РЕКЛАМА

Загрузка...

Мавзолей в Галикарнасе был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени.' />

Семь чудес света: Галикарнасский мавзолей

Галикарнасский мавзолей

Семь чудес света: Галикарнасский мавзолей



Мавзолей в Галикарнасе был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени.


Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви, как Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал. Но если мидийская царевна вряд ли могла принести вред человечеству, даже если бы и хотела, и приятнее всем думать, что она была мила, добра и достойна такого памятника, то в отношении Мавсола давно уже возникали тяжкие подозрения. Проспер Мериме, говоря о Галикарнасе, столице Карии, славном городе, знаменитом тем, что там родился Геродот, писал: "Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог... Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена последними к семи чудесам света".


Но в Карии был всё-таки один человек, любивший царя, - его родная сестра и жена (нередкий обычай - также бывало в древнем Египте) Артемиссия. И когда процарствовав двадцать четыре года, Мавсол умер, Артемиссия была убита горем.


"Говорят, что Артемиссия питала к своему супругу необыкновенную любовь, - писал Авл Геллий, - любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира... Когда он умер, Артемиссия, обнимая труп и проливая над ним слёзы, приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу, где он и был сожжён. В порыве величайшей горести Артемиссия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок, порошок этот затем высыпала в чашу с водой и выпила. Кроме того, её пламенная любовь к усопшему выразилась ещё иначе. Не считаясь ни с какими издержками, она воздвигла в память своего покойного супруга замечательную гробницу, которая была причислена к семи чудесам света".
Очевидно, римский историк не совсем точен. Дело в том, что Артемиссия умерла через два года после Мавсола. Последние месяцы её царствования прошли в непрерывных войнах, где она показала себя отличной военачальницей и, несмотря на сложность положения маленькой Карии, окружённой врагами, смогла сохранить царство мужа. В то же время известно, что Александр Македонский спустя двадцать лет после смерти Мавсола, ознаменовавшихся в Карии отчаянной борьбой за власть, смутой и дворцовыми переворотами, осматривал мавзолей готовым и полностью украшенным. Вернее предположить, что мавзолей начали строить ещё при жизни Мавсола и Артемиссия лишь завершила его. Ведь сооружение такого масштаба должно было занять несколько лет.


В отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий Малой Азии Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приёмы, несёт в себе явное влияние восточной архитектуры - прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у мавзолея оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии возводились в разных районах Ближнего Востока.


Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора, отёсанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шёл фриз - битва эллинов с амазонками -


"Амазономахия" работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряжённой четвёркой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.


Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжёлым и статичным, как персидские гробницы, - в нём больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими.


Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту ста двадцати пяти локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают либо большие либо меньшие цифры.


Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.


По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому вскоре забыты. Он стал так знаменит, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы. Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и обветшал, простоял почти две тысячи лет. А о том, как мавзолей погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где говорится о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.


"В 1522 году, когда султан Сулейман готовился к нападению на родосцев, великий магистр ввиду предупреждения опасности послал нескольких рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и насколько возможно воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину (так именовался тогда Галикарнас), рыцари тут же принялись за укрепление замка. За неимением подходящих материалов они воспользовались мраморными плитами и глыбами, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани. Снимая глыбу за глыбой, они спустя несколько дней добрались до какой-то пещеры. Они увидели прекрасную четырёхугольную залу, украшенную мраморными колоннами, карнизами и различными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены украшениями из различных мраморов, по стенам и на потолке виднелись мраморные же рельефы, изображавшие различные сцены и даже целые сражения. Подивившись всему этому, рыцари, однако, воспользовались и этим материалом, так же как наружными глыбами. За этой залой они нашли ещё другую, меньшую, в которую вела низенькая дверь. В этой зале они увидели четырёхугольный мраморный надгробный памятник со стоящей на нём урною. Памятник этот был сделан очень искусно из белого мрамора, дивно светившегося в темноте. Вошедшие рыцари не имели возможности оставаться там дольше, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидели памятник разрушенным и могилу открытой. На земле были разбросаны кусочки золотой парчи и золотые пластинки. Это заставило их предположить, что пираты, сновавшие у побережья, ночью проникли туда и нашли много драгоценностей..."


Так до нас дошло единственное достоверное описание погребального зала мавзолея, сделанного со слов археологов "наоборот" - последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника ничего не осталось.
В середине XIX века путешественники по Малой Азии обращали внимание на то, что стены турецкой крепости Будрун, перестроенной из ионнитского замка святого Петра, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов всегда служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Будруна: неизвестный гений населил их барельефы неистовыми людьми и богами.


Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в Будрун и после долгих переговоров и множества взяток купил разрешение выломать из стен двенадцать плит и перевезти их в Британский музей. Английские учёные по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса - "Амазономахии".


Убедившись в том, что Галикарнасский музей надо искать в Будруне, сэр Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вставленные в стену крепости мордами к морю. Львы тоже были когда-то позаимствованы крестоносцами для военного строительства. Ньютон не тратил времени даром. Он облазил всю крепость, отыскивая и определяя "ворованные" плиты и статуи. В ожидании, как всегда нескорого, разрешения на изъятие плит он начал искать то место, где когда-то стоял мавзолей, который должен был находиться недалеко от крепости. Иначе бы ионнитам не было смысла таскать оттуда плиты и глыбы.


