"Благодаря счастливой случайности, позволившей обнаружить инфракрасное эхо вокруг остатков сверхновой звезды Кассиопея А, телескоп "Спитцер" дал астрономам уникальную возможность изучить свойства как самой отражающей материи, так и историю и природу взрыва, который породил эхо", - говорится в статье.

Взрыв сверхновой происходит, когда в ядре массивной звезды "выгорает" ядерное горючее. Давление газа больше не может противостоять гравитации, и внутренние слои "обрушиваются" вниз, что порождает мощную ударную волну, а яркость звезды мгновенно увеличивается в миллиарды раз.' />

Эхо позволило увидеть вспышку сверхновой, взорвавшейся 300 лет назад

Эхо позволило увидеть вспышку сверхновой, взорвавшейся 300 лет назадОтраженное от газопылевых облаков инфракрасное излучение позволило астрономам увидеть первую вспышку от сверхновой звезды в созвездии Кассиопеи, взорвавшейся более 300 лет назад. Результаты анализа данных, полученных с орбитального инфракрасного телескопа "Спитцер", были опубликованы в Astrophysical Journal.

Свет от взрыва сверхновой звезды в созвездии Кассиопеи, расположенной в 11 тысячах световых лет, достиг Земли еще в 1667 году, но не был никем замечен. Однако остаток сверхновой - газовое облако, которое является одним из мощнейших источников галактического радиоизлучения - напротив, очень хорошо изучен.Эхо позволило увидеть вспышку сверхновой, взорвавшейся 300 лет назадНеподалеку от этой области ученые с помощью "Спитцера" заметили несколько "горячих пятен" в межзвездном газе и пыли, температура которых варьировалась в диапазоне от -173 до -123 градусов, что значительно горячее окружающей пыли.

Авторы статьи Эли Двек (Eli Dwek) из Центра НАСА имени Годдарда и Ричард Арендт (Richard Arendt) из Университета Мэриленда определили, что эти пятна - "отблески" от вспышки сверхновой. Они доказали, что только мощное рентгеновское и ультрафиолетовое излучение, сопровождавшее взрыв, могло так нагреть зерна межзвездной пыли.

"Мы увидели первую вспышку от взрыва сверхновой", - говорит Двек, слова которого приводятся в пресс-релизе НАСА.

Авторы статьи отмечают, что яркость вспышки превышала яркость Солнца в сотни миллиардов раз, но она продолжалась лишь один день.

Эхо отразилось от пылевых облаков, расположенных на 160 световых лет дальше, чем остатки сверхновой. Это и породило 320-летнюю задержку, благодаря которой астрономы смогли увидеть отражение, которое позволило им восстановить картину взрыва.
1 октября 2008