РЕКЛАМА

Загрузка...

На любую броню найдется своя пуля, а на любой снаряд – своя броня



– Леонид Аркадьевич, мне уже не раз доводилось писать о разработках НТК «Институт монокристаллов» НАН Украины, в которых используется искусственный сапфир. Это особо стойкая химическая посуда, скальпели, имплантаты для медицины, подложки для светодиодов… Как появилась идея изготавливать из драгоценного камня броню? – спрашиваю начальника отдела монокристаллов корунда Леонида Литвинова.' />

Сапфир против бронебойной пули – кто кого?

Сапфир против бронебойной пули – кто кого?

Группа ученых из Украины, России, Чехии и Словакии работает над созданием «легкой прозрачной брони» на основе искусственного сапфира. Новый материал предполагается использовать в транспортных средствах повышенной защищенности вместо бронированного стекла. При меньшей толщине и меньшем весе прозрачная броня на основе сапфира будет обладать более высокими техническими характеристиками. Проект, который должен быть завершен весной 2009 года, финансируется в рамках программы НАТО «Наука во имя мира».
Сапфир против бронебойной пули – кто кого?
На любую броню найдется своя пуля, а на любой снаряд – своя броня



– Леонид Аркадьевич, мне уже не раз доводилось писать о разработках НТК «Институт монокристаллов» НАН Украины, в которых используется искусственный сапфир. Это особо стойкая химическая посуда, скальпели, имплантаты для медицины, подложки для светодиодов… Как появилась идея изготавливать из драгоценного камня броню? – спрашиваю начальника отдела монокристаллов корунда Леонида Литвинова.

– Человек изобрел броню вслед за оружием – ответом на стрелу, удар меча или копья стали кольчуга, латы, шлем. Потом появилось огнестрельное оружие, и требования к прочности брони резко возросли. По сути, прогресс в области военных технологий является своего рода соревнованием между оружием и защитой от него. Броня из металлов и сплавов, керамики и композитов используется сейчас, в частности, в летательных аппаратах, автомобилях, судах, танках, БТР, плавательных средствах и, конечно, для индивидуальной защиты тела. И везде есть окна, которые должны обеспечивать обзор находящимся внутри людям. Существующие бронестекла в этом плане себя уже исчерпали. В принципе улучшить их механическую прочность можно, но для этого нужно наращивать толщину, а она уже и так достигла предела – 100 миллиметров. Квадратный метр такого стекла весит около 80 килограммов. Даже не каждый автомобиль способен нести такие бронированные стекла, не говоря уже о защитном шлеме для спецназовца.


Вот и появилась идея – на основе сапфира сделать стеклопакет, состоящий из трех прозрачных материалов, каждый из которых выполняет свою определенную функцию. В этом проекте, помимо НТК «Институт монокристаллов», участвуют еще три организации. Это Физико-технический институт имени Иоффе в Санкт-Петербурге, где работают высокого класса баллистики, Институт неорганической химии в Словении, известный своими разработками стекла, и компания Saint Gobain Advanced Ceramics в Чехии, где разрабатывают пластмассовую подложку и методику сборки стеклопакета.


– Что представляет собой стеклопакет?


– Первый, наружный слой, встречный по отношению к пуле, – это специальный упрочненный сапфир. Его функция – превратить конусную пулю в цилиндрическую, то есть сплющить ее кончик. И мы этого добились. Чтобы максимально упрочнить сапфир, специалисты института воздействовали на выращиваемый кристалл различными физическими и химическими методами. Например, меняли кристаллографические характеристики, насыщая сапфир различными связями, которые не влияют на оптику, но увеличивают прочность камня. Наш стеклопакет будет немного дороже 100-миллиметрового бронестекла, зато в три раза тоньше, причем сам сапфир имеет толщину всего семь миллиметров. Все разработанные в НТК технологии упрочнения сапфира защищены патентами.


Кстати сказать, первые испытания сапфировой брони проводились с санкций СБУ собственными силами в Харькове. Сотрудники спецслужб расстреливали пластины из автомата Калашникова. Сегодня «расстрелы» проходят в российской лаборатории, где умеют фотографировать в рентгеновских лучах пулю, летящую со скоростью 950 мет-ров в секунду, а также процессы, которые происходят при ее попадании в цель.


А когда пуля после встречи с монокристаллом становится цилиндрической, кинетическую энергию поглощает следующий слой – стекло. Потом идет тонкий слой эластичной прозрачной пластмассы, который убережет человека от осколков. Даже если выстрел будет произведен бронебойным оружием с близкого расстояния, пуля сквозь такой «сэндвич» не проникнет, в месте попадания появятся трещины – вот и все. Если попадание будет прямым, последний, пластмассовый слой может слегка выгнуться. Хочу напомнить, что сейчас террористы, спецназовцы и снайперы вооружены винтовками с бронебойными пулями.


– На каких основах харьковчане сотрудничают с НАТО?


– В 2006 году мы получили грант этой организации на три года как участники научного коллектива, в котором есть специалисты из стран-членов НАТО – Чехии и Словении. В результате коллектив разработчиков должен будет предъявить этой организации стеклопакет целиком как изделие с брендовым названием «легкая прозрачная броня». В отличие от большинства подобных ноу-хау эта работа никогда не будет закончена, уже разрабатываются пули с более твердым наконечником, которые гораздо мощнее обычных бронебойных.


