиль в несколько лет. Люди же ряда профессий и пенсионеры вообще не могли легально купить новое авто.

Цены в середине 70-х годов были такие: 'Волга' ГАЗ-24 (их, правда, продавалось очень мало) - 9200руб, 'Жигули' ВАЗ-2101 - 5500, ВАЗ-21011 - 6000, ВАЗ-2103 - 7500, 'Москвич-412' - 4990, а 'Запорожец' ЗАЗ-968 - 3500руб. Средняя же зарплата нормально зарабатывающего мужчины составляла тогда около двухсот рублей в месяц.
История продаж авто в СССР

Многолетний выпуск легковых авто в количестве, намного превышающем миллион в год, и сокращение экспорта в связи с моральным старением выпускаемых моделей дали свои плоды - в первой половине 80-х некоторые авто (о чудо!) появились в свободной продаже. В Харькове, например, это была 'Нива' (10300руб), 'Москвич-2140Люкс' (8000руб) и 'Запорожец' ЗАЗ-968М (5000руб). Получила распространение обезличенная комиссионная торговля б/у автомобилями по реальной цене. Конечно, это был большей частью металлолом, но для человека, располагавшего руками и временем, но не деньгами, впервые появился шанс обзавестись своими четырьмя колёсами. Например, 7-летние ручные 'Запорожцы', сданые инвалидами после получения нового, стоили в основном 600руб. Однажды в Москве в середине 80-х в комиссионном магазине в Южном порту появилась партия новёхоньких 'Побед', хотя их выпуск прекратился ещё в 1958г. Всё это время они простояли на каком-то военном складе. И хотя цена 'Побед' была сравнима с ценой новых "Жигулей", желающих их приобрести нашлось с избытком. А в феврале 1992г вся немаленькая площадка харьковского комиссионного магазина на Даниловке оказалась уставлена ... телегами. Тоже новенькими и тоже вскоре раскуплеными.

Со второй половины 80-х и до конца существования СССР новых автомобилей в свободной продаже снова не было из-за резко усилившейся инфляции.

Закупались ли легковые авто за границей? Про сколько-либо масштабные закупки можно говорить лишь по отношению к 'гэдээровским' ЭМВ(БМВ) конца 40-х - начала 50-х годов и чехословацким 'Шкодам-1201' десятилетие спустя. Но информации, что они продавались в новом виде в частные руки, найти не удалось. Естественно, единичные экземпляры для Брежнева и т.д. не в счёт.

С мотоциклами ситуация была значительно лучше - кроме тяжёлых с коляской Киевского и Ирбитского заводов и периодически чехословацкой 'Явы' их можно было купить свободно. Вот примерные цены новой мототехники на вторую половину 70-х: рижские и львовские мопеды (класса 50 куб.см) - 180руб, мотороллер 'Электрон' (150) - 270руб, 'Турист' (200) - 450руб, мотоцикл 'Минск' (125) - 330руб, 'Восход' (175) - 420руб, 'Иж' разных модификаций (350) - 600-1000руб, чехословацкие 'Ява' и 'ЧЗ' (350) - 900руб, тяжёлые с коляской (650, 750) - около 1500руб.
История продаж авто в СССР

Ещё такая деталь: вплоть до конца 80-х в полуторамиллионном Харькове число магазинов, торгующих запчастями, не превышало десятка. И наиболее ходовых запчастей там не было. За ними приходилось ходить на авторынок и переплачивать в несколько раз по сравнению с госценой.
0
1771
28 апреля 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Запорожец, Москвич и Волга

Три самых легендарных и массовых автомобиля, ушедшего в лету СССР.Названия, которые знал каждый человек, рожденный в СССР.Какие там Мерседес, Форд или...

В Беларуси упали цены на подержанные автоВ Беларуси упали цены на подержанные авто

В Беларуси рынок автомобилей долго был в равновесии: покупатели ждали обвала цен, а продавцы - повода их поднять. И вот появились слухи о том, что спр...

Рейтинг самых угоняемых автомобилей в Украине в 2009 годуРейтинг самых угоняемых автомобилей в Украине в 2009 году

Украинская ГАИ обнародовала список самых угоняемых автомобилей за прошлый год. По данным службы, за минувшие 12 месяцев больше всего у воров пользовал...

Чаще всего в Минске угоняют «Жигули», В Москве - Чаще всего в Минске угоняют «Жигули», В Москве - "Фольксваген" и "БМВ"

«Жигули» для угонщиков в Минске являются самой популярной моделью. В 2007 году зафиксировано 162 случая угона «Жигулей». На втором месте «Фольксваген»...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Понедельник, 27 Марта
USD 1.8732
EUR 2.0351
RUB 0.0329
Дохтар Дызель 6 минут назад
suicideas, с колхозу? смысл букв понимаешь хоть немножко?
volt-06 6 минут назад Машина из говна и палок Дохтар Дызель 14 минут назад
Цитата: podobed
Надеюсь, что никакой смены власти в ближайшем обозримом будущем не будет. Иначе это Украина-2. Разруха, хаос и война. Или большинство пишущих тролли, или не осознают реальности. Люди вышли потому, что хотят работы и достойно жить? Какой работы? Почему они ее себе не обеспечат? Кто это должен за них сделать? Хочешь быть счастливым- будь им! Их туда направили провокаторы, которые рвутся к власти. Богатых и влиятельных среди них нет. Они тоже исполнители, а режиссеры далеко. Разменной монетой будем мы все, если это не пресекут на корню

Разруха и хаос в твоём мозгу! Если сам не тролль, разумеется.
suicideas 15 минут назад И норм что пизды дали Дохтар Дызель 34 минут назад Спустил, усравшийся от страха узурпатор, псов своих колхозных с цепи...Вот радости было у дебилов размяться перед городской интеллигенцией ((( Не щадили ни стариков, ни женщин, ни подростков, ни живущих рядом, вышедших за хлебом...тотально "зачышчали" территорию проспекта т.н. Независимости...независимости от своего народа(((
западная ведьма 36 минут назад вчера в Самаре девушку убило((
сегодня с нашего дома снег скидывали- на крыше человек 5 , без страховки, без ничего... и внизу один. ограждений тоже нету. мы идем, нижний орет верхним- стой, бл@, стой! верхние ничо не слышат, на пятый раз вроде услышали, орут в ответ -чооо,бл@? нижний орет- тут пройти надо,стооой! верхние опять -чооо? короче,раций у них тоже не было
gismo_2 49 минут назад
Цитата: Martito
Ну одно дело - иметь небольшой, но профессиональный состав армии, другое - стадо толстожопых пердунов и не особо развитых интеллектуально мужиков, ничем полезным не занимающихся.

Я про это написал в первом комменте.
Mab 50 минут назад
После задержания в День Воли в Минске пропал журналист InformNapalm гражданин Украины Денис Ивашин. ВИДЕО



Міліцыянты пагражалі «згнаіць у турме» пэнсіянэра, якога ня могуць асудзіць, бо ён не называе прозьвішча
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
65 пользователей, 888 гостей