Российские ученые вырастили цветок из зерна возрастом 30 тысяч лет

20 февраля в одном из крупнейших научных журналов мира Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) была опубликована статья исследователей из Пущинского научного центра РАН, сообщающая об уникальном событии – российским ученым удалось вырастить цветок из зерна, вмерзшего в лед не менее 30 тысяч лет назад. До этого момента рекордсменом была пальма, выращенная из зерен возрастом в 2 тысячи лет, обнаруженных при раскопках в древней израильской крепости Мецада. "Замороженное" растение распространена в Сибири и по сей день. Это смолевка узколистная, Silene stenophylla, довольно приятный на вид цветок.

Зерна были найдены пущинской группой в вечной мерзлоте Южной Сибири на берегу реки Колыма. Ученые воспользовались раскопками, проводящимися для поиска мамонтов, и стали искать на глубине 20-40 метров норы сусликов в надежде обнаружить там запасенную зверьками снедь. Они обнаружили около 70 таких нор, и в них действительно нашлись зерна. По словам исследователей, они пролежали в природном морозильнике при температуре минус 23 градуса 30-32 тысячи лет.

Сами зерна оживить не удалось. Успех пришел, когда ученые использовали их элементы, которые они назвали "плацентарными тканями". Культуры этих тканей им удалось вырастить в чашках Петри. Они предположили, что сахара, содержащиеся в этих тканях и необходимые для питания растущего зерна, играют роль консервантов, и если в зерне осталось хоть что-то, способное стать живым, то оно должно находиться именно в плацентарных тканях. Их предположения блистательно подтвердились. Интересно, что такой способ "возрождения" древних зерен впечатлил западных коллег еще больше, чем сам факт выращивания цветка.

Сравнение выращенного растения с его современными сородичами показало, что они мало чем отличаются друг от друга.

К сожалению, радость от публикации столь яркого научного открытия (многие западные порталы сегодня сообщают о нем) была омрачена тем, что за несколько дней до появления статьи скоропостижно скончался доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией геокриологии почв Института физико-химических и биологических наук почвоведения РАН Давид Гиличинский, который возглавлял это исследование. Судя по отзывам, Гиличинский был незаурядным человеком, яркой и выдающейся личностью.
2 марта 2012