– Благодаря целому набору качеств – чистоте, твердости, высокой температуре плавления, коррозионной и радиационной стойкости, биоинертности – сапфир оказался «мастером на все руки». Можно ли ожидать, что этот драгоценный камень «освоит» новые области применения?


– Сапфир обладает уникальной сочетаемостью востребованных в высоких технологиях свойств (которые до конца пока не изучены). И в этом смысле вряд ли его что-то заменит. Более того, с каждым годом область применения этих кристаллов расширяется. Они работают сегодня и в космосе, например, защищают пластины солнечных батарей космических аппаратов от метеоритного дождя, и в быту – японцы делают очки с сапфировыми стеклами, которые не царапаются и к тому же тоньше и легче стеклянных.


Институт монокристаллов работает с этим камнем несколько десятков лет и сейчас владеет самым большим в Европе производством крупных кристаллов сапфира. Недавно мы издали единственную в мире «Энциклопедию сапфира». Ее 500 страниц содержат наиболее полный свод сведений о получении и применении искусственных сапфиров, о возможностях целенаправленно изменять их свойства. Сейчас к изданию готовится следующее издание на английском языке, которое расскажет о применении сапфира в науке и технологии – в число соавторов вошли ученые США и Израиля. Но я уверен, что возможности этого кристалла далеко не исчерпаны.


– А природные сапфиры имеют еще какое-то значение?


– Да, в производстве ювелирных изделий. Покупательницам хочется, чтобы кристалл был природным. Но искусственный сапфир нетрудно подделать под натуральный. Для этого достаточно при его выращивании добавить соответствующие примеси, например, железа, которое обычно присутствует в природном сапфире, но не используется при выращивании искусственных, поскольку ухудшает их свойства. Мы можем не только имитировать натуральный сапфир, но и вырастить такой, которого в природе не существует. Спектр искусственных кристаллов гораздо шире, чем в природе.


Помимо военного транспорта, пуленепробиваемыми стеклами снабжаются сейчас значительное число автомобилей VIP-класса. Сильные мира сего готовы выложить за понравившуюся модель авто кругленькую сумму при условии, что им будет обеспечена надежная защита. В Украине потенциальный покупатель может как выбрать собранный на заводе бронированный автомобиль, так и приобрести любую понравившуюся модель и потом оснастить ее броней. Понятно, что за безопасность приходится платить в несколько раз больше стандартной цены. Существует несколько классов международного уровня бронирования – от самого низкого Б2 до высшего Б7. Так, уровень Б4 говорит о том, что водитель и пассажиры будут надежно защищены от выстрела из револьвера или другого легкого ручного оружия.


Наверное, самой знаменитой бронированной автомашиной можно назвать «папамобиль» Папы Римского Иоанна Павла II. Специально к его визиту в Великобританию компания British Leyland построила две машины. На одной из них Папа проехал от Глазго до Эдинбурга, где отслужил мессу для 300 тысяч человек, а на другой – разъезжал по Англии. Каждый из «папамобилей» весил 24 тонны и мог выдержать даже взрыв заложенной на дороге бомбы.
0
1894
7 августа 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
На Украине вырастили самый большой сапфирНа Украине вырастили самый большой сапфир

Сапфир размером 800х350х50 мм и весом 45 кг вырастили специалисты Института монокристаллов Национальной академии наук Украины и государственное предпр...

Британцы объявили о создании сверхпрочной брониБританцы объявили о создании сверхпрочной брони

Ученые военного ведомства Великобритании объявили о разработке сверхпрочной брони для армейских транспортных средств, сообщает BBC News. Новая броня,...

Созданы осветительные панели на основе органических светодиодовСозданы осветительные панели на основе органических светодиодов

Органические светодиоды (Organic Light Emitting Device -OLED) представляют собой тонкие пленки органического материала, играющего роль полупроводника,...

Motorola AURA от Louis VuittonMotorola AURA от Louis Vuitton

Бренд Louis Vuitton известен своей продукцией класса \"люкс\" среди модников всех стран и народностей. Одежду и аксессуары бренда носят многие знамени...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Пятница, 20 Января
USD 1.9423
EUR 2.0754
RUB 0.0326
Pipka2012 15 минут назад на ональнере шикарная девочка ныряет pupsla 16 минут назад
Цитата: glum
И почему это были не белые?


Потому что белые ссутся от страха?
Tatur 16 минут назад
Цитата: SabakaZ
Чот не могу вспомнить. В наших атобусах тоже есть подобный поручень у места для колясок как на фото? Вроде нема

тоже не припомню поручней не в автобусе, да и в троллейбусе, так что вполне должны поместится, тем более что как-то видел двух мамаш с колясками
softaypyshka 16 минут назад SabakaZ,
недавно на онлинере была статья, колясочникам там только, с коляской можно но за доп оплату!
Pipka2012 17 минут назад Надо не выёпываться на СМИ а побыраму всё делать ... показуха какая-то. Как будто русские там сидеть сложа руки будут .... тоже технику перекинут. И дальше что ? m4yyy 20 минут назад
Цитата: Прокуратор Иудеи
Где вы там уши увидели?

На первой мочки нормальные, на 3ей сросшиеся
SabakaZ 31 минут назад Чот не могу вспомнить. В наших атобусах тоже есть подобный поручень у места для колясок как на фото? Вроде нема. Тогда в наших атобусах вполне свободно может уместиться и коляска перпендикулярно и инвалид рядышком. Места эти довольно длинные же вроде. SabakaZ 34 минут назад
Цитата: seregas
Слева посередине
От тебя, Сирожа, это звучит особенно доставляюще.
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...