РЕКЛАМА

Загрузка...
' />

История принца, который так и не стал королем

Жиль Вильнев


Родился 18 января 1950 года в Сан-Жан-сюр-Ришелье (Канада)
Умер 08 мая 1982 года
Дебют в Формуле-1: Великобритания'1977
История принца, который так и не стал королем

«Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении: «Посмотрите на это!». А потом – фью-ить, и меня уже нет. И больше они никогда не увидят ничего подобного... И никогда не смогут меня забыть».
Джим Моррисон.

Жиль Вильнёв не был чемпионом. Он погиб в 32 года. Его карьера была короткой – в общей сложности 67 Больших призов, из которых он выиграл всего шесть. Но Вильнев стал одним из самых популярных пилотов за всю историю автоспорта. Он обладал особенным обаянием, шармом большого ребенка. Люди, близко знавшие Жиля, говорят, что он будто сошел со страниц повести Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Жиль Вильнёв родился в маленькой деревушке Шамбли в семье настройщика пианино. С детских лет родители пытались приучить Жиля и его брата Жака к высокому искусству. Но не та музыка звучала с сердцах двух канадских сорванцов. И если Жак, уважая желание родителей, хоть как-то пытался изображать интерес к семейным традициям, то Жиля ничто не могло заставить изменить себе. Уже тогда он был влюблен в скорость, и однажды, выведя из гаража отцовский автомобиль, он навсегда заставил забыть о спокойной жизни местную полицию. Парень с удивительным постоянством разбивал попавшие в его руки машины. Еще бы! Правила были писаны не для Вильнёва. Аварии преследовали Жиля всю жизнь. И в первой же из них пострадала не только новенькая MG, но и голова ее владельца. Несколько суток заточения в местном госпитале – и сам злостный нарушитель бежал "из-под стражи" с одним только желанием – никогда больше не видеть больничных стен.
Говорят, те, кто не умеет учиться на чужих ошибках, своих уж точно не повторяет. Видимо, и это правило было не для молодого Вильнёва. Он знал только одно, что хочет ездить и ездить быстро. Единственный вывод, который он сделал, состоял в том, что если разбитый автомобиль оказался слишком хлипким, то необходимо на будущее подыскать что-то получше. Жиль бесконечно верил в свое водительское мастерство. Он по-прежнему бешено носился по улицам, каждый раз нагоняя ужас на пешеходов и на "соседей по вождению".
История принца, который так и не стал королем

И неизвестно, сколько еще он наломал бы дров на автодорогах и тротуарах родного городка, если бы однажды его внимание не привлекли снегоходы. Молодой сорвиголова стал участвовать в гонках снегоходов, продолжая там демонстрировать свое бесстрашие. Деньги и опыт, заработанные в гонках на снегу, помогли Вильнёву стать одним из лучших пилотов в национальных чемпионатах Формулы-Ford и Формулы-Атлантик.
История принца, который так и не стал королем

«Три или четыре раза за каждую зиму меня выбрасывало из сиденья на скорости километров этак 150 в час. Аэросани очень непредсказуемы в управлении и научили меня контролировать гоночный автомобиль. Если ты не едешь первым, то из-за поднятой в воздух снежной пыли видимость просто ужасна. Этот опыт помогает мне сохранять спокойствие, даже когда Гран-при проходит во время сильного дождя.»
История принца, который так и не стал королем

В Формуле-Атлантик он защищал цвета Ecurie Canada, едва сводившей концы с концами. Дошло до того, что в Моспорт-парке он превратился в зрителя, поскольку команда не уплатила стартовый взнос. Тем значительнее видится успех в чемпионате-76, когда публика и соперники были потрясены его скоростью и агрессивным пилотажем.
История принца, который так и не стал королем

