Египетские боги и маленькие серые человечки, параллельные измерения, современность и путешествия на другие планеты — на первый взгляд кажется, что эти вещи несовместимы между собой, и если их смешать, получится нечто маловразумительное. Однако именно из этих элементов Дин Девлин и Роланд Эммерих создали удивительный и захватывающий мир, новые истории о котором появляются и по сей день.' />

Вселенная «Звездных врат»

Запечатанные и похороненные на все времена, лежат врата в будущее человечества.
Один из слоганов фильма «Звездные врата»

Вселенная «Звездных врат»

Название мира: «Звездные врата»
Возникновение: 1994 год
Создатели: Дин Девлин и Роланд Эммерих
Происхождение: Кинофильм
Воплощения: Телесериалы, литература, комиксы, компьютерные игры, ККИ

Вселенная «Звездных врат»
В Египте находят погребенные в песке звездные врата

Врата в действии

Вселенная «Звездных врат» отсчитывает свою историю с 1994 года, когда на экраны вышел одноименный кинофильм по сценарию Дина Девлина и Роланда Эммериха. Сюжет картины разворачивался вокруг звездных врат — древнего артефакта, обнаруженного при раскопках в Египте. Этот портал был способен за считанные секунды переместить человека (или иное живое существо) на другую планету, которая могла находиться за миллионы световых лет от пункта отправления. После того как египтолог Дэниел Джексон (Джеймс Спейдер) разгадал секрет использования этого устройства, американское правительство отправило на далекую планету Абидос команду во главе с полковником Джеком О’Нилом (Курт Рассел). Основной задачей этой операции стало выяснить, нет ли по ту сторону врат угрозы для Земли. На Абидосе земляне обнаруживают древнеегипетского бога Ра, который, узнав, что врата снова заработали, решает уничтожить колыбель человечества...

Джексон и О’Нил — киновариант

Сюжет и идеи кинофильма были слишком масштабными, чтобы ограничиваться одной картиной. Девлин и Эммерих не смогли заняться продолжением оригинальной киноленты (у них на очереди был культовый «День независимости»), и компания Metro-Goldwyn-Mayer решила перенести историю звездных врат на телевизионные экраны. Телешоу сильно расширили оригинальную вселенную: появились новые расы, планеты, технологии, враги.

Вселенная «Звездных врат»
Полковник О’Нилл в исполнении Ричарда Дина Андерсона (телесериал «Звездные врата: ЗВ-1»)

Сериал «Звездные врата: ЗВ-1» стал самым долгоиграющим фантастическим шоу на американском телевидении (и вторым в мире после британского «Доктора Кто»). Главный козырь этой вселенной — удачное совмещение нашего времени и историй об исследовании далеких планет. Герои сериала не какие-нибудь космодесантники из далекого будущего, экипированные бластерами и другими образчиками высоких технологий, а наши с вами современники, которым пришлось столкнуться с превосходящим как по численности, так и по развитию врагом. Персонажи так же, как и зритель, впервые попадают на новые миры и встречаются с иными цивилизациями. Добавьте к этому уместный юмор, самоиронию, многочисленные отсылки к мифологии — египетской, кельтской, легендам о Мерлине и короле Артуре, — и поймете, почему этот мир так полюбился и рядовому телезрителю, и фанату космических приключений.

«Звездные врата: ЗВ-1» - Stargate: SG-1

Формат: 214-серийный телесериал (10 сезонов, 1997—2007)
Создатели: Джонотан Гласснер и Брэд Райт
В ролях: Ричард Дин Андерсон, Майкл Шэнкс, Аманда Тэппинг, Кристофер Джадж, Дон С. Дэвис, Бэн Броудер, Клаудиа Блэк, Бью Бриджес
Официальный сайт: stargate.mgm.com/sg1
Премьера первого эпизода под названием «Дети богов» состоялась в июле 1997-го на телеканале Showtime. Из главных героев кинофильма в сериал перекочевали Джек О’Нилл и Дэниел Джексон, роли которых исполнили другие актеры. «ЗВ-1» быстро завоевал невиданную популярность: несмотря на то, что его пытались закончить на пятом (затем — шестом, седьмом и восьмом) сезоне, неизменно высокие рейтинги заставляли авторов продолжать шоу на следующий год.

