Как сообщает пресс-служба ЦЕРНа (Европейской организации ядерных исследований, в рамках которой осуществляется проект создания коллайдера), в пятницу в Journal of Physics G: Nuclear and Particle Physics был опубликован исчерпывающий доклад группы независимых исследователей, в числе которых один Нобелевский лауреат, посвященный безопасности БАК.' />

Накануне запуска БАК ученые вновь говорят о его безопасности

Накануне запуска БАК ученые вновь говорят о его безопасностиФизики вновь заявляют о безопасности экспериментов на Большом адронном коллайдере - самом мощном в истории ускорителе элементарных частиц, расположенном на границе Швейцарии и Франции - перед первой попыткой провести пучок протонов по всему 27-километровому кольцу ускорителя, намеченной на 10 сентября.

В докладе содержатся исчерпывающие свидетельства о полной безопасности коллайдера.

"БАК позволит нам в деталях изучить, как устроен мир вокруг нас. БАК безопасен, и любые предположения, что он может представлять риск - чистая фантазия", - заявил генеральный директор ЦЕРНа Роберт Аймар (Robert Aymar).

Черные дыры в коллайдере не появятся

Авторы доклада отмечают, что еще в 2003 году Группа по оценке безопасности БАК пришла к выводу, что эксперименты на коллайдере не будут представлять опасности и развеяла опасения, что в ускорителе могут появиться пожирающие мир черные дыры или опасные формы материи.

В новом докладе ученые проанализировали последние экспериментальные и наблюдательные данные и подтвердили вывод о безопасности коллайдера.

"БАК воспроизводит в контролируемых лабораторных условиях столкновения с энергией, меньшей, чем в атмосфере при столкновении молекул с космическими лучами, которые бомбардируют Землю миллиарды лет", - говорится в докладе.

Его авторы напоминают, что энергии, которые достигаются при столкновениях частиц с космическими телами - такими как Земля, Солнце, нейтронные звезды, значительно выше, чем энергия, которая будет достигаться в экспериментах на БАК.

"Стабильность небесных тел показывает, что такие столкновения не могут быть опасны. В частности, мы изучали возможность появления на БАК таких гипотетических объектов, таких как вакуумные пузыри, магнитные монополи, микроскопические черные дыры и страпельки (частички "странного вещества", состоящего из s-кварков), и не обнаружили связанных с ними рисков", - пишут ученые.

По их данным, любая микроскопическая черная дыра, появившаяся в коллайдере испарится прежде, чем успеет достигнуть стенок детектора.

"Если бы какие-то микроскопические черные дыры были стабильны, они возникали бы при столкновениях космических лучей с Землей и другими небесными телами. Стабильность небесных тел противоречит этому", - отмечают ученые.

"Проверка безопасности БАК показала, что он совершенно безопасен... Природа уже провела около ста тысяч экспериментальных программ, подобных эксперименту на коллайдере - а планета продолжает существовать", - сказал ведущий научный сотрудник ЦЕРНа Йос Энгелен (Jos Engelen).

Предполагается, что в первый раз пучок протонов с энергий 450 гигаэлектронвольт будет проведен по всему кольцу ускорителя 10 сентября, а официальная церемония инаугурации коллайдера состоится 21 октября. Затем планируются эксперименты с пучками протонов, которые будут сталкиваться с суммарной энергией 10 тераэлектронвольт. Зимой БАК остановят на два месяца, а весной планируется начать эксперименты на полной мощности - 14 тераэлектронвольт.

Строительство Большого адронного коллайдера, который создается под руководством CERN, началось в 2001 году. Для него использован 27-километровый подземный тоннель другого ускорителя - завершившего работу электрон-позитронного коллайдера LEP. Тоннель проложен на глубине около 100 метров на границе Швейцарии и Франции.

LHC предназначен, в частности, для получения информации о так называемом бозоне Хиггса, предсказанном английским физиком Питером Хиггсом в 1960 году. В рамках существующих представлений, эта частица отвечает за массу элементарных частиц.
5 сентября 2008