Заметили Вильнёва и в Европе. В 1977 году с подачи экс-пилота Формулы-1 Криса Амона, работавшего на тот момент тестером в новорожденной команде Уолтера Вольфа, уроженец Квебека попал в мир Больших призов. McLaren согласился предоставить ему свою модель М23 для гонки в Великобритании. Жиль квалифицировался девятым и вполне мог завоевать очки в первом же своем Гран-при: помешал испорченный термометр, который показывал, будто движок перегревается. Вильнёв совершил вынужденный заезд в боксы, помешавший ему финишировать выше седьмого места. Несмотря на столь многообещающий дебют, шеф McLaren Тедди Мейер был связан обязательствами перед своими пилотами Йохеном Массом и Патриком Тамбэ и не смог предложить ничего стоящего. А спустя всего два дня гонщику позвонили из Маранелло. К тому времени двукратный чемпион мира Ники Лауда вконец разругался с руководством Ferrari, и Жилю предложили заменить австрийца в двух финальных Гран-при сезона – Канаде и Японии.
История принца, который так и не стал королем

«Если бы кто-то мог исполнить три моих самых заветных желания, то я бы загадал: первое – стать автогонщиком; второе – попасть в Формулу-1; третье – выступать за Ferrari.»
История принца, который так и не стал королем

Энцо Феррари вспоминал, что когда он впервые увидел Вильнёва, тот чем-то напомнил ему великого Тацио Нуволари. Комендаторе, человек сложный, не прощающий своим пилотам ни единой ошибки, был без ума от канадца. Возможно, старый итальянец, переживший смерть своего сына, испытывал к Вильнёву отцовские чувства.

«Моя жизнь полна потерь и грустных воспоминаний: мать, отец, брат, сын, – сказал Энцо вскоре после смерти канадца. – Теперь среди них и Жиль Вильнев, человек которого я горячо любил». Чрезмерно рискованное вождение, постоянные аварии, десятки разбитых болидов – Регаццони, Лауда или Ройтеманн за эти выходки были бы быстро изгнаны из Скудерии. А Жилю, которого Феррари ласково называл «мой маленький канадец», все сходило с рук.
История принца, который так и не стал королем

Одна из индульгенций была выдана Вильневу уже после второй гонки за Ferrari. В Японии его машина подпрыгнула на шестиколесном Tyrrell Р34 Ронни Петерсона, как на трамплине – взлетела вверх на 15 метров и рухнула за ограждениями трассы, убив оказавшихся там фотографа и маршала и ранив еще с десяток зрителей. «Этот тип социально опасен» – процедил сквозь зубы Петерсон, сам считавшийся сверхагрессивным водителем. А журналисты вовсе устроили Жилю настоящую травлю, заклеймив его как дилетанта, которому не место в Ф-1.
История принца, который так и не стал королем

«Я не боюсь попасть в аварию. Ничуть. Конечно, я не хочу врезаться в отбойник на пятой или шестой передаче, я же не сумасшедший. Но если это конец квалификационной сессии, и ты бьешься за поул-позицию, этот страх можно подавить...»

Ему понадобился целый год, чтобы изменить превратное представление: долгие тест-сессии на домашнем треке Ferrari в Фиорано, первые очки и, наконец, блестящая победа на глазах своих болельщиков в Монреале. Да, формульной публике понадобилось время, чтобы понять: Вильнёв – это феномен, живая легенда.

Жиль был удивительно цельной натурой. Он ненавидел притворяться, жеманничать, окружать себя толпами особо приближенных поклонников. Вильнёв был уверен в себе и не нуждался в людях, которые говорили бы ему, как он хорош и талантлив. Он знал это. Болельщики тоже. Его появление на трассе вызывало живейший интерес, даже если это был всего лишь круг прогрева. Люди знали, на что способен Жиль, и в воздухе повисала атмосфера ожидания чуда.

«На самом деле мне все равно – наблюдают ли за моей ездой зрители или нет. Я не работаю на публику. В этом отношении я самодостаточный человек.»

Вильнёв был одним из талантливейших представителей своего поколения. Гений канадца был очевиден: даже когда в его распоряжении была неважная машина, он был одним из фаворитов гонки. Конечно, он был не всесилен. Когда Мауро Форгьери сконструировал на редкость неудачную машину для сезона-80. Жиль сражался со своей обычной отвагой. Вот только наградой служили уже не победы и места на подиуме, а жалкие одно-два очка... Получив в следующем году более конкурентоспособный болид, Вильнёв показал все, на что способен. Две его тогдашних победы стали классикой Формулы-1, в Монако каждый из восьми десятков кругов он проходил с заносом и дымом из-под колес. В Испании выиграл, наверное, красивейшую свою гонку, возглавив процессию из пяти машин, разделенных в конце гоночной дистанции полутора секундами.

