РЕКЛАМА

Загрузка...
Телевизионное лето, можно считать, уже наступило. Во всяком случае, налицо его главный признак – стремительный рост количества сериалов.
Хотя их всегда немало в программах большинства каналов. Сейчас по первым шести кнопкам можно смотреть около двух десятков сериалов, из них девять по НТВ. По «главным развлекательным», от «Домашнего» до MTV, – чуть меньше 40 сериалов. Лидирует, как ему и положено, СТС.
После перестроечного буйства телевизионных форм и жанров сериал прочно утвердился как основной ингредиент развлекательного вещания. Нечто вроде черного хлеба, картошки, воды и воздуха в духовной сфере. (Не буду просить прощения за «духовную».)' />

Телесериалы - хорошо или плохо?

Телесериалы - хорошо или плохо?Телевизионное лето, можно считать, уже наступило. Во всяком случае, налицо его главный признак – стремительный рост количества сериалов.
Хотя их всегда немало в программах большинства каналов. Сейчас по первым шести кнопкам можно смотреть около двух десятков сериалов, из них девять по НТВ. По «главным развлекательным», от «Домашнего» до MTV, – чуть меньше 40 сериалов. Лидирует, как ему и положено, СТС.
После перестроечного буйства телевизионных форм и жанров сериал прочно утвердился как основной ингредиент развлекательного вещания. Нечто вроде черного хлеба, картошки, воды и воздуха в духовной сфере. (Не буду просить прощения за «духовную».)

Она любила сериалы.
Они ей заменяли все.


Снобизм в отношении сериалов неуместен. Сериалы не виноваты, что нет на них гениального поэта, который изящно определил бы их реальное место в нашей жизни.
Сериалы заполнили собой ниши, ранее всецело занятые другими художественными явлениями. Вопрос – какими?
Первое, что напрашивается, – кино. Именно в эпоху развала отечественного кинопроката сериалы пришли и завоевали гигантскую аудиторию.
С тех пор кинопрокат родился заново и успешно развивается – но сериальная аудитория сохраняется. Сериал – регулярное, частое, бесплатное кино без отрыва от дома. Поэтому сериал – кино для бедных и ненасытных, занятых и визуально непритязательных.
С той только оговоркой, что сериал – это не кино.
От соседства с художественным кино сериал сразу проигрывает. Вроде и то и другое – фильм с актерами и сюжетом. И дело не в том, что в сериалах павильонных съемок теоретически всегда больше.
На практике это не совсем так. По крайней мере, в криминальных сериалах «петербургской школы» городской натуры предостаточно, и в этом их фирменный стиль.
Зато в сериалах всегда меньше, чем в полноценном кино, интенсивности монтажа и необязательных подробностей. Поэтому мир в них беднее ритмами, вариациями форм и даже количеством деталей.
Основное действие «Иронии судьбы...» проходит в стенах квартиры. Но по критерию тончайшей проработки ритмического рисунка, жизненной среды, праздничной, но не вполне обжитой, чужой-родной, фильм Эльдара Рязанова – полная противоположность сериалу.
В сериале усадили двух героев за стол, поставили камеру так, чтобы удобно было их показывать, – и пошло-поехало эмоциональное общение в кадре.
Если погоня происходит, то камера, конечно, не отстает от бегущих. Но попусту суетиться, изучать, осваивать и интерпретировать окружающую среду сериальная камера не будет. Картина мира самостоятельного значения в сериале не имеет.
Все равно не хочется делать вывод о том, что сериал хуже, чем кино.
У сериала своя собственная формальная система, аналогичная отнюдь не кинематографу.

