РЕКЛАМА

Загрузка...

Афоризмы Конфуция. Лунь юй

Афоризмы Конфуция. Лунь юй


"Лунь юй" ("Беседы и суждения") - одна из главных книг конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.

Книга написана на древнекитайском языке, состоит (в наиболее распространённой версии) из 20 глав. Составление книги началось после смерти Конфуция ок. 475 г. до н.э. и продолжалось от 30 до 50 лет.

Как один из величайших литературных памятников «Лунь юй» стал частью конфуцианского Четверокнижия (Сы шу). Знание этой книги наизусть являлось обязательным требованием китайского классического образования.

Афоризмы Конфуция. Лунь юй



Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим.

Богатство и знатность составляют предмет человеческих желаний, но благородный муж ими не пользуется, если они достались незаконным путем.

Народ можно заставлять следовать должным путем, но нельзя ему объяснить — почему.

Есть грубую пищу, пить воду и спать на согнутом локте — в этом тоже заключается удовольствие.

Неправедное богатство, при том соединенное с знатностью, для меня подобно мимолетному облаку.

Человек, который не думает о том, что может случиться в будущем, обязательно вскоре столкнется с горестями.

Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Три вида дружбы приносят пользу и три — вред. Когда дружишь с человеком или прямым, или честным, или обладающим большой проницательностью — это приносит пользу; когда дружишь с человеком или неискренним, или изворотливым, или бойким на язык — это приносит вред.

Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.

Когда мы говорим о ритуале, имеем ли мы в виду лишь преподношение яшмы и парчи? Когда мы говорим о музыке, имеем ли мы в виду удары в колокола и барабаны?

Трудно весь день только есть и ни о чем не заботиться! Разве нет поэтому людей, занятых азартными играми и шахматами? И разве те, кто так поступает, похожи на мудрых?

Трудно иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Если с ними сближаешься, то они перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть.

Так как нельзя найти людей, придерживающихся середины в поведении, приходится иметь дело с людьми или несдержанными, или осторожными. Несдержанные берутся за все, а осторожные избегают нехороших дел.

С человеком, с которым можно вместе учиться, нельзя вместе стремиться к достижению правильного пути. С человеком, с которым можно вместе стремиться к достижению правильного пути, нельзя вместе утвердиться на этом пути. С человеком, с которым можно вместе утвердиться на правильном пути, нельзя вместе действовать сообразно обстоятельствам.

Мудрый не испытывает сомнений, человеколюбивый не испытывает печали, смелый не испытывает страха.

Учитель категорически воздерживался от четырех вещей: он не вдавался в пустые размышления, не был категоричен в своих суждениях, не проявлял упрямства и не думал о себе лично.

С теми, кто выше посредственности, можно говорить о возвышенном; с теми, кто ниже посредственности, нельзя говорить о возвышенном.

Когда Цзай Во спал днем, учитель сказал: «На гнилом дереве не сделаешь резьбы, грязную стену не сделаешь белой. К чему ругать Во?»

Учитель сказал: «Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела. Я изменил свой подход из-за Цзай Во».

Тот, кто действует, стремясь к выгоде для себя, вызывает большую неприязнь.

Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу.

Там, где царит человеколюбие, прекрасно. Поэтому когда кто-либо поселяется там, где нет человеколюбия, разве он мудр?

Стрела не обязательно пронзает мишень, ибо силы людей не одинаковы. Это древнее правило.

Посмотрев на поступки человека, взгляни на их причины, установи, вызывают ли они у него беспокойство. И тогда, сможет ли человек скрыть, что он собой представляет?

В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала.

Я беседовал с Хуэем целый день, и он, как глупец, ни в чем мне не прекословил. Когда он ушел, подумал о нем и смог понять, что Хуэй далеко не глупец.

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
1
1808
6 ноября 2011
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Стоит ли всегда говорить правду?Стоит ли всегда говорить правду?

Как часто мы становимся перед выбором - сказать правду или промолчать? Какое решение будет верным? Сказать правду - человек может обидеться, не понять...

10 правил удачливого человека10 правил удачливого человека

Понять, что собой представляет госпожа Удача, крайне трудно. Ее нельзя потрогать, ею нельзя любоваться, ее нельзя увидеть и на нее нельзя повлиять. Он...

МудростьМудрость

Учитель сказал:- Вчера мы не закончили разговор о проблемах. Что для вас является наибольшей проблемой в общении с другими людьми?Ученики задумались,...

Загрузка...
Комментарии

warrcan
9 ноября 2011 09:29
Умный мужик.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Четверг, 27 Апреля
USD 1.8694
EUR 2.0409
RUB 0.0332
gismo_2 113 минут назад
Цитата: Либерман
И не ошибся, хвалю. Но, похоже, либо не в коня корм, либо, что вероятнее, выказюливаешься, как всегда.

Очевидно же, что я в тебе ошибся.
Либерман 118 минут назад
Цитата: gismo_2
Либер ожидал от тебя большего чем ссылка на тизер на художественный фильм о войне.

И не ошибся, хвалю. Но, похоже, либо не в коня корм, либо, что вероятнее, выказюливаешься, как всегда.
gismo_2 138 минут назад
Цитата: Либерман
За эти зверства вешали и сажали нацистских преступников по приговорам судов.

Либер ожидал от тебя большего чем ссылка на тизер на художественный фильм о войне.
Maniac3 151 минут назад Авадакидабра! dzoti 162 минут назад Yoman,
кэди мб какой переделанный
Nikitosina 170 минут назад Какой то нелепый срач, лень даже встревать. Источников уйма, но читать я так понимаю всем лень. Либерман 195 минут назад
Цитата: gismo_2
А какие у фашистов были зверства?

Иди и смотри, gismo_2, какие были зверства.
За эти зверства вешали и сажали нацистских преступников по приговорам судов.
LoLtEam 197 минут назад Колбасный завод. Ужас что спереди что сзади. Защищают пркимущественно дурачки у которых жены с таким же недоразумением, от безысходности)
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
4 пользователя, 773 гостя