Телескоп "Хаббл" в настоящее время является совместным проектом НАСА и Европейского космического агентства.

"Темная материя", или "скрытая масса" - часть вещества Вселенной, которая не испускает никакого излучения, и может обнаруживаться только благодаря гравитационным эффектам. Только присутствие скрытой массы может объяснить многие наблюдаемые особенности движения галактик.' />

Столкновение скоплений галактик помогло "увидеть" "темную материю"

Столкновение скоплений галактик помогло "увидеть" "темную материю"Столкновение двух гигантских скоплений галактик, последствия которого удалось увидеть астрономам с помощью орбитальных телескопов "Хаббл" и "Чандра", отделило обычную материю от "темной" и позволило ученым лучше понять ее свойства, говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте "Хаббла".

Скопление галактик, известное под индексом MACSJ0025.4-1222, образовалось в результате столкновения двух скоплений галактик, масса каждого из которых составляла тысячи триллионов масс солнца. Когда два скопления сливались на скорость около миллионов километров в час, молекулы горячего газа двух скоплений сталкивались и замедлялись, но "темная материя" свободно проходила насквозь, как в сепараторе отделяясь от "обычной".

Изображения в видимом диапазоне, полученные с "Хаббла", помогли астрономам получить общее распределение масс - и темной, и обычной материи - и создать карту распределения темной материи, используя также эффект гравитационного линзирования.

В свою очередь, данные с рентгеновского телескопа "Чандра" позволили получить точную карту обычной материи, большая часть которой - горячий газ, который излучает в рентгеновском диапазоне.

Результаты исследования, авторами которого стали ученые из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре и Стенфордского университета, будут опубликованы в Astrophysical Journal.
28 августа 2008