«Звездные врата: Атлантида» - Stargate: Atlantis
Формат: 80-серийный телесериал (4 сезона, 2004—2008)
Создатели: Брэд Райт и Роберт Купер
В ролях: Джо Флениган, Тори Хигинсон, Дэвид Хьюлет, Джейсон Момоа, Рэйчел Латрел, Пол Макджиллион, Митч Пиледжи, Аманда Тэппинг
Официальные сайты: scifi.com/atlantis, stargate.mgm.com/atlantis
Этот спин-офф оригинального сериала стартовал в июле 2004 года на телеканале Sci Fi. Чтобы подготовить зрителя к новому телешоу, финал седьмого сезона «ЗВ-1» был снят как своеобразный мост между двумя историями. В марте 2008-го заканчивается 4 сезон «Атлантиды», а этой осенью стартует пятый.

Расы и цивилизации

Остановив Ра, полковник О’Нилл со своей командой благополучно вернулся домой, доктор Джексон остался на Абидосе, взяв в супруги женщину из местного племени, а звездные врата были заблокированы. Казалось, Земле больше ничто не угрожает.

«ЗВ-1» выполняет очередную миссию

Апофис — главный противник «ЗВ-1» в первых сезонах

Однако устройство на Абидосе не было единственным: звездные врата установлены на множестве планет по всей галактике. Эти миры находятся под контролем гоа’улдов — паразитических существ, которые вселяются в тела людей и полностью подчиняют их своей воле. Ра был всего лишь одним из гоа’улдов — и далеко не последним представителем своей расы, как предполагал доктор Джексон. Эти создания, объявив себя богами, порабощали людей и перевозили их на далекие планеты, где те должны были трудиться на благо новых хозяев. Для достижения своих целей гоа’улды использовали продвинутые технологии, которые люди принимали за божественную магию. Наиболее могущественные представители расы стали известны как Системные Владыки. Такие гоа’улды правили несколькими планетами, обладали могучим космическим флотом и огромной армией.

Внешне гоа’улды напоминают маленьких змей — облик, мало подходящий для завоевания галактики. Первыми «носителями» гоа’улдов стала раса унас — соседи змеек-паразитов по родной планете. Позже, когда Системный Владыка Ра обнаружил Землю, гоа’улды решили впредь вселяться в более удобные и надежные человеческие тела. Опознать «зараженного» гоа’улдом человека можно по изменению тембра голоса и светящимся глазам.

Вселенная «Звездных врат»
Тил’к — первый джаффа, перешедший на сторону землян

Вселенная «Звездных врат»
Нет, это не «Секретные материалы». Это асгарды — одна из древних рас во вселенной «Звездных врат»

В галактике обитает огромное количество различных разумных видов. Некоторые из них — потомки когда-то вывезенных с Земли людей, но есть и настоящие инопланетяне. Например, асгарды — высокоразвитая раса «маленьких серых человечков», ставшая впоследствии союзниками землян. Или ноксы — мирная гуманоидная раса, представители которой умеют скрывать от постороннего взгляда большие предметы, делая их невидимыми, а также обладают невероятным целительским даром. Ноксы выступают против насилия в любой форме и наряду с асгардами входили в древний альянс четырех могущественных рас.

Из дальних потомков порабощенных землян особо следует упомянуть расу джаффа. Гоа’улды генетически модифицировали этих существ, чтобы те стали инкубаторами для их личинок. Достигнув определенного возраста, джаффа могут существовать только при наличии личинки гоа’улда, которая дает им крепкое здоровье и долгую жизнь. Еще одна примечательная раса — ток’ра. Они принадлежат к тому же биологическому виду, что и гоа’улды, но в отличие от последних, не подавляют сознание людей, в которых вселяются, а сосуществуют с ними в качестве симбионта.

