К типу "лагер" относится большинство сортов пива, распространенных в современном мире. В отличие от эля "лагер" получают при относительно низких температурах от пяти до 15 градусов.' />

Современное пиво было "изобретено" дважды - ученые

Современное пиво было "изобретено" дважды - ученыеСпособ получения современного пива, известного как лагер, в средние века был изобретен дважды независимыми путями, о чем свидетельствует генетический анализ дрожжей, использующихся при его производстве, говорится в статье, опубликованной американскими биологами в журнале Genome Research.

Более древним типом пива является эль, он получается при температурах от 15 до 20 градусов. Этот напиток сравнительно быстро портится без охлаждения, поэтому в средние века его производство в летнее время было запрещено, и пивовары были вынуждены заниматься своим ремеслом в холодное время года. В результате они отобрали микроорганизмы, работающие при холодных температурах, и стали производить "лагер".

"Эти древние пивовары даже не подозревали, что занимаются генетикой и селекцией. От них нам достался не только замечательный напиток, но и возможность увидеть быструю эволюцию дрожжей", - говорит один из авторов исследования доктор Гэвин Шерлок, слова которого приводятся в сообщении Медицинской школы Стэндфордского университета.

Ранее было известно, что "лагер" сбраживают дрожжи вида Saccharomyces pastorianus, который является гибридом пекарных дрожжей S.cerevisiae и другого вида - S.bayanus.

Теперь ученые выделили из различных образцов пива 17 штаммов дрожжей S.pastorianus, и провели их генетическое сравнение друг с другом. Они выяснили, что эти дрожжи можно отнести к двум разным группам.

Первая группа является действительным гибридом двух видов дрожжей - в ней находится по одному генетическому набору от обоих родителей. Во второй группе дрожжи содержат три генетических набора: один от S.bayanus и два - от S.cerevisiae. В обоих случаях часть генетического материала терялась, в основном это были гены пекарных дрожжей.

"По-видимому, в производстве пива S.cerevisiae обеспечивает вкусовые свойства напитка, а S.bayanus делает возможным сбраживание при низких температурах", - говорит доктор Шерлок.

По его словам, в двух средневековых пивоварнях, независимо друг от друга, были отобраны разные дрожжевые гибриды, которые затем распространились по всему миру. Как звали этих пивоваров и где они жили, мы точно не знаем. Ученые предполагают, что это произошло в 16 веке в Центральной Европе.

Сейчас одна группа дрожжей используется при производстве датского и чешского пива, а другая - голландского.
12 сентября 2008