Наследник наивного театра


Сериал показывают каждый день – как будто жизнь его героев действительно идет постоянно. И как только у них происходит нечто существенное, нам это предъявляют.
Иллюзия синхронности сериального действия и зрительского восприятия – вот что важно для эстетики сериала. Это дает атмосферу сиюминутной сопричастности судьбам, которые разворачиваются на наших глазах, а не отсняты черт знает когда, как в кино.
В этом смысле сериал аналогичен театру. И плевать ему, сериалу, на монтаж.
Приходит в театр оператор. «Ну, как спектакль?» – спрашивают потом коллеги. «Кошмар! Два часа на одном общем плане», – отвечает оператор.
Это анекдот именно про кинооператора. Сериальный оператор поймет прелесть театра.
Но театра не сложного, не авторского, с заковыристыми концепциями, а театра наивного, дорежиссерского. В XIX веке зритель приходил в такой театр, чтобы попереживать за героев и проследить развитие их жизненной драмы.
Интерес к чужой земной приватности, воплощенной в образной материи, был рожден в эпоху Ренессанса и развивался вплоть до жанра мещанской драмы, или слезной комедии, мелодрамы. Интерес этот заземлялся, становился все камернее и локальнее. Если у Шекспира весь мир – театр, в XVIII–XIX веках всякая гостиная – сцена.
Отсюда пристрастие к удобному комнатному простору в ситкомах, от «Друзей» до «Моей прекрасной няни», от «Грейс в огне» (давно, но очень долго показывали) до «Счастливы вместе» и «Папиных дочек».
Отсюда большая детективная «студия» со всякими прибамбасами в «Литейном, 4». Отсюда эффектно распахнутые двери гостиной-кабинета полковника ФСБ в отставке Чернова (Андрей Краско) в «У.е.», словно впускающие нас в театральный павильон. Отсюда особая любовь к широким тюремным камерам улучшенной планировки, в которых чего только не происходит («Боец»).
В сериале всегда по большому счету не важно, что там в интерьере стоит, насколько обстановка отвечает социальному статусу и характеру героя. Интерьер здесь не интерьер, а символ мироздания и аналог подмостков.
Если в мыльных операх главный интерьер – частная квартира, дом, в криминально-авантюрных сериалах символом мироздания выступает милицейская контора («Улицы разбитых фонарей»), офис детективного агентства («Сыщики», «Закон и порядок»), лаборатория («След»).
В XIX веке телевизора не было, сериалов не снимали – ходили в театр волноваться и плакать на мелодрамах.
А потом появился Станиславский и прочие великие режиссеры. Они повернули театр в сторону высокого, сложного и целостного образа бытия.
Остальное автоматически отошло на откуп телевидению, которое просто вынуждены были срочно изобрести. Тем более что кино тоже быстро прошло стадию наивности и чистой жанровости и тоже вдарилось в авторскую режиссуру, да еще и в блокбастерную масштабность.
Наивный театр в наше время оказался задвинут далеко на периферию сценического искусства. Это театр, о котором нечего писать и нечего говорить, – он не для критики, не для искушенного зрителя. Не такой театр позиционируется как «искусство театра» или «современный театр». И правда, в нем есть что-то архаическое.
Небрежение к жизненной достоверности и эстетической оригинальности, сила и прямота выражения эмоций, волюнтаризм в отношении к социальности и психологизму – когда надо, они появляются, когда не до них, они исчезают и идет голый сюжет...
Сериал достойно унаследовал все то, от чего зрелое, искушенное и утонченное искусство режиссерского театра отказалось.
От великого же театрального искусства в целом сериал взял экономность – эстетической информации в кадре ровно столько, сколько необходимо для обрисовки конфликта, сюжета и характеров. Никакой реалистический огород «жизненной среды и атмосферы» сериал городить не желает. Это не его призвание.

