РЕКЛАМА

Загрузка...

История создания танка Т-26

К лету 1929 года молодое Советское государство достигло немалых успехов в области индустриализации, появились предпосылки и для создания отечественной танковой промышленности. В июле 1929 года Реввоенсовет утвердил новые тактико-технические требования, которым должны были отвечать вновь создаваемые танки и другая бронетанковая техника. Предполагалось в короткие сроки снабдить армию новыми легкими гусеничными и колесно-гусеничными танками с одновременным выпуском танкеток, тяжелых и средних и плавающих танков. Чтобы ускорить разработку и производство боевых машин, решено было приобрести ряд образцов танков за границей. Конечно, советские конструкторы могли бы разработать танки и без закупки иностранных машин, что они уже доказали постройкой крупной серии танков ИС-1 и созданием опытных Т-18, Т-24, Т-17 и др. Однако необходимость создать требуемое количество броневой техники в сжатые сроки вынудила наших танкостроителей пойти на этот шаг. Патенты для того и закупаются, чтобы сэкономить время и не открывать того, что уже сделано.
30 декабря 1929 года комиссия под руководством начальника Управления механизации и моторизации РККА И. А. Халепского отбыла за границу. В Англии она закупила шеститонный танк «виккерс». Перед советскими танкостроителями встала сложная задача — в короткий срок создать более совершенную боевую машину.

Первый вариант танка Т-26 внешне почти не отличался от английского образца, если не считать несколько измененной передней части корпуса и очертаний двух расположенных рядом пулеметных башен с пулеметами ДТ. Считалось, что такое расположение башенного вооружения обеспечит наибольший темп стрельбы с обоих бортов.

Для танка был разработан карбюраторный двигатель мощностью 91 л. с. с горизонтальным расположением цилиндров, размещенный в кормовой части машины. С такой силовой установкой танк мог развивать максимальную скорость до 30 км/ч, что для танка сопровождения пехоты, на роль которого предназначалась эта разработка, было по тем временам вполне достаточным,

13 февраля 1931 года, заслушав доклад И. А. Халепского, Реввоенсовет Постановил принять на вооружение танковых батальонов стрелковых дивизий легкие танки с индексом Т-26.

В начале 30-х годов ни в одной армии мира не имелось специальных противотанковых пушек, и поэтому танки одевали в противопульную броню. Т-26 имел бронирование: лоб, корма и борт — 15 мм, днище и крыша — 16 мм. Полный боевой вес с экипажем в три человека достигал 8,6 т.

В октябре 1931 года промышленность изготовила 17 танков Т-26, которые участвовали в ноябрьском параде на Красной площади, а всего до конца года было выпущено 120 двухбашенных танков.

Меньше чем через год после выпуска первого варианта советские конструкторы увеличили мощность вооружения своего танка. Не отказываясь от двухбашенной компоновки, они оснастили левую башню 37-мм орудием. Был также предусмотрен вариант с 12,7-мм пулеметом в левой башне. Однако двухбашенное расположение вооружения не позволяло сосредоточить огонь по одному борту. К тому же с установкой пушки появилась необходимость в заряжающем, но увеличить экипаж было нельзя из-за недостатка места.

При работе над модификацией 1933 года вернулись к классической схеме — однобашенный танк со спаренным вооружением. Танк получил цилиндрическую башню увеличенного размера, несколько смещенную на корпусе влево. В башне устанавливалось 45-мм орудие и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ДТ. Для внутренней, связи танк был оснащен переговорным устройством. Вскоре начался выпуск танков, снабженных коротковолновой радиостанцией. Она обеспечивала связь между экипажами при дальности до 15 км. Первоначально антенна в виде поручня устанавливалась на корпусе боевой машины. Позднее поручневую антенну стали размещать на башне.

Во второй половине 30-х годов значительное развитие получила противотанковая артиллерия. На вооружении западных армий появились противотанковые системы калибра 20,37 и даже 45 мм. Пора было подумать об усилении броневой защиты танка. Это стало ясно после опыта боёв в республиканской Испании.

«...Я имею все основания утверждать, что Советский Союз отправил в Испанию лучшее свое оружие. Что касается танков, то они по своим качествам превосходили германские и итальянские танки мятежников. В середине октября в республиканскую зону прибыли 50 советских танков. Уже 29 октября испанские танкисты, обученные советскими товарищами и сопровождаемые в бою храбрыми инструкторами, продемонстрировали полное превосходство над врагом и его техникой, нанеся ему тяжелые потери». Так писал о событиях 1936 года Энрике Листер, один из военных руководителей республиканских войск. Машина, о которой он писал, была Т-26. Но, несмотря на все превосходные качества нашего танка, вопрос об усилении броневой защиты не снимался. Простым утолщением броневых листов проблема не могла быть решена — ходовая часть ранее была рассчитана только на 8 т веса.

Модернизируя машину, конструкторы пошли на некоторое уменьшение размеров и укоротили танк. Это дало возможность несколько усилить лобовую броню башни, выкроить несколько сотен килограммов на увеличение боезапаса и топлива. Кроме того, были внесены изменения и в углы наклона броневых листов башни и подбашенной коробки, что увеличило рикошетирование снарядов. Эффективность вооружения повышалась применением для орудия и спаренного пулемета стабилизатора пинии прицеливания ТОС. В этой системе линия прицела наводится на цель и затем удерживается в данном положении гироскопом. Совершая колебания вместе с корпусом танка, ствол орудия в какой-то момент проходит через положение, соответствующее наведению на цель, контакты автоматически замыкаются — происходит выстрел. Точность стрельбы с ходу при этом значительно возрастала.