«Я люблю автогонки. Если бы мне не нравились спортивные машины, я ни за что не вышел бы на старт – это слишком опасное занятие. Обожаю быть на пределе, когда машина начинает выходить из-под контроля, выжимать из техники все возможное. Когда входишь в поворот с максимальной скоростью – это фантастическое чувство».

Жиль часто говорил, что титул чемпиона не является для него главной целью. Планирование сезона, долговременная стратегия, подсчет очков были не свойственны канадцу. Что имело для него значение, так это победы в каждой отдельно взятой гонке, интуитивное желание быть лучшим всегда и везде.

Один из ярких тому примеров – Большой приз Франции 1979 года. Вильнёв вел тогда борьбу за титул чемпиона со своим коллегой по Скудерии Джоди Шектером. На трассе Дижона лидерство захватила пара Renault Жана-Пьера Жабуя и Рене Арну Канадец шел третьим, при том что Джоди уже выбыл из гонки. Иной гонщик постарался бы привезти к финишу столь ценные очки, но только не Жиль. Он навязал Арну, располагавшему более быстрой машиной, невероятно красивую борьбу. Пилоты Renault и Ferrari попеременно обгоняли друг друга, вылетая на обочину и сталкиваясь колесами.

«Когда достигаешь желанного результата, получаешь невероятное удовлетворение. Это, конечно, эгоцентрично, но ведь такова философия автоспорта – победить всех своих соперников.»
История принца, который так и не стал королем

Представления канадца о Больших призах были романтическими, можно сказать старомодными. Его не привлекала коммерческая или организационная сторона Формулы-1. Он просто любил гонки за то, что они есть.

«Не стану отрицать, деньги в нашем деле играют немалую роль. Но если бы в Формуле-1 мне не платили ничего, разве что обеспечивали основные потребности, я бы все равно выступал в Гран-при. Но коль уж мне платят, я хочу получать как можно больше. Вообще-то, все здесь хотят этого. Знаете, я, по большому счету, ленивый человек и потому надеюсь заработать столько денег, сколько хватит на всю оставшуюся жизнь. Я ведь не собираюсь заниматься чем-либо после выхода на пенсию.»

Ники Лауда однажды сказал: «Вильнёв был самым сумасшедшим гонщиком, из всех, кого я встречал в Ф-1. Я критиковал его гоночный стиль, но личные качества Жиля мне всегда импонировали. Он был чувствительным и душевным человеком». Канадец был честен перед собой и окружающими. Он всегда признавал свои ошибки, не пытаясь свалить вину на технические неисправности. Хотя сам Вильнев мог идти на любой риск, но если на карте стояла безопасность соперника, не пренебрегал ею ради достижения своих целей. «Он был самым грозным моим противником, но всегда – честным и корректным», – уверен чемпион 1982 года Кеке Росберг. Внутрикомандная борьба за титул 1979 года не помешала ему поддерживать уважительные, почти дружеские отношения с Джоди Шектером. И это несмотря на то, что шансов на успех Жиль лишился исключительно из-за решения начальства Ferrari отдать корону чемпиона южноафриканцу.

«Когда я говорю, что гонки – моя работа, имеются в виду обязанности перед командой и спонсорами. Ведь они, собственно говоря, и платят тебе деньги. Платят за то, чтобы ты был быстрее парня, который едет впереди. Если я выиграл, значит сделал свое дело хорошо. В этом смысле гонки – обычная работа. И как всякий нормальный человек, после работы я люблю проводить время с женой и детьми.»

Невзирая на противоречивый характер, Вильнёв всегда был членом команды. Он подчинялся приказам своего руководства и ждал от своих коллег того же. Жиль был склонен доверять людям и верил, что его усилия будут оценены по достоинству. В 1982 году Ferrari обладала лучшей машиной первенства – 126С2. Было ясно, что чемпионом станет кто-то из пилотов Скудерии.
История принца, который так и не стал королем

