Человек имеет руку, позволяющую делать множество операций, не доступных нашим ближайшим сородичам - человекообразным обезьянам. Противопоставленный всем остальным большой палец позволяет людям хватать и удерживать небольшие предметы, с большой точностью оперировать ими, что является основой "человеческих" функций руки.' />

Найден ген, определяющий форму руки человека

Найден ген, определяющий форму руки человекаУченые нашли регуляторный участок ДНК, который определяет форму человеческой руки, отличающую ее от руки обезьян, говорится в статье, опубликованной в журнале Science группой биологов под руководством Джеймса Нунана (James Noonan) из американского Йельского университета.

Теперь ученым удалось выяснить отличия руки человека и обезьян на генетическом уровне. Отличия обнаружились в так называемой некодирующей ДНК, которая не связана с производством белков. Раньше такую ДНК называли "мусорной", но затем выяснилось, что она играет важную роль, так как может регулировать работу генов, кодирующих белки, "включая" и "выключая" их.

Всего у млекопитающих найдено около 200 тысяч некодирующих участков ДНК, причем тысяча таких последовательностей уникальна для человека.

Нунан и его коллеги изучали работу одного из таких участков, получившего название HACSN1. Они присоединили к ней другую ДНК, отвечающую за появление синей окраски, при активизации HACSN1.

Затем ученые ввели эту комбинацию ДНК в оплодотворенную яйцеклетку мыши. Через несколько дней развития эмбриона, в его передних конечностях появлялась синяя окраска - в области, где у человека находится большой, указательный и средний пальцы. Когда вместо человеческой последовательности HACSN1 ученые использовали аналогичную последовательность ДНК шимпанзе или макаки, то синий цвет проявлялся не в области пальцев, а у основания конечностей.

По словам доктора Нунана, это позволяет предположить, что HACSN1 является геном, "делающим нас людьми", говорится в сообщении на сайте журнала.

В будущем ученые собираются выяснить точный молекулярный механизм работы HACSN1, в том числе, какие именно гены регулирует эта последовательность ДНК и как она определяет местоположение пальцев.
6 сентября 2008