РЕКЛАМА

Загрузка...
Чиновники, в панике отменяющие 12-летнее школьное образование, на ходу придумывают доказательства того, что белорусам и в этой сфере со всем миром не по пути. Эксперты «Завтра твоей страны» развеивают десять мифов о прелестях 11-летки и прогнозируют, что майская реформа образования через три года придет к тому, что рьяно отрицала – к 12-летке.

Миф 1. 11-летка обойдется государству намного дешевле 12-летки

Главный аргумент против 12 лет обучения – лишни расходы государства. Впрочем, в интервью корреспонденту «Завтра твоей страны» депутат Палаты представителей Национального собрания Владимир Зданович отметил, что «экономическая причина – не причина».' />

Реформа школы: через три года 12-летка может вернуться

Реформа школы: через три года 12-летка может вернутьсяЧиновники, в панике отменяющие 12-летнее школьное образование, на ходу придумывают доказательства того, что белорусам и в этой сфере со всем миром не по пути. Эксперты «Завтра твоей страны» развеивают десять мифов о прелестях 11-летки и прогнозируют, что майская реформа образования через три года придет к тому, что рьяно отрицала – к 12-летке.

Миф 1. 11-летка обойдется государству намного дешевле 12-летки

Главный аргумент против 12 лет обучения – лишни расходы государства. Впрочем, в интервью корреспонденту «Завтра твоей страны» депутат Палаты представителей Национального собрания Владимир Зданович отметил, что «экономическая причина – не причина».
-- Денег у государства достаточно даже для содержания 15-летнего образования, -- подчеркнул Владимир Зданович. -- Тем более, что количество детей за последние 10 лет уменьшилось на 45 тысяч, на 25% уменьшилось количество школ, и учителей стало меньше. При этом ассигнования в образование увеличились на 15-25%.
Между тем, первый заместитель главы Администрации президента Анатолий Рубинов насчитал, что еще один год обойдется обществу примерно в 300 млрд. рублей – 100 млрд. рублей уходит на 12-й год обучения, а 200 млрд -- на «исключение 12-классников из продуктивной жизни».
Эксперты «Интерфакса» назвали еще большую общую сумму финансовых потерь -- 350 млрд. рублей.
Тем временем дотошный директор Довского учебно-педагогического комплекса в своем письме в «Комсомольскую правду в Белоруссии» взял и подсчитал, что при шестидневной учебной неделе в течение 11-ти лет ученик проходит путь от первого звонка до аттестата за 2244 дня, а при пятидневной неделе за 12 лет этот путь занимает 2040 дней. Итого получилось 204 дня экономии электроэнергии на пищеблоках и в классах, а также средств, выделяемых на питание школьникам.
Выкладки рядового директора подтверждают и сведения начальника управления общего среднего образования Минобразования Юрия Гладкова о том, что расходы на 12-й год обучения у государства небольшие, потому что состоит он из суббот, которые сделали выходными. -- Двенадцатый год обучения – это тот год, который получился в результате вычеркивания из “шестидневок” одиннадцатилетней школы всех суббот. Что касается экономических цифр, то затраты на 12-й год обучения составляют около 4% от общих расходов на образование. Я считаю, что эти расходы целиком обоснованы и в конце концов они себя оправдают. Нам нужны мобильные, конкурентоспособные люди, а не люди с лопатой, -- подчеркнул Юрий Гладков в интервью «Еврорадио».
И не надо говорить, что 11-летка даст на субботах ту же экономию – во-первых, реальная пятидневка будет только у младших школьников, во-вторых, учебный год может стать на 25 дней длиннее.
Татьяна Галко, которая была заместителем министра образования в то время, когда задумывался переход средней школы на 12-летнее обучение, считает, что государство вообще ничего не теряет, если в 11-12 классах будут, как и предполагалось, учиться те, кто желает получить углубленные знания, чтобы дальше продолжать обучение в вузе.
-- Сейчас выпускники школ, которых не коснулась эта реформа, приходят в вузы абсолютно неподготовленными. Я это знаю по собственному опыту работы в высшей школе. И преподавателям вузов приходится тратить и время, и государственные деньги на то, чтобы повторять с ними школьные азы. 12-й год обеспечивает преемственность образования. Возвращение к одиннадцатилетке -- это та экономия, о которой говорят: скупой платит дважды. Это обернется очень большими проблемами для высшей школы и науки, -- такой прогноз дала «Завтра твоей страны» Татьяна Галко.