Непыльное чтиво


Еще сериал аналогичен беллетристике, любовно-авантюрному роману, каких в XIX веке было пруд пруди.
Не все же писатели являлись Стендалями и Достоевскими. Кто-то сочинял для неискушенного читателя, которому не хочется думать о сути бытия или наслаждаться искусством, но очень хочется интересно жить.
А жизнь скучна. Приятного и увлекательного с человеком происходит немного. Откуда брать «жизненные» впечатления? Из какого-нибудь «Юрия Милославского» господина Загоскина, о котором рассуждают герои уездного города в «Ревизоре». (Читать сейчас это творение совершенно невозможно. Слог тяжел и неповоротлив, экшена мало.)
Сериал «Петербургские тайны» – экранизация развлекательного чтива «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского.
Великая литература отличается от заурядного чтива наличием не только философского содержания, но и текста как эстетической формы, как художественной целостности неслучайных слов.
В чтиве текст – транслятор сюжета, носитель информации. Слова и их композиция тут глубоко второстепенны.
Тот, кто привык воспринимать смысл через художественную форму, не может иметь дело с чтивом, несмотря на все достоинства сюжета.
Юлиан Семенов – замечательный сценарист, незаурядный носитель авантюрных историй. Но читать его невозможно. То же самое с Александрой Марининой – сюжеты у нее случаются интересные, но удовольствия от самого прочтения текста принципиально не получаешь.
Сериал придуман для тех, кого одолевают корчи над бесформенными текстами Юлиана Семенова, Александры Марининой и прочих из того же цеха. Для тех, кому за сюжетом и развитием человеческих отношений следить хочется, но нет сил воспринимать принципиально ахудожественный текст.
Ну и заодно для тех, кто не любит покупать «одноразовые» книжки, которые можно только прочитать, но нельзя перечитывать. Потом эти одноразовые книжки скапливаются, пылятся и занимают место. Выбросить жалко. Раздать другим – тоже жалко. Хранить – глупо.
Сериал же безотходен, не оставляет пыли и бумажного мусора, не занимает лишнего места – только время и душевную энергию.
Поэтому самые благодарные зрители мыльных опер и ситкомов – дети и старики, наименее встроенные в суету буден. Ведь восприятие сериала подразумевает некоторую абстрагированность от реальности и щедрость эмоциональной самоотдачи.
Пока пушкинская Татьяна просто жила в деревне, она увлекалась романами. А когда появился Онегин, ей было уже не до романов.
Но есть люди, у которых личная жизнь бьет ключом. А они все равно каждый день ждут начала «своего» сериала. Это те, кто собственной личной жизнью недоволен, кому в ней чего-то недостает. Например, романтики, драматизма, событийности.
Сериал – существенная фантазийная добавка к реальности. Человек в наши дни все больше чувствует, что ему мало одной жизни – но не в смысле длительности.
Человек хотел бы прожить несколько разных жизней, пускай коротких, зато разнообразных, даже взаимоисключающих. Однако жизнь такого пока не предоставляет. И сериалы тут как тут.
Если принять за условный посыл, что мелодрамы смотрят те, кто не вполне доволен своей частной жизнью, то ситкомы созданы для тех, кто в жизни слишком нервно воспринимает проблемы любого калибра, а криминальные зрелища – для тех, кто никогда не возьмет в руки автомат, не подсыплет никому яда и даже не прибегнет к рукоприкладству.
А ведь многим так всего этого хочется, так не хватает – судя по массивной аудитории криминальных сериалов. Детективно-криминальный жанр – сначала в литературе – окончательно оформился тогда, когда в обществе сложилось законопослушное подавляющее большинство.
И это большинство оказалось недовольно своей правильностью, осторожностью и гуманностью. По факту своих жизненных достижений, скорее всего. За компенсацией нереализуемых деструктивных инстинктов большинство идет к телеэкрану.
Сериалы – идеальный социальный громоотвод. Если бы в советское время было столько сериалов, сколько сейчас, возможно, никто и не стал бы устраивать перестройку.
Говорят, бывает сериальная наркомания. Степень привыкания проверяется отлучением от продукта. Многие были алкоголиками и в средние века, но не знали об этом, потому что никогда не переживали длительное отсутствие спиртных напитков, употреблявшихся ежедневно.
Чтобы узнать о своем истинном отношении к сериалам, надо дожить до выходных или праздничных дней, когда сериалы изымаются из сетки вещания.
Телевидение садистично. Может, оно меняет сетку вещания в уик-энд совсем не потому, что заботливо «отпускает» людей в гости или на дачу, придерживая для них любимые серии. Может, ТВ хочет, чтобы аудитория осознала всю свою зависимость... или отлученность от бесконечности.
Ведь в идеале сериал вообще не должен заканчиваться. Никогда. Сериал есть реализация идеи бесконечности жизни и времени. Это самый оптимистичный из всех тележанров, поэтому он на таком почетном месте среди телеразвлечений.
0
1050
18 мая 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Окей, Банана, посоветуй сериал!Окей, Банана, посоветуй сериал!

