РЕКЛАМА

Загрузка...
' />

Волжская беляна

Не многие, наверное, знают, что по веянной русской реке Волге еще каких-нибудь сто лет назад плавали суда, по своему водоизмещению превосходящие крейсер «Аврора», причем строились они… из дерева! Назывались они белянами и вошли в историю отечественного кораблестроения как самые уникальные речные суда на свете.
Волжская беляна


Размером с пароход

Прежде всего, говоря о белянах, следует отметить, что они были очень велики, во всяком случае, для речных судов. Сохранились сведения, что существовали беляны длиной до ста метров, а высота борта у них достигала шести метров! Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд — 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!

Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта — из сосны. Расстояние между шпангоутами — не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями.

Плывущая кормой вперед

Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля — лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, не смотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.

Многопролетная беляна

Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз — «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае, любая беляна была всегда белой, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились!

А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру. При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров! Бревенчатая кладь в корпусе беляны тоже не была сплошной, а состояла из пролетов с отверстиями для проветривания. Поэтому в старину о размерах беляны судили по числу пролетов на ней и были беляны о трех, четырех пролетах и так далее.

«Казенки», палуба и помпы

Интересно, что и палуба беляны тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. А вот ближе к корме на беля — не ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки — «казенки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман. При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской под «золото». Хотя судно это и было сугубо функциональным, беляны, тем не менее, богато украшались флагами, причем не только государственными и торговыми, но также и собственными флагами того или иного купца, изображавшими чаще всего благословляющих святых или какие-нибудь подходящие по случаю символы. Флаги эти иной раз были настолько велики, что развевались над белянами словно паруса. Но с тратами на них обычно купцы не считались, поскольку тут главным делом было о себе заявить!

Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, а на самых больших от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус беляны всегда понемногу протекал. Из-за этого беляну грузили так. чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала бы туда!

Суда на одну навигацию

Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот. Дрова завозились в волжские порты исключительно на белянах и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее даже в конце XIX века их здесь продолжали строить до 150 штук ежегодно и загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани.

Затем эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном смысле этого слова ничего не оставалось! «Казенки» продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепеж — абсолютно все приносило доход владельцам белян! Только лишь небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова. Держать беляну на плаву дольше одного сезона оказывалось невыгодно!

Смекалка и находчивость

История белян интересна еще и тем, что некоторые из них за одну навигацию и собирались и разбирались по два раза! Так, например, небольшие беляны в том месте, где Волга близко подходила к Дону, причаливали к берегу, после чего весь груз с них конными повозками перевозили на Дон. После этого разбирали и саму беляну, везли вслед за грузом, вновь собирали ее и грузили уже на новом месте. Теперь лес на них сплавлялся в низовья Дона, где беляны разбирались уже во второй раз!

А теперь посудите сами, насколько творческими и смекалистыми были наши далекие предки, сумевшие создать столь огромные и грузоподъемные речные суда, представлявшие собой практически безотходное транспортное средство на один сезон.
2
1343
11 июля 2012
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Мосты из бревен в СШАМосты из бревен в США

В конце 19 - начале 20 века в США частенько строили действительно уникальные и необычные конструкции. Речь идет о временных деревянных железнодорожных...

Как это работало - бурлаки на ВолгеКак это работало - бурлаки на Волге

Когда Достоевский увидел эту знакомую нам с детства картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никаког...

Охотники за сокровищами не хотят отдавать Испании монеты с затонувшего гале ...Охотники за сокровищами не хотят отдавать Испании монеты с затонувшего гале ...

Американская компания Odyssey Marine Exploration, специализирующаяся на поиске сокровищ, оспорила решение суда по делу о грузе монет, поднятых с затон...

10 вещей, которых вы не знали о сомалийских пиратах10 вещей, которых вы не знали о сомалийских пиратах

За 15 лет, прошедших с тех пор, как вооруженные сомалийские рыбаки начали нападать на гражданские суда, пираты превратили море у побережья Восточной А...

Загрузка...
Комментарии

ЧкЁоРsНкАаЯ
11 июля 2012 15:26
этот народ не победить

masiko
11 июля 2012 17:09
самогон нынче не тот...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Вторник, 27 Июня
USD 1.9249
EUR 2.1539
RUB 0.0327
valarfess 2 минут назад Лесопарк за ТЦ "Скала". Давно стоят и народ пользуется. Сам пробовал - годная штука. Mab 2 минут назад
Цитата: BHy4ka
Может я упустил что-то.

Ты не упустил ничего. Просто ты не видишь этого, из-за того что сам привержен этой идеологии.
Возьми любые ЛГБТ мероприятия на территории Украины, Беларуси, России и посмотри сколько там гомофобов. Их гораздо больше чем самих участников парада.

Цитата: Himley1
Так вот, человече, гетеросексуальность - это нормально, это природа-матушка так задумала и показывать

Дай угадаю. А еще природа задумала что жопа это только для того чтобы срать, да?
BHy4ka 9 минут назад
Цитата: Mab
Зачем их гомофобию выносить в общество?

Ни разу не видел новости о проведении парадов гомофобов. Дашь ссылочку? Может я упустил что-то.
Flint 9 минут назад
Цитата: zootechnik_ua
видно муж не вовремя вернулся

Тоже так подумал)
YAD 15 минут назад Ну, в след. раз упадет на него дерево, и тогда не будет думать о 5-6 млн отправленных СМС. Mab 16 минут назад
Цитата: patrokl
Таких комплексов уже насрано по городу.

До малиновки не добрались похоже.
Цитата: patrokl
Я клоню к тому, что ты 30 лет живёшь в Минске и нихуя не знаешь.

Я в Чижовке был 3 раза в своей жизни, и то проездом.
gismo_2 24 минут назад А всего-то нужно было сделать бук чуть толще и вентиляторы запустить пошустрее. stockton 25 минут назад №12 - тоже ничего странного. Чувак фотографирует текст на табличке. Не вручную же переписывать!
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
66 пользователей, 1151 гость