Цикады и тли оказались пособниками муравьев-захватчиков в США

Огненные муравьи быстро захватывают новые территории в чужой для себя Северной Америке благодаря "пособничеству" местных цикад и тлей, которые обеспечивают насекомых-"агрессоров" едой и питьем в обмен на транспортировку, защиту от хищников и многие другие "услуги", пишут американские биологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Большинство экологов считает огненных муравьев (Solenopsis invicta) одним из самых опасных чужеродных видов - живых существ, вторгшихся в чужую экосистему, что может привести к ее разрушению. Свое название эти муравьи получили из-за крайне едких укусов, которые оставляют красные пятна на коже человека. История военных "побед" этих воинственных насекомых началась в 1931 году, когда несколько диких особей аргентинских красных муравьев попали вместе с грузом на территорию США, откуда они распространились по всему миру.

Шон Вайлдер (Shawn Wilder) из Техасского университета "Эй-Эм" в городе Колледж Стейшн (США) и его коллеги открыли секрет успеха муравьев, изучив их пищевые привычки и отношения с другими насекомыми в Аргентине и на территории США.

Исследователи обнаружили, что североамериканские "захватчики" удерживали плацдармы на большем количестве деревьев по сравнению с их аргентинскими родственниками. В среднем, огненные муравьи на территории США присутствовали на 40% деревьев на каждом участке, который изучили Вайлдер и его коллеги, тогда как в Аргентине особи Solenopsis invicta встречались лишь на 5%.

Биологи подсчитали количество и долю колоний цикад и тлей, которые находились под контролем муравьев. Оказалось, что огненные муравьи смогли захватить лишь 2% от общего числа сосущих насекомых в Аргентине, тогда как их американские кузены удерживали до 75% местных "дойных коров".

Аналогичная зависимость прослеживалась и в "дележке" сахарных приманок, которые ученые положили на землю и расклеили по деревьям в лесах Аргентины и Соединенных Штатов. В "домашних" условиях огненные муравьи контролировали те же 2% от общего объема "сахарного фонда", а их североамериканские родственники-мигранты - 42% приманок на деревьях и 67% сахарных залежей на земле.

Таким образом, один из компонентов успеха огненных "агрессоров" - отсутствие таких же сильных конкурентов в местах миграции, какие были у них на родине.

Затем Вайлдер и его коллеги попытались вычислить долю ресурсов, которые муравьи получали от тлей, цикад и других сосущих насекомых под их опекой в Аргентине и Соединенных Штатах. Для этого ученые сравнили соотношение изотопов азота - обычного азота-14 и "тяжелого" азота-15 - в тканях самих муравьев с другими растительноядными и хищными насекомыми на южном и северном континентах.

Оказалось, что аргентинские муравьи являются, по своей сути, обычными хищниками, которым иногда приходится перебиваться растительной пищей. С другой стороны, их американские собратья опустились на ступеньку ниже на пищевой лестнице, занимая промежуточное положение между хищниками и растительноядными насекомыми.

Ученые проверили эти выводы в лаборатории - они вырастили несколько небольших колоний огненных муравьев и предоставили половине из них доступ к их "пособникам". Через семь недель биологи сравнили размеры муравейников. Колонии муравьев с возможностью вербовки "помощников" были на 20% больше тех муравейников, у которых не было такого права.

Таким образом, отсутствие конкуренции и наличие множества добровольных помощников в лице тли и других сосущих насекомых позволяет огненным муравьям быстро захватывать и вытеснять местные виды муравьев на территории США.
10 декабря 2011