Вселенная «Звездных врат»
Курильщик... то есть жрец орай

Гоа’улды — не единственные враги, угрожавшие нашей планете. Люди столкнулись и с ужасными репликаторами — механической расой самовоспроизводящихся машин. Эти существа, несущие угрозу всему живому во вселенной, оказались еще опаснее самих Системных Владык. А после репликаторов возникла угроза в лице орай — расы, возвысившейся до нового уровня бытия. Орай создали собственную религию под названием Исток и при помощи верных жрецов и воинов заставляли другие народы поклоняться им как богам. А тех, кто отказывался преклонить колени, подвергали полному уничтожению.

Рейфы — самый страшный враг в галактике Пегас

Когда в Антарктиде люди обнаружили аванпост расы Древних, началось исследование новой галактики — Пегас. Именно туда, на планету Лантеа, Древние перенесли свой великий город Атлантиду, построенный несколько миллионов лет назад. В галактике Пегас они начали создавать новую сеть звездных врат и заселять планеты разумной жизнью. Командование программы «Звездные врата» решило послать международную экспедицию из ученых и военных, чтобы изучить как давно покинутый город, так и новые планеты в незнакомой галактике.

К сожалению, новые миры приносят не только доселе неизвестные технологии, но и новых врагов. В галактике Пегас это рейфы — очень могущественная раса, которая перемещается на огромных кораблях-ульях и наводит ужас на местные поселения. Они, словно вампиры, высасывают жизненную энергию из попавших к ним в плен людей.

Вселенная «Звездных врат»

Многие из миров галактики Пегас живут в вечном страхе от одного до другого нашествия рейфов и никак не пытаются бороться с агрессорами. Другие ведут исследования с целью найти способ одолеть неистребимого врага. К таким можно отнести дженаев — один из самых технологически развитых народов галактики Пегас. Понимая, что их технологии достигли того уровня, который рейфы сочтут за угрозу, они решили спрятать все свои достижения в огромных подземных бункерах. Именно там этот милитаристский народ ведет все свои исследования, а на поверхности предстает безобидными фермерами. Еще одна продвинутая цивилизация галактики Пегас — население планеты Хофф. Уже несколько поколений здесь пытаются создать вакцину, которая сделала бы людей «несъедобными» для рейфов. В стремлении истребить врага жители Хоффа готовы рискнуть даже собственной безопасностью.

Избороздив вдоль и поперек две галактики, земляне встретили немало рас и цивилизаций. Можно смело утверждать, что впереди еще будет не одна встреча с новыми культурами и народами.

Технологии и изобретения

Одной из причин популярности «Звездных врат» стала необычайная «технологическая оснащенность» вселенной. Фигурирующие здесь устройства и изобретения столь многообразны, что их подробное рассмотрение заслуживает отдельной статьи. Поэтому расскажем лишь о самых важных «гаджетах» — начиная, разумеется, с самого главного.

Формирование червоточины

Звездные врата представляют собой огромное кольцо, сделанное из неизвестного землянам материала, похожего на камень. Чтобы открыть проход к вратам на другой планете, необходимо набрать адрес пункта назначения на специальном устройстве, которое обычно находится рядом с вратами. К сожалению, земные врата были лишены такого «телефона», поэтому людям пришлось придумывать альтернативный способ набора. Номер состоит из семи символов («шевронов») на звездных вратах, шесть из которых нужны, чтобы определить местоположение других врат, а седьмой шеврон указывает точку отсчета. Когда адрес определен, врата создают червоточину, через которую можно попасть в другой мир. Переброска существ и предметов на громадные расстояния требует колоссальной энергии, источником которой, как правило, служит «телефон домой». Однако даже если врата «обесточены», они могут выступить в роли принимающей стороны: в таком случае их обеспечат энергией те врата, с которых набирают адрес. Помимо планетарных звездных врат, существуют и орбитальные, которые находятся в космосе и используются для быстрого перемещения звездолетов.

