РЕКЛАМА

Загрузка...
Всякая субкультура начинается с имени. Битники, хиппи, панки, растаманы, даже русские нигилисты прошлого века - все осознавали себя движением лишь после того, как обыватели нарекали их какой-нибудь оскорбительной кликухой. Это естественный ритуал - в Африке младенец не считается человеческим существом, пока община не даст ему имя. Самым большим прорывом хип-хопа в Царство Небесное было, конечно, возникновение музыки рэп. Началось все в 1975 году, когда все тот же Кул Херк на вечеринке в клубе 'Hevalo' подключил микрофон и начал во время брейка говорить с танцующей толпой. Это было вполне в духе ямайкской традиции разговорного рэггей (который, кстати, именно к тому моменту стал по-настоящему известен в Америке). Толпе понравилось - ди-джеи взяли практику на вооружение. Поначалу дело не шло дальше односложных покриков или скандирования какой-нибудь подбадривающей фразы. Позже в монолог стали включаться коротенькие лимирики - и наконец разгулялась нехитрая поэтическая импровизация - чаще всего по мотивам той песни, которая крутилась на вертушке. Обычно MC начитывал публике какое-нибудь четверостишье, а потом, чтобы собраться с мыслями, скандировал что-то типа:' />

Hip-hop - история\old style

Hip-hip - историяold styleВсякая субкультура начинается с имени. Битники, хиппи, панки, растаманы, даже русские нигилисты прошлого века - все осознавали себя движением лишь после того, как обыватели нарекали их какой-нибудь оскорбительной кликухой. Это естественный ритуал - в Африке младенец не считается человеческим существом, пока община не даст ему имя. Самым большим прорывом хип-хопа в Царство Небесное было, конечно, возникновение музыки рэп. Началось все в 1975 году, когда все тот же Кул Херк на вечеринке в клубе 'Hevalo' подключил микрофон и начал во время брейка говорить с танцующей толпой. Это было вполне в духе ямайкской традиции разговорного рэггей (который, кстати, именно к тому моменту стал по-настоящему известен в Америке). Толпе понравилось - ди-джеи взяли практику на вооружение. Поначалу дело не шло дальше односложных покриков или скандирования какой-нибудь подбадривающей фразы. Позже в монолог стали включаться коротенькие лимирики - и наконец разгулялась нехитрая поэтическая импровизация - чаще всего по мотивам той песни, которая крутилась на вертушке. Обычно MC начитывал публике какое-нибудь четверостишье, а потом, чтобы собраться с мыслями, скандировал что-то типа:

Yes Yes Y'all,
Yes Yes Y'all,
One Two Y'all
To The Beat Y'all!


Рэпом это тогда еще не называлось, а называлось словом 'emceeing'. Хотя слово 'рэп' и описываемая им ритуальная перебранка существовали в черном фольклоре давным давно. Рэп вообще стар как мир и в той или иной форме существует в любой традиционной культуре. В доисламском арабском мире подобный жанр процветал на ярмарках. Каждый бедуинский клан выставлял своего поэта-ритора, который начитывал импровизационную ругань ярковыражено сакрального характера. Дело обычно кончалось массовой резней. Такие же состязания, называемые 'ямб', имели место в Древней Греции на праздниках в честь Диониса и Деметры. В древнескандинавской традиции они известны как 'mannjafbr' ('тяжба мужей'), - обязательный элемент святочных игр. В одной из эддических песен, 'Песне о Харбарде', в бранном поединке сходятся боги Один и Тор. Другая песнь - 'Lokasenna' - специально посвящена такой сваре. Там хулиганский бог Локи на пиру богов нарушает ритуальный мир и начинает со всеми собачиться. В староанглийском языке было специальное слово, аналогичное 'рэпу', - 'yelp'. В древнегерманском это 'gelp', в старофранцузском - 'gab'. Михаил Бахтин в своей великой книжке о Франсуа Рабле подробно описывает этот самый 'gab' на праздничных парижских площадях. 1976 году Африка Бамбаатаа начинает делать длинные миксы и вскоре сводит свой самый знаменитый бутерброд - накладывает ломаный ритм фанка на пьесу 'Trans-Europe Express' группы Kraftwerk, лидеров немецкого электронного авангарда. В результате на свет появляется новый музыкальный стиль - 'электро-фанк' или просто 'электро' - священная музыка брейкеров, та самая, под которую юная Москва плясала в эпоху борьбы с пьянством и социализмом. В то же году году ди-джеи Grandmaster Flash и Grand Wizard Theodore одновременно изобретают скрэтч. Кроме того, Грэндмастер Флэш придумывает способ автоматически зацикливать брейки - что создает невиданные возможности для би-боев и рэперов. Последние постепенно выходят на авансцену и, спустя пару лет, становятся главными фигурами пати, неблагодарно задвинув MC на задворки