Миф 2. 11-летка позволит разгрузить детей

Одним из аргументов «за» введение 12-летней системы образования было уменьшение учебной нагрузки на учеников.
-- Решили пойти примитивным путем: взять и при той нагрузке на ученика разложить ее, будем так говорить, раздвинуть вместо 11 лет на 12. И тогда количество уроков станет меньше, и здоровье учеников, планировалось, что станет лучше, -- рассказал «Завтра твоей страны» Владимир Зданович. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. И постепенно вместо тех предметов или часов на предметы, которые были убраны, пришли новые, и нагрузка как была на ученика большая, так она большой и осталась.
Депутат отмечает, что главное – это здоровье, а оно не улучшилось, «а местами даже стало хуже у детей».
В связи с этим парламентарий задается вопросом: а какой смысл держать учеников в школе еще один учебный год, если показатели состояния их здоровья остаются практически прежними?
В то же время при возвращении к 11-летнему обучению полноценная пятидневка сохранится только у младших школьников. Учеников 5-9-х классов загрузят в субботу спортивными, массовыми и воспитательными мероприятиями, а в 9—11-х классах она будет занята факультативами и курсами по выбору, которые придут на смену профильным классам. К тому же, учебный год для средних и старших школьников предполагается растянуть чуть ли не до 20 июня.
-- Я сомневаюсь в том, что программы, рассчитанные на 12 лет обучения, удастся «вжать» в новые сроки безболезненно для учеников, -- говорит завуч одной из минских школ. –Одно из двух: либо учащимся придется тратить больше времени на самостоятельную работу с материалом, либо у них неизбежно появятся пробелы в знаниях. Переверстать программу на ходу невозможно.

Миф 3. 12-летка успела себя дискредитировать

Начавшийся в 1998 году переход к 12-летнему обучению в школе, судя по всему, так и не закончится.
-- Да ведь реформа только началась! – говорит Татьяна Галко. -- Какое можно мнение о реформе составить?.. Когда? Она не дала еще ни одного выпускника! Это абсурд! Вообще нельзя начать, а потом ломать, а потом опять… Чтобы убедиться в том, хороша 12-летка или плоха, надо хотя бы два-три выпуска посмотреть -- это минимальные основания для анализов и выводов.
Известный белорусский методолог Владимир Мацкевич считает, что любое реформирование в государственном масштабе предполагает не только привлечение дополнительных финансовых средств, но и определенные сдвиги и изменения в социальной структуре и в социальных отношениях.
-- Сегодня средняя школа столкнулась с последствиями, которые на самом деле могли быть не только предсказаны. Они были очевидны уже тогда, когда начинался переход на 12-летнее обучение, -- говорит Владимир Мацкевич. -- Нельзя перейти на 12-летнее образование (когда выпускник выходит из школы в 18 или в 19 лет) без реформирования профессионального и вузовского образования, без перехода на профессиональную армию, без согласованной политики в области труда и занятости. Такого рода масштабные реформы не могут проводиться по одной. Это комплексные реформы, к которым требуется соответствующее интеллектуальное проектное обеспечение. Его нет.
Адаптировать социальные институты и высшее образование, по мнению Владимира Мацкевича, очень сложно, если начать заниматься этим за год до первого выпуска 12-летней школы.
-- Вот если бы к этому готовились пять лет, это прошло бы безболезненно, -- уверен методолог. -- А когда жареный петух клюнул, тогда начинается паника: «Давайте отменим 12-летку!». Но дело в том, что отмена только порождает другие проблемы.