Ближе к завершению Гран-при Сан-Марино в лидеры вышли алые машины Вильнёва и Дидье Пирони. Из боксов пилотам было приказано не рисковать и сохранять позиции. Жиль, помнивший, как жертвовал своими личными интересами в 79-м, рассчитывал на благородство Дидье и снял ногу с педали газа. А вот француз воспользовался моментом, перехватил лидерство и выиграл гонку... Уезжая из Имолы, Вильнёв поклялся никогда более не разговаривать со своим обидчиком и в самое ближайшее время восстановить свой статус лидера команды.
История принца, который так и не стал королем

Чем закончилась эта история хорошо известно. Через две недели на последних минутах квалификации в бельгийском Зольдере, решивший во что бы то ни стало отобрать поул у Пирони(именно у Пирони!!!), Жиль столкнулся с March Йохена Масса, медленно возвращавшимся в боксы. Ferrari подбросило в воздух и швырнуло на отбойник – удар страшной силы разорвал ремни безопасности и выбросил бездыханное тело Вильнёва из кокпита. Вечером того дня Жиль скончался в госпитале: травмы головы и позвоночника не оставили ему ни малейших шансов. В смерти любимца всей Формулы-1 попытались обвинить конструктора Скудерии Харви Постлтуэйта, дескать, это его монокок из сотового алюминия оказался настолько хрупок, что был разорван ударом. Впрочем, очень быстро выяснилось, что подобной аварии не мог выдержать ни один автомобиль той эпохи.
История принца, который так и не стал королем

Гибель Вильнёва не была неожиданной. Было понятно, что со столь рисковым гонщиком рано или поздно произойдет серьезный инцидент. До конца непонятным остается лишь причина невероятной популярности канадца. Может дело здесь в том, что миф о юном и самоотверженном герое всегда был обречен на успех? Или в том, что Ferrari получила соответствующего своему экспрессивному имиджу гонщика? Самый простой ответ дает Ники Лауда: «Жиль Вильнёв был титаном».

Дочь Жиля Вильнева, Мелани, выбрала для себя карьеру юриста-международника. Жак, спустя несколько лет после трагической гибели отца, пошел по его стопам и выбрал автогонки. Что же касается Джоан, его жены, то она, как и прежде, помнит и хранит последние слова своего мужа: "Жди меня, я не задержусь..."
История принца, который так и не стал королем
0
3078
6 мая 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Алонсо выиграл первую ночную гонку в истории Алонсо выиграл первую ночную гонку в истории "Формулы 1"

Испанский гонщик команды Renault Фернандо Алонсо выиграл \"Гран-при Сингапура\" - первую ночную гонку \"Формулы 1\" в истории, сообщает Би-Би-Си.Он на...

Российский гонщик уступил Шумахеру 1,5 секунды в Формуле-1Российский гонщик уступил Шумахеру 1,5 секунды в Формуле-1

КАНБЕРРА, 27 марта. Российский гонщик «Формулы-1» Виталий Петров, выступающий за команду Renault, показал 18-е время на квалификации Гран-при Австрали...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Понедельник, 23 Января
USD 1.9361
EUR 2.0711
RUB 0.0324
Sерый17. 5 минут назад 28 сам так спал однажды) Прикольно. PROSTO CHEL 5 минут назад KripeLex,
Так мне тут про ФСЗН или про налог?? Зачем путать все в одну кашу? И по упрощенкемы налог не платим если подаём нулевую декларацию.
ЛамповыйКун 20 минут назад Бледная моль,
привет малая, не змерзли маўпачкі?
dembelvdv 41 минут назад
Цитата: 21544vova
21544VOVA 21 января 2017 16:14
Привстал

ахахахахха
KripeLex 46 минут назад PROSTO CHEL,
Цитата: PROSTO CHEL
А вот у хохлов будешь платить даже если ничего не заработал
За месяц в Украине из-за новых налогов закрылись уже почти 160 тысяч предпринимателей

У нас тоже самое. Что , упрощёнка. ФСЗН годовой никто не отменял.
ЛамповыйКун 65 минут назад пагромы устроили агенты кремля Diesel2 140 минут назад
Цитата: bender00
вот назовите мне хоть одного современного актера, кто сможет заменить Шварца в этом фильме?

Диам Ниссон)) Он обычно всех знатно расх*яривает))

Лиам[
Offshorчик 427 минут назад Привет Банановцы! Удачного ВСЕМ Понедельника!
И для настроения АНЕКДОТИК!
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
69 пользователей, 1620 гостей