Тем же летом Грэндмастер Флэш и Кул Херк выносят вертушки в парк и открывают практику 'опэн-эйров' - танцулек на открытом воздухе. Там, под сению дерев, Флэш и его дружок Ковбой сходятся с Меле Мелом и еще тремя настоящими пацанами и при помощи драм-машины, микшера и вертушек создают первую на свете рэп-группу 'Grand Master Flash & The Furious 5'. Но с живым уличным рэпом все эти интеллигентские экзерсисы соотносилось 'как краснознаменный ансамбль - с солдатским фольклором'. В лице же 'The Furious Five' на сцену вылез сырой, канонический, народный пиздеж. Вообще история хип-хопа - уникальный пример того, как буквально за одно поколение босяцкий фольклор становится поп-мэйнстримом, дворовые скоморохи - суперзвездами, а горячая каша традиции отливается шоубизнесом в формы массовой культуры. Плохо все это или хорошо, но у черного коммьюнити происходящие перемены вызывали ощущение той самой революции. Белая Америка в лице хиппи пережила это чувство десятилетием раньше - чувство, что мир кардинально меняется с твоим участием и грандиозные превращения происходят легко, как во сне, что родился новый народ и ничто уже не будет, как раньше. Черные пальцы Грэндмастера Флэша были усыпаны золотыми перстнями - и когда он скрэтчил, би-боям казалось, что от рук сыплются искры. В эти-то моменты, я думаю, божественный огонь и снисходил...

1976 год в Бронксе. Все плясали, бомбили, сводили, все друг с другом конкурировали, всем было друг до друга дело. Покрытые тэгами поезда катались из одного района в другой, донося информацию о незнакомых художниках и связывая город в единую студию. А мемориальные граффити (писез, посвященные умершим или погибшим би-боям, музыкантам или просто членам уличных банд) как бы воссоздавали в гетто традиционную африканскую общину, мыслящую себя как соседство живых, умерших и тех, кто еще не родился. (Увы, одним из первых мучеников хип-хопа, запечатленным на поминальных фресках, стал DJ Кул Херк - в 1977 году он был зарезан на пороге клуба во время собственной вечеринки. Но скучно на небесах ему не было - с каждым годом скорбных картин становилось все больше...) MC стал новым сказочником, хип-хоп - новым мифом и культурным минимумом, определяющим бытие человека в общине. У древних греков таким же минимумом была эпиграмма - она воплощала в себе их риторический рационализм, кодировала структуру мышления. У японцев времен Басе ту же роль играла хокку. Знание их канонов было минимумом, необходимым для принадлежности к той или иной культуре, общине, полису. В Гарлеме и Бронксе эту роль играл рэп - если ты мог ответить на чужой dozens - значит ты понимал окружающих, участвовал в общей захватывающей жизни, чувствовал себя дома.

Тем временем хип-хоп менялся. В 1974 году DJ Африка Бамбаатаа, бывший в прошлом атаманом уличной банды 'Black Spades' ('черные совки', надо думать), создает полурелигиозную организацию 'Zulu Nation' (а вернее, коренным образом реформирует одноименную группировку футбольных фанатов) - и тем кладет начало идеологизации хип-хопа. Собственно, тогда же появляется и само понятие 'хип-хоп', объединяющее музыку, танец, стиль жизни и идеологию.