Миф 4. Адаптироваться к 11-летке проще простого

Сколько бы ни доказывали наверху целесообразность реформ, отдуваться за них придется простому учителю -- с него весь спрос.
-- Переход на 11-летнюю систему образования у средних школ не вызовет больших проблем. Нам необходимо усовершенствовать программы, но мы это быстро сделаем, -- пообещал на днях белорусский президент.
Он считает, что учителям не составит труда отобрать необходимый для учебного процесса материал, «поскольку имеющиеся учебники рассчитаны на большой объем информации».
Ирина Александровна, учитель белорусского языка и литературы одной из гимназий г. Молодечно говорит, что уставшие от реформ учителя не питают особых надежд по поводу новых изменений. Опять придется и к программам подстраиваться, и к методическому обеспечению.
- У меня сложилось такое впечатление, что в нашей стране законы необоснованно создаются, утверждаются, закрепляются, - говорит Ирина Александровна. -- Ведь для того, чтобы на деле оценить итоги введения 12-летки, надо, как минимум, понаблюдать за ее эффективностью 12 лет, чтобы на практике убедиться, дало это положительный результат или отрицательный. Но у нас, не дожидаясь первых выпускников двенадцатилетки, решено повернуть колесо вспять. Опять нужно будет пересматривать и материальную, и техническую, и методическую базу. А денег у нас на это, я так понимаю, нет.
Ирина Александровна приводит вполне конкретный пример.
-- Лично я столкнулась с такой проблемой, что в 10 классе, например, не было учебников-хрестоматий по литературе. В методическом письме предлагалось использовать старые учебники для 11-летней школы, то есть на класс меньше. Но многие изучаемые произведения отсутствовали и в старых, и в новых учебниках. Их нигде не было.
Город Молодечно не маленький, но даже в этом городе нельзя было найти эти произведения в библиотеках. Их либо просто не было на белорусском языке, либо не было вообще, отмечает педагог. Не было Владимира Короткевича, Кузьмы Чорного, а произведения этих авторов обязательно надо читать! И читать не одной школе -- ведь программа у всех одинаковая!
-- Я так понимаю, этот учебник вообще не был издан: была «критика», но не было хрестоматии, -- констатирует Ирина Александровна. -- Раз мы не смогли в свое время издать учебники вовремя на 12-летнее образование, то что мы будем говорить сейчас, когда переходим на 11-летнее образование, а учебники опять все старые, их надо пересматривать, переделывать и все наново начинать?
Но глава государства уверен, что для перехода на 11-летку достаточно будет рекомендаций сверху. «Поэтому не надо кричать, что мы закопали деньги на издание новых учебников и программ», - заявил Александр Лукашенко

Миф 5. 12-летка понизит уровень образования

Самый яркий противник 12-летки первый заместитель главы администрации президента Анатолий Рубинов заявил в президентской газете, что 12-летка только понизит уровень среднего образования, поскольку последние два года будут посвящены профильному обучению, то пострадают остальные предметы.
-- Собственно 11-12 классы задумывались только для тех, кто будет углубленно изучать профильные предметы и потом поступать в вузы на определенную специальность, -- противопоставляет свои аргументы Татьяна Галко. -- И я думаю, это была достаточно разумная мера. По крайней мере, она соответствовала мировым тенденциям. Не могут ошибаться все – один Иван в ногу идти, а вся рота нет.
Взять к примеру Германию, где школьное образование, как и в Беларуси, бесплатное. В начальных классах дети учатся 4 года (в некоторых случаях 6 лет), дальше они выбирают полную народную или реальную школу, после чего окончания которых можно поступать в профессиональные училища или сдать экзамены и поступить в гимназию. И только выпускник гимназии, который смог окончить 11-13 классы, может поступать в вуз. К этому времени и ученик поймет, чего хочет от жизни, и университетам легче с мотивированными студентами.
К слову, сейчас белорусский абитуриент не может поступить в европейский вуз, если не отучился год-два в белорусском. Одиннадцать школьных лет по европейским меркам для вуза мало. Но наши чиновники больше озадачены другим вопросом: кто будет пахать, если все будут иметь высшее образование?
В то же время Владимир Мацкевич утверждает, что мировая тенденция состоит в том, что содержание образования расширяется, уровень квалификации, который требуется людям, повышается, и все современные нации находятся в гонке за лидерство в сфере образования. -- Если мы хотим задержаться в высшей лиге (пусть и на последних местах, но не вылететь), мы должны сохранить 12-летнее образование, -- резюмирует методолог.
Правда, подчеркивает Владимир Мацкевич, в том виде, в котором сейчас существует средняя школа, она совершенно не выполняет свои функции.
-- Мы не усилили компоненту дополнительного знания, дополнительной квалификации.
Поэтому, конечно же, многое надо менять. Но это не означает, что надо отказываться от 12-летки, -- настаивает Владимир Мацкевич.
По его словам, современная дидактика преподавания не пригодна к 12-летке. Значит, надо создавать группы ученых, временные творческие коллективы или просто озадачить имеющиеся институты разработкой соответствующего оснащения для школ.