За девять месяцев, проведенных в Будруне, Ньютон отыскал обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора - ещё четыре плиты Скопаса. Когда же раскопки подходили к концу, обнаружили самую главную находку - расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, на верху мавзолея, и разрешавшую все сомнения почти целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной, с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками - украшениями. Удивительно то, что голова оказалась деформированной. Ньютон догадался, что лошади, запряжённые в колесницу карийских монархов, стояли на шестидесятиметровой высоте. Этим-то и объяснялась несоразмерность: на лошадей следовало смотреть издали и снизу.
0
1302
11 июня 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Мавзолей мог быть другим!Мавзолей мог быть другим!

Варианты исполнения мавзолея Ленина, которые присылали простые люди и известные архитекторы.Эскизы взяты из госархива....

Московский Мавзолей: Ленина перевозить в Минск не будутМосковский Мавзолей: Ленина перевозить в Минск не будут

Слухи о перевозе тела Ленина в Беларусь не подтвердились. В московском Мавзолее ни о чём подобном даже не слышали.Сотрудник учреждения заявил Евроради...

Все шесть Мавзолеев ЛенинаВсе шесть Мавзолеев Ленина

История создания и изменений Мавзолея,коротенько....

Лучшие подарки в историиЛучшие подарки в истории

Обычай дарить новогодние подарки существовал еще у древних египтян. На некоторых найденных археологами вазах можно прочесть: «Счастливого Нового года!...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Суббота, 03 Декабря
USD 1.9703
EUR 2.1019
RUB 0.0307
Либерман 7 минут назад
Цитата: Mab
Что думают минчане о милиции.

До-о-о... Маб тут плачет, что вокруг ватники, лукашисты, пророссийская пятая колонна и чуть ли не через одного милиция или службисты. А в опросах Белсата все как один респонденты рады белорусскому языку и не доверяют милиции. "О" - объективность.
ЛамповыйКун 18 минут назад
Цитата: Vardisodo
пидорки могут тебя увидеть,

дажэ спрашывать не буду, пачиму тебя эта тема интересует
Mab 55 минут назад
«Белорусская милиция защищает себя и власть»

Что думают минчане о милиции.

Как Шуневич насчитал «всего» 405 милиционеров на 100 тысяч белорусов

Данные, которые озвучил министр, более чем в три раза расходится с цифрой, которую в 2013 году со ссылкой на исследование ООН опубликовали правозащитники — 1442 милиционера на 100 тысяч граждан Беларуси. Другие цифры были и у предшественников Шуневича на высокой должности. Юрий Сиваков (был министром в 1999—2000 годах) говорил о 112 тысяч сотрудников МВД, Владимир Наумов (возглавлял МВД с 2001 по 2009 год) — о 89 тысячах. Это, соответственно, 1178 и 936 милиционеров на 100 тысяч человек.

Цитата: Либерман
А ты всё нудишь и выдумываешь какие-то глупости, почему я должен был увидеть эту реакцию именно на польском телеканале.

Это ты всё нудишь. Я вообще молчу и предоставляю только информацию от независимых СМИ. А тебе всё не нравится.
Либерман 61 минут назад
Цитата: Mab
Зависит. От знакомых ты узнаешь только частное мнение, которое к тому же может быть искажено из-за знакомства.

Балаболка, между "может быть искажено" и "необъективное мнение" - дистанция космическая. Ты предложил посмотреть реакцию людей на белорусский язык в Макдональдс. Я эту реакцию видел сам. И от знакомых, и от незнакомых. А ты всё нудишь и выдумываешь какие-то глупости, почему я должен был увидеть эту реакцию именно на польском телеканале.
И мнение в уличных опросах не то, что "может быть искажено", а по нынешним временам при опросах на острые социальные темы скорее редко когда не искажено. Особенно у недоСМИ, для которых пропаганда важнее объективности.
Цитата: Mab
Реакцию нормальные люди узнают от журналистов которые опрашивают прохожих.

Диванные полипы узнают реакцию людей на что-то только с экрана монитора.
Mab 81 минут назад
Цитата: Либерман
Не зависит. Иначе мнение о том или ином событии и реакцию на них узнавали бы только у незнакомых прохожих, Маб. Просто Маб, ибо этот ник уже и так синоним тупости.

Зависит. От знакомых ты узнаешь только частное мнение, которое к тому же может быть искажено из-за знакомства. Реакцию нормальные люди узнают от журналистов которые опрашивают прохожих.
Например знакомый негомофоб, но при тебе он говорит что гомофоб, чтобы не отличаться от большинства или опасаясь что его посчитают геем.
Либерман 90 минут назад
Цитата: Mab
Зависит. Иначе бы соц. опросы проводили среди знакомых и только, тупой Либер.

Не зависит. Иначе мнение о том или ином событии и реакцию на них узнавали бы только у незнакомых прохожих, Маб. Просто Маб, ибо этот ник уже и так синоним тупости.
dianest 101 минут назад
Цитата: cleryck
:)

:), ага
Сёстры Зайцевы 104 минут назад На 8-й мумия грудолома из "Чужих" :)
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
37 пользователей, 1114 гостей