Задачей 'Zulu Nation' было культивирование брейка, рэпа, граффити и других 'африканских' искусств - с целью воспитания в черных парнях национальной гордости и отвлечения их от бессмысленной агрессии, преступности, и кокаина. Основываясь на личном опыте, Бамбаатаа призвал братков сублимировать агрессию в рэпе - ибо это ведет к подлинной африканской духовности. И братки прислушались - время было такое. Подобно тому, как ямайкские руд-бойз, следуя призывам Боба Марли, тысячами отращивали дрэды и бороды, обряжались в холщевые рубахи и начинали читать Библию - так и их гарлемские коллеги стали вымещать свою клокочущую энергию в яростных скрэтчах.

К концу 70-х растущая популярность расты повлияла на моду и в Нью-Йорке. Afrika Bambaataa, 'Furious Five', и другие ди-джеи тоже опустили дрэды и стали одеваться, как поехавшие на фанке зулусские воины. (Как известно, свой псевдоним Бамбаатаа занял у зулусского вождя, поднявшего в начале века восстание против белых.) Золотые цепи на би-бойских выях сменились на 'африканские' медальены светофорно-растафарианских цветов.

События развивались так. В 1979 году песня The Sugar Hill Gang 'Rapper's Delight' стала первым коммерческим рэп-хитом попавшим в Топ-40. Год спустя газета 'New York Post' впервые опубликовала фоторграфию танцующих би-боев. На радио стали появляться хип-хоп передачи, еще через год брейкеров показали по телику. В 1981 короли панка 'The Clash' наняли би-бойскую бригаду 'Futura 2000' с тем, чтобы те на каждом концерте графитили им задник, и отправилась в европейский тур - писез стали известны за океаном. Майкл Джексон исполнил на сцене знаменитую 'Лунную Дорожку' - брейкерское коленце, известное как 'glide'.

Но настоящий прорыв случился в 1983-м. На экраны один за другим вышли четыре хитовых фильма о би-боях: 'Wild Style', 'Style Wars', 'Beatstreet' и 'Graffiti Rock'. Во всех них с нескрываемым удовольствием играли, крутили брейк, рисовали и пели наши старые знакомые - 'Rock Steady Crew', 'Furious Five', Африка Бамбаатаа и множество другого веселого, дурашливого народу. Малькольм Макларен занялся раскруткой брейкерских бригад и выпустил первый хип-хоп клип 'Buffalo Gals' - с теми же 'Rock Steady Crew' в главных ролях. Затем он снял три документальных видеофильма с основными брейкерскими па и пустил в продажу. Пару лет спустя кто-то привез их в Совок - и началось...

В 1984 году балетный театр Сан-Франциско открывает сезон гала-концертом сорока шести брейкеров, сотня би-боев выступает на закрытии лос-анжелесской олимпиады. По стране катит первый коммерческий хип-хоп тур. В Лос-Анжелесе открывается легендарное радио KDAY, вещающее чистый хип-хоп. 'Rock Steady Crew' организуют театральную компанию 'Ghettoriginal', организующую брейк-гастроли по всему миру.

В 1986 году 'Run DMC' делают свою версию аэросмитовской песни 'Walk This Way' и выносят хип-хоп на вершину чартов. Альбом 'Raising Hell' продается миллионами копий, журнал 'Rolling Stone' помещает рожи 'Run DMC' на обложку. Короче, слава.

Вскоре на стадионе в Филадельфии перед 20 тысячами восторженных негров 'Run DMC' исполняют хит 'My Adidas', скидывают свои кроссовки и швыряют в толпу. Процесс снимается телевидением. Ушлые рэперы переписывают кассетку и посылают в Германию - чтобы фирмачи порадовались. 'Adidas', конечно, выпускает по этому поводу три новых модели. Миллионы родителей по всему миру (в том числе и мои) мучаются от детских истерик и пытаются понять, чем же эти кроссовки лучше остальных. 'KRS One' делают рекламные джинглы для 'Nike' и 'Sprite'. Хип-хоп стремительно превращается в коммерческую игру...