Миф 6. Наше образование конкурентоспособно и без 12-летки

Чиновники все чаще ссылаются на накопленный опыт советской школы, который позволяет белорусскому образованию и через много лет оставаться лучшим в мире, а значит, никакие западные преобразования нам не нужны.
-- Это на самом деле не так. Ведь показатель конкурентоспособности образования – это количество иностранных студентов, которые претендуют заниматься по тем или иным программам вузов, -- говорит Татьяна Галко. -- Спросите у студентов в мире, кто из них хочет поехать сюда, несмотря на дешевизну белорусского образования для иностранцев? Очень многие и в Европу уже не едут – едут в азиатские страны, в Америку. Впрочем, если нам так хочется думать, что мы лучшие, никто не запрещает.

Миф 7. 11-летка улучшит белорусское образование

-- По большому счету предложения реформаторов не затрагивают содержательных основ образования и поэтому не являются глубокой реформой, -- говорит Владимир Мацкевич.
Большинство экспертов “Завтра твоей страны” склоняются к тому, что возвращение к 11-летке в корне неверный методологический шаг. Сейчас следует проинспектировать, что мы имеем в системе образования и двигаться дальше на включение в образовнаие новой цели и нового содержания.

Миф 8. Никто не пострадает

Межведомственная комиссия под руководством заместителя главы Администрации президента Анатолия Рубинова занимается сейчас минимизацией последствий перехода на 11-летнее образование.
-- Хочу сказать, что задача комиссии как раз сделать так, чтобы никто не пострадал, -- подчеркивает депутат Владимир Зданович.
У него, правда, возникают сомнения по поводу того, что у учителей может уменьшиться учебная нагрузка, а соответственно и зарплата.
-- Буду поддерживать предложение об уменьшении учительской ставки с 18 до 16 часов, сохраняя при этом заработок, -- пообещал депутат.
Между тем, при возможном переходе на 11-летнее обучение, в следующем году число выпускников средних образовательных школ возрастет до 140 тысяч, а это приведет к увеличению конкурса в вузах.
-- Будет высокий конкурс, но от этого выиграют вузы. Они «снимут сливки», - утверждает Владимир Зданович.
-- И сколько судеб выпускников мы покалечим тем самым? Куда они должны деваться? – полемизирует с депутатом Владимир Мацкевич. -- Квалификации у них нет, рабочие места их не ждут.
По мнению методолога, реформаторы опять наступают на те же грабли, не согласовывая свои планы ни с состоянием экономики, ни с развитием социальных институтов.

Миф 9. Погоня за равными социальными условиями и есть забота об образовании нации


Поскольку в каждой сельской школе невозможно ввести профильное обучение, то о профилях, кроме эстетических, предлагается забыть. Вот такой подход, по мнению министра образования Александра Радькова создаст равные условия городским и сельским детям при обучении и поступлении в вузы. По мнению реформаторов, при существовании профильного обучения в студенческие аудитории попадают не те, кто способен, а те, кто «натаскан». В этом-то и состоит абсурдность задуманной реформы, что в угоду видимого равенства она понижает общий уровень образованности белорусской нации: вместо того, чтобы подтягивать школы из глубинки к уровню столичных, предлагается «опускать» учебные заведения с наработанным опытом профильного обучения. Чем это грозит, читай МИФ 1.