Учитывая, что танки предназначались для поддержки пехоты, в том числе и для боев в системе оборонительных сооружений противника, когда нападения можно ожидать с разных сторон, конструкторы дополнительно оснастили Т-26 1937 года пулеметом ДТ в кормовой нише башни. Для защиты от штурмовой и бомбардировочной авиации противника на башне танка устанавливался 12,7 или 7,62-мм пулемет на вертлюге, огонь из него вели при открытом люке.

Танки Т-26 всех модификаций участвовали в боях с Японией на Халхин-Голе, прорывали оборону белофиннов под Выборгом в 1940 году, первыми встретили удар гитлеровских бронированных полчищ на западных рубежах нашей Родины в 1941 году. В августе 1945 года в составе войск 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов действовали отдельные танковые батальоны Т-26, проходимость которых в условиях заболоченной местности оказалась весьма высокой благодаря небольшому собственному весу. К тому же по своим тактико-техническим свойствам они вполне успешно могли бороться и с бронированными средствами японцев.

В течение почти десятилетия, вплоть до конца 30-х годов, Т-26 наряду с танком БТ оставался основным танком Красной Армии. Т-26 уникальная машина не только по числу модификаций. База танка послужила для ряда экспериментов и при создании многих образцов боевой техники.

Так, в 1934 году на базе Т-26 был создан так называемый «артиллерийский танк» АТ-1 с 76-мм короткоствольной пушкой. Он предназначался для усиления огневой поддержки танков дальнего действия. Специалисты артиллерийского вооружения по программе «малый триплекс» создали на базе Т-26 три образца самоходных артустановок: СУ-5-1 — пушка калибра 76 мм, СУ-5-2 — 122-мм гаубица и СУ-5-3 — 152-мм мортира. На той же базе в середине 30-х годов была создана опытная самоходная 76-мм зенитная установка СУ-6 (1936 г.). Для артиллерии танк использовался без башни — ее заменили неподвижной рубкой. Эти тягачи могли буксировать даже орудия калибра 76 мм. В 1934 году в небольшом количестве вышел Т-26 с 76-мм орудием в серийной башне.



Вооруженцы меняли не только калибр орудия, но и метод поражения целей. К середине 30-х годов в серию был запущен огнеметный танк СТ-26. 360 литров запаса огнесмеси хватало на 70 выстрелов на дальность до 30 — 35 м.

Системы инженерной службы создали на базе Т-26 мостоукладчик СТ-26 и минный тральщик. С 1935 года проводились испытания машины на преодоление водных преград. С этой целью часть танков оснащалась металлическими поплавками для движения по воде. Для форсирования глубоких водных преград под водой был создан танк Т-26ПХ. Снабжение воздухом экипажа и двигателя в нем осуществлялось через воздухопитающую трубу, возвышающуюся над водой. В Ленинградском округе и на Дальнем Востоке экипажи боевых машин успешно освоили этот способ преодоления рек.

Т-26 выпускался до 1940 года. Именно эта боевая машина стала первой броней нашего Отечества в сорок первом.


Основные модификации:
T-26ПT — двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933 г.), выпущено 96 машин.

OT-26 (ХT-26) — химический (огнеметный) танк (1933-1934 гг.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

T-26ПT — с цилиндрической башней и радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-З) — (1933-1940 гг.). Выпущено 3938 машин.

T-26A (T-26-4) — артиллерийский танк (1933 г.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-26 и 2 пулемета ДТ.

СT-26 — саперный танк (мостоукладчик) (1933-1935 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущено 65 машин.

TT-26 — легкий химический (огнеметный) танк подавления, вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка.

TУ-26 — танк управления, вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 года и пулемет ДТ, выпущено 55 машин.

OT-130 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпускался серийно.

OT-131 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.

OT-132 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.

OT-133 — химический (огнеметный) танк (1939 г.). Вооружение: огнеметная установка и 2 пулемета ДТ, выпускался серийно.

OT-134 — химический (огнеметный) танк (1940 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 г., 2 пулемета ДТ и огнеметная установка, выпущен опытный образец. Всего было выпущено 1336 огнеметных танков.
0
3038
22 февраля 2007
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Танк Т-99Танк Т-99

Танк Т-99, или Type-99, или ZTZ-99 - основной боевой танк Китайской народно-совободительной армии третьего поколения. По тактико-техническим характери...

Танк на воздушной подушкеТанк на воздушной подушке

Работы по созданию танка на воздушной подушке были начаты в СССР еще в 1930-х года прошлого века. Примечательно, что проект был начат именно авиационн...

Пейнтбол танкПейнтбол танк

Paintball Panzer — танк для пейнтбола от компании Funtrak Ltd.Одноместный танк оснащен пушкой, стреляющей шариками с краской. Танки делаются на заказ...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Вторник, 06 Декабря
USD 1.9696
EUR 2.1197
RUB 0.0308
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...