Кроме того, европейские эксперты говорят, что одновременно с обнаружением ранее неизвестного кластера-гиганта, получены неопровержимые доказательства существования темной энергии.' />

Астрономы увидели самый большой галактический кластер

Астрономы увидели самый большой галактический кластерВ Европейском космическом агентстве сообщили о том, что космический аппарат XMM-Newton, работающий в рентгеновском диапазоне, обнаружил самый крупный из всех галактических кластеров, известных на сегодняшний день. Кластер находится в дальней Вселенной, а галактики в нем настолько велики, что безошибочно оценить их размер можно только с очень большого расстояния.
Новый кластер получил классификационный номер 2XMM J083026+524133 и по предварительным оценкам его масса примерно в 1000 раз больше массы нашей галактики Млечный путь. Астрономы говорят, что большая часть кластера состоит из раскаленных газовых облаков, температура которых превышает 10 млн градусов по Цельсию.
Кластер был обнаружен во время того, как XMM-Newton исследовал несколько нетипичных звездных объектов, которые, как выяснилось позже, входят в состав 2XMM J083026+524133. Георг Лемер, астрофизик из Потсдамского института (Германия) и группа его коллег обнаружили гигантский кластер на основе 3500 индивидуальных наблюдений, выполненных при помощи камеры EPIC космического аппарата XMM-Newton.
На сегодняшний день кластер был изучен и двумя наземными телескопами - аппаратом Sload Digital Sky Survey, а также крупнейшим оптическим телескопом Large Binocular Telescope в американском штате Аризона. Во всех случаях ученые пришли к выводу, что кластер является чрезвычайно ярким, даже по меркам ранней Вселенной.
Расстояние до 2XMM J083026+524133 составляет около 7,7 млрд световых лет, а его конфигурация такова, что вокруг него на миллионы световых лет нет ничего.
"Такие массивные галактические кластеры являются чрезвычайно редкими объектами, даже в ранней Вселенной. На их базе можно проверять многие космологические теории. Можно с уверенностью говорить, что наличие таких гигантских объектов подтверждает гипотезу о наличии темной энергии", - рассказывает Лемер.
Современная наука пока не располагает точной дефиницией того, что такое темная энергия, очевидно лишь одно - именно она ответственна за расширение галактики, а также за поддержание очень крупных космических объектов - галактик и кластеров. "Факт существования столь огромного кластера можно объяснить только наличием в нем темной энергии", - говорит Лемер.
27 августа 2008