Миф 10. Через 2-3 года школа войдет в обычный режим

Заместитель министра образования Казимир Фарино поспешил успокоить детей, учителей и родителей, что трудно будет только в ближайшие 2-3 года, а затем средняя школа войдет в обычный режим работы.
Но мировая тенденция в сфере образования состоит в том, что количество лет, затраченных на образование граждан, увеличивается. Цивилизованный мир стремится к всеобщему высшему образованию. Владимир Мацкевич прогнозирует в Беларуси следующее развитие событий:
-- Мы можем сегодня вернуться к 11-летке, но через три года вновь встанет вопрос о 12-летке и об изменении не формы, а содержании образования. Будем ли мы более готовы к этому, чем теперь, если мы будем вести себя точно таким же образом? Если мы не вовлечем за это время в реформу образования основные институты, планирующие деятельность промышленности, высшего образования, армии и так далее, не синхронизируем реформы, не будем проводить их комплексно, мы останемся на образовательных задворках.
1
3136
29 мая 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Возврат к 11-летке откладывается на два года?Возврат к 11-летке откладывается на два года?

На 5 июня запланировано совещание у главы государства, по итогам которого и будет подписан декрет Александра Лукашенко о реформе средней школы. Не иск...

Беларуси нужны не студенты, а пэтэушники?Беларуси нужны не студенты, а пэтэушники?

Белорусская школа возвращается в «пещерный век». Меньше, чем за полтора месяца до начала учебного года, Александр Лукашенко издал декрет о переходе на...

Госзаказ для школы – апатичный конформист с престижной рабочей специальност ...Госзаказ для школы – апатичный конформист с престижной рабочей специальност ...

Профильные, лицейские и гимназические классы -- последний плацдарм 12-летки, который не удалось отстоять Министерству образования. С нового учебного г...

В вопросе реформы средней школы поставили жирную точкуВ вопросе реформы средней школы поставили жирную точку

Сегодня школьники и учителя смогли окончательно убедиться, что более 12 лет, в течение которых проводилась школьная реформа, одних учили, а другие учи...

Загрузка...
Комментарии

Tugcrereled
21 июня 2011 03:48
Когда вы решитесь скачать бесплатно торрент клиент , постарайтесь быть готовым к приятным
неожидоннастям, начиная от забравшегося в ваш компьютер вредоносного кода и заказнчивая
настойчивым стуком в дверь от милицейского наряда, который имеет ордер, чтобы изъять
ваш ноутбук и просканировать его на наличие нелицензионных игр и фильмов.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Вторник, 06 Декабря
USD 1.9696
EUR 2.1197
RUB 0.0308
Sерый17. 3 минут назад Пляяя,ну так бросил бы жену с ребенком и дул на все 4 стороны.
Плохой толстяк. Совсем говеша.
западная ведьма 4 минут назад karakurt,
я все таки думаю,нож в кармане придал мужику наглости

кстати,летом я жила на краю мира , с детьми ,одна на много километров..... у меня по всему дому были разложены ножи и был вепрь))но тут все таки метро.а не лес
Плутон 7 минут назад
Цитата: гном_Вася
Маб - долпаеп, это Вася - медсестра.

Во, значит я не слоупок. Это всё Маб с Серым виноваты. Смутили меня.
iAlcoLord 11 минут назад из старых: Касл, Элементарно, Шерлок, Викинги(на любителя), старая добрая Игра престолов, Сверхъестественное, Белые воротнички(смотрибельно, но приедается).
из новых: Люцифер, База куантико, Изгоняющий дьявола, Смертельное оружие
karakurt 12 минут назад
Цитата: западная ведьма
я к тому,что надо избегать конфликтов и драк.. а если каждый возьмет нож...человек с ножом- это человек,готовый ударить ножом,и рано или поздно он ударит

Конечно нужно. Но когда грань пройдена, нужно себя защищать от 3 пьяных гопников, с которыми поверь договорится очень сложно. Понятно что НОЖ это оружие , кухонным можно зарезать , такое бывает очень часто. Но здесь ситуация и её нужно было пресечь, жёстко и конкретно
гном_Вася 12 минут назад Блин, неудобно с телефона цитаты вставлять

Маб - долпаеп, это Вася - медсестра.
о,получилось
ЛамповыйКун 17 минут назад
Цитата: PROSTO CHEL
постчитай сам, куй фонарный))

я неумею щитай сам, сосайтник
западная ведьма 17 минут назад karakurt,
я к тому,что надо избегать конфликтов и драк.. а если каждый возьмет нож...человек с ножом- это человек,готовый ударить ножом,и рано или поздно он ударит
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...