До сих пор ученые не могли прийти к единому мнению относительно того, как звезды могут рождаться и развиваться в столь экстремальных условиях. Молекулярные облака, из которых они обыкновенно и появляются на свет, под колоссальным воздействием гравитации должны распадаться на множество составных частиц. Но, как выяснили ученые, "родителями" звезд могут быть и эллиптические диски - останки гигантских газовых облаков, разорванных надвое и натрое после встречи с черными дырами.' />

Компьютер помог ученым понять, как у черных дыр рождаются звезды

Компьютер помог ученым понять, как у черных дыр рождаются звездыАстрономы разгадали еще одну космическую загадку. В научном журнале Science исследователи из британского университета Сент Эндрюс опубликовали статью, в которой обосновывается теория формирования звезд в непосредственной близости от черных дыр.

Данное открытие учёные сделали, когда создали компьютерную модель того, как гигантское газовое облако всасывается в черную дыру - примерно так же, как вода, уходящая спиралью в сливное отверстие ванны. Симуляции демонстрировали поведение двух отдельных газовых облаков, направляющихся к черной дыре. Их масса в 100 тыс. раз превышала массу Солнца. Облака, направляющиеся к черным дырам, разрывались мощнейшим гравитационным притяжением. В результате, огибая черную дыру, они принимали форму спиралей. Эта форма образовывалась неслучайно. Спираль позволяет отнимать энергию движения у газа, проходящего близко к черной дыре, и передавать ее газу, находящемуся далеко от нее. Подобный процесс приводил к тому, что в черную дыру затягивалась лишь часть облака.

«Эти моделирования показывают, что молодые звезды могут появляться в окрестностях сверхмассивных черных дыр, если в достатке имеются гигантские облака газа, поступающего из более отдаленных районов галактики», - объясняет один из авторов открытия, профессор Иэн Боннелл из университета Сент-Эндрюс в Шотландии.

Выводы, озвученные учеными, подтверждают наблюдения за Галактикой: так, в Млечном пути была обнаружена черная дыра, окруженная гигантскими звездами с необычными орбитами. "Звезды, которые сегодня находятся вокруг сверхмассивной черной дыры, имеют относительно короткий жизненный цикл, около 10 миллионов лет, из чего можно предположить, что этот процесс, вероятно, повторяется", - докладывает профессор Боннелл.

Заметим, что это - не первое открытие, связанное с тайной черных дыр. Так, три года назад благодаря компьютерному моделированию ученые доказали, что черные дыры средних размеров могут формироваться в плотных звездных скоплениях. «Именно в плотных звездных скоплениях высока вероятность столкновений звезд», - объясняет Саймон Цварт, профессор Амстердамского университета, один из авторов исследования.

Созданная компьютерная модель показывала столкновение двух крупных звезд, что приводило к формированию одной сверхмассивной звезды, притягивающей и поглощающей соседние. Этот процесс происходил до тех пор, пока не образовывалась черная дыра. В этом году американским ученым удалось, используя все известные человечеству телескопы, засечь момент выпуска черной дырой потока частиц. Но, несмотря на многочисленные открытия, ученые по-прежнему далеки от понимания процессов, происходящих внутри черной дыры. И, как бы ни развивался технический прогресс, проникнуть в ее сердцевину человеку не под силу.
28 августа 2008