Вопрос простой, а ответы на него будут полезны всем. Итак, какие сериалы вы смотрите прямо сейчас или досмотрели недавно, что можете посоветовать друг...

О продлении сериаловО продлении сериалов

Канал AMC продлил на 3 сезон сериал The Walking Dead! Конечно, этого стоило ожидать, но все равно приятная новость. Сейчас идет второй сезон – все оче...

Украина импортозаместила российские сериалыУкраина импортозаместила российские сериалы

Еще год назад все смеялись, как оказалось зря. Тогда украинской стороной было решено отказаться от российских сериалов, в первую очередь о российских...

Правильный подход к созданию сериаловПравильный подход к созданию сериалов

Про сериал \"Ходячие мертвецы\" много говорят и пишут. Потому что очень интересный проект, это без оглядки на то, нравится сам сериал или нет. Так вот...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Вторник, 28 Февраля
USD 1.8859
EUR 1.9973
RUB 0.0325
santabike 3 минут назад Если бы не война, то мы уже давно этих гандонов в Ростов отправили и нормальных поставили tergo2000 4 минут назад На лапки внимания особого не обращал, но если красивый выпуклый лобок - мог не устоять))) Давно это было((( tergo2000 7 минут назад Мельчают скрепы #рашкахуле) smav 29 минут назад шурыгинские казачьи отряды ?))) Xeops64 65 минут назад Добрые хозяева, меня бы хондражка убила б, а кота выгнал бы - это точно. Mab 60 минут назад
Цитата: Фокс
ПДД

Разрешается объезд центрального островка на перекрестке (площади) с круговым движением только в направлении, указанном стрелками.
1) Здесь не написано, что стрелки должны быть обязательно против часовой стреки.
2) Данный знак не обязателен для установки. Если этого знака нет, то водители будут ориентироваться на другие знаки, например на знак 5.7.2 или знак "направление движения по полосам".
Фокс, Я тебе уже сказал куда тебе идти.

Цитата: Фокс
так как знак у нас только один 4.3 то и другого движения быть не может!

Ну если бы у нас другого и не было варианта, то тогда зачем этот знак нужен? Написали бы в правилах что всё круговое движение в Беларуси должно быть организовано против часовой стреки. Но такой записи в ПДД РБ нет.

«Я плевал на ПДД, ведь я служу в ГАИ»

Стали известны новые подробности о суде над сбившим женщину экс-начальником Барановичской ГАИ
Фокс 69 минут назад
Цитата: Mab
Это ты мудила, читал или не читал? Если бы читал ты увидел бы что они рассматривают круг с движением против часовой стрелки. Даунито, мля.
а ты пытаешься всем доказать что можно по часовой) запутался заднеприводный)

Цитата: Mab
А подобная организация движения не запрещена и не противоречит никаким пунктам правил.
ПДД
Разрешается объезд центрального островка на перекрестке (площади) с круговым движением только в направлении, указанном стрелками
так как знак у нас только один 4.3 то и другого движения быть не может!

разбей свою машину о столб мудак)
Mab 73 минут назад
Цитата: Фокс
ты хоть статью прочитал мудила? там как бы главный гаевый страны комментирует)

Это ты, мудила, читал или не читал? Если бы читал, ты увидел бы ,что они рассматривают круг с движением против часовой стрелки. Даунито, мля.
Цитата: Фокс
здравый смысл запрещает)

Засунь свой смысл туда где не светит солнце.
А подобная организация движения не запрещена и не противоречит никаким пунктам ПДД РБ.
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...