Большой адронный коллайдер - «агрегат», крупнее которого на Земле нет, построен в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН, Женева, Швейцария). Над ним работали представители почти 50 стран, в том числе и специалисты из России.
БАК - это гигантский ускоритель протонов в виде кольца диаметром 27 километров. Оно зарыто на глубинах от 50 до 175 метров. Обложено сверхпроводящими - разгоняющими частицы - магнитами, охлаждаемыми до минус 271 градуса.
Два пучка частиц будут двигаться по кольцу в противоположных направлениях и сталкиваться почти на скорости света. И разбиваться вдребезги. Ради этих осколков и столкновений ученые, собственно, и затеяли небывалые эксперименты. Хотят посмотреть, что получится.
А народ пугается. И активно обсуждает БАК в блогах, называя его «шайтан-бублик». В последние дни эта тема вообще лидировала. Что, видимо, порождено смешанным чувством - ожиданием каких-то невероятных событий и страхом перед ними одновременно. Вплоть до конца света от порожденной коллайдером черной дыры. Чем же интересуются люди, в основном далекие от физики?' />

Запуск Большого адронного коллайдера (БАК), обещанный на 8 июля, не состоялся. Но большой страх остался

5 Наивных вопросов «Шайтан-Бублике»

1. Зачем он нужен?

Британский астрофизик Стивен ХОУКИНГ:

- Люди всегда стремились понять, как возникла Вселенная. Аристотель считал, что у нее не могло быть начала и не будет конца. Иммануил Кант задавался вопросом, почему, если у Вселенной было начало, этому началу предшествовал бесконечный период ожидания.

В 1915 году общая теория относительности Альберта Эйнштейна позволила разрешить загадку: пространство и время были не фиксированным фоном происходящего, а динамичными сущностями. Подобно тому, как нет точки южнее Южного полюса, нет времени вне Вселенной. Но оставалась одна проблема: теория Эйнштейна, описывающая самые крупные сущности, не согласуется с другим столпом физики ХХ века - квантовой теорией, описывающей самые мелкие сущности.

Большой адронный коллайдер - это попытка приблизиться к разрешению этой дилеммы. В нем будет осуществляться столкновение частиц, которое позволит воспроизвести моменты, последовавшие за Большим взрывом.

Американский физик Майкл ТЕРНЕР:

- Цель - определить природу пространства-времени, открыть дополнительные измерения, узнать, из чего создана Вселенная и как она «работает».

Нобелевский лауреат, российский физик Виталий ГИНЗБУРГ:

- Самая главная задача этого коллайдера - найти хиггс-частицу.

Поясним, неуловимая пока хиггс-частица, она же бозон Хиггса, она же частица Бога, названа по имени английского физика Питера Хиггса, который предсказал ее существование в конце 1960-х годов. Именно эта частица, как полагают ученые, и наделяет массой другие частицы.

Если частицу не найдут, то может оказаться, что нынешние взгляды на устройство Вселенной ошибочны. А найдут, так будет раскрыта тайна гравитации.

2. Породит ли БАК черную дыру, в которую засосет Землю?

Стивен ХОУКИНГ:

- Действительно, некоторые теории гласят, что столкновения частиц могут привести к появлению маленьких черных дыр. Даже если это произойдет, я полагаю, что эти черные дыры породят частицы и исчезнут.

Вывод: никого никуда не засосет.

Виталий ГИНЗБУРГ:

- Это какое-то жулье или невежды, чтобы сделать сенсацию, начали говорить в таком стиле.

3. Не устроят ли физики Большой взрыв?

Нет, единодушно говорят ученые. И хотя слова «Большой взрыв» звучат, речь идет о моделировании условий, возникших уже после него. Как и подчеркнул Хоукинг. Новую Вселенную человек, похоже, не создаст. И старую не порушит.

Напомним, теория «Большого взрыва» - самая популярная у физиков. Многие уверяют, что он и породил Вселенную. Которая якобы в ничтожные доли секунды «взорвалась» и расширилась из невообразимо маленького сгустка - так называемой сингулярности. Правда, откуда взялся сгусток, никто не знает.

А просто взорваться, как бомба, БАК не может. Хотя энергия столкновений отдельных частиц в нем больше, чем при термоядерном синтезе. От попадания одного протона в другой никакого вреда окружающим не будет. Вот если бы разом столкнулись триллионы триллионов протонов... Но столько в БАКе нет.

4. Не пошлет ли нам БАК гостей из иного времени?

Сравнивать БАК с машиной времени стали после сенсационной статьи члена-корреспондента Российской академии наук, заведующего отделом математической физики Математического института Игоря ВОЛОВИЧА, опубликованной недавно в авторитетном журнале New Scientist. По расчетам ученого выходило, что при столкновении частиц в гигантском ускорителе произойдет искривление пространства-времени и появятся «кротовые норы», по которым можно отправиться в прошлое. Идею творчески развила британская пресса. И конкретно заговорила о появлении машин времени и людях-путешественниках. Мол, ждите.

«Комсомолке» Игорь Волович разъяснил, что, пока не станут известны результаты экспериментов на ускорителе, рассуждать о путешествиях во времени слишком рано. «Я всего лишь высказал гипотезу, что часть энергии может утекать по «кротовым норам», - подчеркнул ученый. - Если так и произойдет, то можно будет рассуждать и о машине времени, существующей доли секунды в микромире. Но для мира людей она, разумеется, непригодна».

5. Когда запустят коллайдер?

Оказывается, никто и не собирался запускать БАК 8 июля. Эта дата появилась на одном из сайтов, не имеющих отношения к официальным источникам. Там был размещен счетчик - мол, сколько дней осталось до конца света. Теперь после неувязочки начался новый отсчет, в котором дата перенесена на 30 дней.

На самом деле представители ЦЕРН сообщают, что не рассчитывают запустить БАК даже в пробном режиме раньше сентября - октября.
1976