Но главное не это. Чем лучше шли рэперские дела в шоубизнесе, чем прочнее становилось положение во всемирной массовой культуре, тем хуже все обстояло в родном гетто. Культурная общность разваливалась, молодежь наизусть знала тексты кумиров, но собственные dozens читать перестала. Брейкерские бригады если за что и конкурировали - так только за благосклонность клипмейкеров. Даже старые MC все реже устраивали привычные их сердцу 'battles'. В 1987 Mele Mel и 'KRS One' по старой памяти устроили уличную 'битву' на задворках Латинского Квартала (нью-йоркского, естественно); на кону было сто баксов. Кто победил, неизвестно, но событие уже воспринималось как что-то диковинное. К началу 90-х 'battles' прекратились вовсе. Невидимая общинная паутина отмирала, заменяясь на вертикальные ниточки эм-ти-вишных кукловодов.

Гневная риторика 'Public Enemy' была тут бессильна - клеймя белый капитализм, они уже сами стали рядовым поп-феноменом... Будущее, как всегда, явилось с самой неожиданной помойки. В 1988 году молодая группа 'N.W.A' из лос-анжелесского гетто Комптон выпустила свой первый релиз 'Straight outta Compton', продала его за 'золото' - и без разговоров решила вопрос о судьбе хип-хопа. Началась история гангста-рэпа. ' N.W.A. ' расшифровывалось как 'Niggas Wit' Attitude' - что-то типа 'Нигеры Без Позы'. Выглядели парни стремно и рэперов не напоминали - никакого 'адидаса', африканских висюлек и партизанского шика - ничего, что указывало бы на принадлежность к уважаемой касте хип-хоп артистов. 'Нигеры' были одеты, как самая галимая провинциальная урла - мешковатые штаны, толстовки, серебристо-черные цвета местных футбольных фанатов 'L.A.Raiders' и немодными завитушками на головах (злые журналюги даже прозвали группу 'Niggers With Activator' - 'нигеры с химией'). В общем, малиновый пиджак, пыжиковая шапка и спартаковский шарф вокруг шеи... Имидж полностью соответствовал названию, которое, кстати, и само било наповал: до тех пор нигерами себя никто не называл. Белого бы за такое слово на месте прибили. Единственными, кто его в рамках самоиронии употреблял, были черные бандиты. К блатному дискурсу 'N.W.A.' и апеллировали. Тексты крутились вокруг девок, кокаина и 'drive-by shooting' (любимого приема заказных убийц, при котором машина киллера останавливается на светофоре рядом с машиной жертвы). В общем - стопроцентный блатняк. Только, в отличие от нашего, - без сентиментальных соплей, с максимумом натурализма, матерщины и высоким художественным уровнем. (Кое где в России еще встречается такой уголовный фольклор без эвфемизмов - очень брутальный и трудновыносимый.)

Звездам старого хип-хопа все это было очень поперек. Их раздражал примитивный стиль начитки, однообразие тем, попсоватая мелодичность. Тут не было флигранной культуры signifying, а было что-то чуждое и непонятное. На невиданный успех западных братьев они глядели с завистью и презрением.

Но главное там было, конечно, не в прикидах и не в начитке. Гангста подрывала систему фундаментальных условностей, на которых зиждилась 'old school'. До сих пор все так или иначе исповедовали позитивистскую идеологию Бамбааты: мол, мы за добро, любовь и справедливость, культивируем подлинно гуманные черные ценности, лучше танец, чем драка, и т.д. Даже если 'Public Enemy' призывали к бунту, - так опять же за правое дело... А 'Нигерам' на все это было накласть, они демострировали фирменный бандитский имморализм.

Правда, отчасти жестокие картины гетто в песнях 'N.W.A.' напоминали социальную лирику 'Furious Five' или 'Public Enemy'. Но сходство было поверхностным: 'гангстеры' всем видом показывали, что они - настоящие, без кавычек. Лидер 'Нигеров' Eazy-E (впоследствии умерший от СПИДа), Тупак Шакур и прочие молодые звезды спокойно признавались, что прирабатывают драг-дилерством (ровно в год рождения гангсты лос-анжелесские гетто наводнились прекрасным убийственным крэком).

Африка Бамбаатаа тоже мог бы порассказать про разбойное прошлое, но он говорил бы как раскаявшийся грешник. А новое поколение констатировало свою причастность к той или иной банде как нечто само собой разумеющееся. Оно пело про кокаин и насилие, но вовсе не собиралось их осуждать и пафосно изрекать 'доколе?!'. Их лирика подкупала не изяществом, не экстазом, а экзистенциальной подлинностью.