Вселенная «Звездных врат»
«Телефон домой» — устройство для набора адреса на звездных вратах

Поскольку гоа’улды — одна из самых развитых рас в нашей галактике, нет ничего удивительного в том, что большинство супер-изобретений принадлежит именно им. Помимо самого совершенного оружия, они обладают также силовыми щитами, которые защищают их от нападений. А если ему все-таки причинят вред, гоа’улд может воспользоваться саркофагом, который исцеляет практически от любых болезней и ран. Еще одно важное устройство гоа’улдов — кольцевые транспортаторы, которые служат, например, для перемещений с корабля на планету. Транспортаторы состоят из пяти колец, которые появляются над поверхностью и переносят то, что окажется в поле их действия, в другое место.

Среди других важных изобретений стоит отметить модули нулевой точки — наиболее совершенный источник энергии. Эти супербатарейки, созданные еще Древними, служат для энергоснабжения их городов и аванпостов. Эффективность МНТ несопоставима с каким-либо другим энергоисточником, известным земной науке.

Уникальными технологиями обладают также и асгарды, опередившие в технологическом развитии не только землян, но и самых гоа’улдов. Например, их технология телепортации намного совершеннее и позволяет мгновенно перемещаться на огромные расстояния. В отличие от кольцевого транспортера гоа’улдов, лучевая телепортация асгардов не требует наличия каких-либо платформ и позволяет переместиться в любую точку. Так как асгарды не могут воспроизводиться половым путем, они очень сильно продвинулись в технологии клонирования. А при помощи технологии переноса сознания асгард может переместить собственное сознание в новое тело.

Великолепный город Древних

Новые технологические секреты таила и галактика Пегас, куда люди добрались в сериале «Звездные врата: Атлантида». Штаб-квартира экспедиции была развернута в Атлантиде, знаменитом городе Древних. Это не только неисчерпаемый кладезь изобретений и устройств, намного опережающих все земные достижения, но и сам по себе образчик высочайших технологий. Атлантида снабжена защитным полем, которое помогает оборонять его от незваных гостей, а также невероятно мощными дистанционно управляемыми снарядами. За раз можно запустить более тысячи таких снарядов. Кроме того, в Атлантиде имеется ангар с паддл-джамперами — небольшими космическими кораблями Древних. Они настолько маленькие, что их можно использовать даже для прохода через звездные врата. Но, несмотря на размер, эти машины весьма ценны: многие народы готовы пойти на все, только бы завладеть одной из них. Паддл-джамперы способны не только летать в космосе, но и погружаться под воду. Они также оснащены специальной системой невидимости, что позволяет им приближаться вплотную даже к кораблям рейфов.

Герои выбираются из паддл-джампера

Вселенная «Звездных врат»
Шеппард учится управлять «летающей игрушкой» рейфов.

А самое удивительное в этом городе Древних — то, что он также является и огромнейшим космическим кораблем. Это позволяет в экстренных случаях переместить Атлантиду на другую планету. Во время космического перелета вышеупомянутое энергетическое поле удерживает вокруг города атмосферу. А в главном зале корабля-города имеются собственные звездные врата.

Разумеется, для работы всех этих многочисленных устройств Атлантиде требуется громадное количество энергии. Как и большинство разработок Древних, город питается от модулей нулевой точки, которые, несмотря на высочайшую эффективность, рано или поздно исчерпывают ресурс. Поэтому поиски новых МНТ стали для команды Атлантиды проблемой первоочередной важности.

Это интересно

• Алексис Круз, исполнитель роли Скаара, — единственный актер, сыгравший свою роль как в кинофильме 1994 года, так и в сериале «Звездные врата: ЗВ-1».
• Написание имен некоторых персонажей в фильме и сериале немного отличаются. Например, фамилия Джека О’Нила в сериале пишется с двумя «л», а имя жены Джексона звучит как Ша’рэ (в киноленте — Ша’ури). В фильме погибшего сына Джека зовут Тайлер, а в сериале — Чарли.
• В фильме планета Абидос находится за миллионы световых лет от Земли в совершенно другой галактике. Согласно телевизионному продолжению, Абидос — самая близкая к нам планета со звездными вратами, расположенная в нашей галактике.

Команда «ЗВ-1»

Вселенная «Звездных врат»Вселенная «Звездных врат»События оригинального кинофильма повлекли за собой запуск земной программы «Звездные врата», которая занимается внеземными исследованиями. Команда «ЗВ-1» — главная боевая и научная единица командования программы. В обязанности членов «ЗВ-1» входит установление дипломатических отношений с другими мирами и поиск новых технологий. Ну и, конечно же, на их плечах лежит спасение мира.

Джонатан «Джек» О’Нилл (Ричард Дин Андерсон) на протяжении семи лет возглавлял «ЗВ-1», выполняя миссии по всей галактике и бесчисленное количество раз спасая Землю. Позже был назначен главой командования программы «Звездные врата», а затем повышен в звании до генерал-майора.
Дэниел Джексон (Майкл Шэнкс) — археолог и лингвист, умеющий говорить на более чем 20 языках. Правда, в галактике почти все свободно понимают английский, так что свои познания доктору Джексону приходится использовать не так уж часто.
Саманта Картер (Аманда Тэппинг) — гениальный астрофизик и эксперт по звездным вратам. Ее знания не раз спасали команду из безвыходных ситуаций. Кроме того, Саманта прирожденный боец.
Тил’к (Кристофер Джадж) — могучий воин народа джаффа, которые верно служили гоа’улдам. Присоединился к «ЗВ-1» в надежде, что земляне смогут помочь освободить его народ от власти Системных Владык.
Камерон Митчел (Бэн Броудер) пришел на замену О’Ниллу, когда тот оставил оперативную службу. Непревзойденный пилот, обладающий феноменальной памятью.
Вала Мал Доран (Клаудиа Блэк) — самый новый член команды. Эта бывшая воровка некогда была носительницей симбионта гоа’улдов.

Команда Атлантиды

Вселенная «Звездных врат»Джон Шеппард (Джо Флениган) — офицер ВВС США, отличный пилот, у которого бывают небольшие проблемы с дисциплиной.
Стивен Колдвелл (Митч Пиледжи) командует боевым крейсером «Дедал», который служит как для обороны Атлантиды, так и альтернативным средством возвращения на Землю.
Ронон Декс (Джейсон Момоа) — солдат с разрушенной рейфами планеты Сатеда. Когда команда Атлантиды помогла ему, этот могучий воин решил сражаться против врага вместе с землянами.
Тэйла Эммаган (Рэйчел Латтрелл) — представитель расы атозианцев, решившая остаться на Атлантиде, так как здесь у нее больше шансов помочь своему народу.
Карсон Беккет (Пол Макджиллион) — начальник медицинской службы Атлантиды, очень добрый и мягкий человек. Один из обладателей редкого гена Древних.
Родни Маккей (Дэвид Хьюлет) — настоящий гений, блестящий астрофизик и один из лучших экспертов по звездным вратам. Без него Атлантиде пришлось бы туго.
Элизабет Вейр (Тори Хигинсон) — руководитель экспедиции на Атлантиду в галактике Пегас. Именно на плечах доктора Вейр лежит управление городом и принятие важных решений.

За более чем десятилетнюю историю существования вселенная «Звездных врат» расширилась во многих направлениях. Вышло два сериала, несколько фильмов, публикуются книги и комиксы, разрабатывается компьютерная игра, даже снят мультсериал под названием «Звездные врата: Бесконечность» (Stargate: Infinity).

Автор: Александр Натаров