В 1990 году 'N.W.A.' не поделили каких-то бабок и развалились, выпустив на волю трех гангста-звезд - Eazy-E, Dr.Dre и Ice Cube (Продюсером группы был DJ Yella). Пару лет спустя Доктор Дри вместе с отпетым бандитом Мэйрионом 'Suge' Найтом организуют главный гангста-лэйбл 'Death Row Records', который станет взлетной полосой для Снупа и Шакура. В первый же год существования 'Death Row' заработал 60 миллионов долларов, дальше - больше. В 1996-ом статистики подсчитали, что индустрия гангста-рэпа имеет уже миллиардный (!) годичный оборот.

Олд-скул слушали в основном жители гетто - во всяком случае, в его золотые времена. Старый рэп был внутренней функциональной музыкой черной общины - и оторвавшись от этой почвы, он тут же растерял всю энергию. Веселый парень в трениках - это был не тот образ Себя, который негр хотел показать Другому. Гангста родилась как имидж. Это не было показухой - во всяком случае, не большей показухой, чем любое искусство. В сущности, это был тот же самый ритуал - священная игра, участники которой понимают всю ее условность, но играют всерьез, живут и умирают по-настоящему - чувствуя, что Господь тоже играет в эту игру и именно в ней высшая реальность и адекватность.

Основным потребителем гангсты была не просто белая молодежь, а белая молодежь из пригородов - коренной WASP, никогда не бывавший в гетто, завороженно слушал о 'drive-bys' - так же, как смотрят подпольное видео, показывающее реальные убийства. Не то чтобы черные музыканты демонстративно умирали и насиловали перед телекамерами, но такой их стиль жизни имел смысл только в контексте жизненного стиля всей остальной Америки. Предсмертный альбом Тупака Шакура, проданный в трех миллионах копий, назывался 'All Eyez on Me' - 'Все Взоры на Меня'. И это было не бахвальством, а ритуальным нагнетанием ритма.

Тем временем неприязнь между Восточным и Западным Берегом и правда нарастала, пока не вылилась в скандальную войну субкультурных группировок - 'East Coast/West Coast war' - чреду взаимных опусканий в песнях и интервью, достигшую кульминации в 1996 году после альбома Айс Кьюба 'Bow Down'. За два года до того Тупак Шакур был тяжело ранен пятью выстрелами нью-йоркских бандитов, позарившихся на его тяжелые голды. Тупак обвинил в нападении местную рэп-звезду Бигги Смола (Notorious B.I.G.) - и затем основательно проехался по нему не в одной песне, например в 2 of Amerikaz most wanted, Hit 'em up, и т.д. (Выяснять отношения в жанре 'battle' уже никому не приходило в голову - читать dozens большинство рэп-звезд давно разучилось.)

7 сентября 1996 года в Лас-Вегасе Тупак вместе с Мэйрионом Найтом возвращались с боксерского матча (смотрели на своего кореша Майка Тайсона); даже в этот последний день, прямо на пороге зала Тупак успел подраться с двумя какими-то нигерами; потом они с Найтом сели в машину и поехали в клуб 662, где у них было запланированно выступление; на светофоре к ним подкатил белый кадиллак, опустил стекла и расстрелял из автоматов. Через неделю Тупак скончался. Спустя полгода после убийства Шакура точно такой же смертью погиб Бигги Смол... Жертва была принесена, обряд завершался. Война Запада и Востока потухла. Белые подростки, нутром понимающие смысл этого ритуала, стали нарасхват покупать посмертные записи ('The 7 day theory' Шакура и 'Live after Death' Ноториуса) - со своей строны жертвуя папиным долларом. Это сильно напоминало африканскую традицию давать усопшим деньги на дорогу. 'Have a party at my funeral!' - 'Попляшите у меня на похоронах!' - пел Тупак. Пляски, разумеется, устроили, но костер гангста-рэпа уже догорал.
2
1408
8 октября 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
по Вашей просьбе  *2Pac* (Тупак Амару Шакур)по Вашей просьбе *2Pac* (Тупак Амару Шакур)

2Pac (Тупак Амару Шакур) каким он был?...

Тупак признан самым переоцененным артистомТупак признан самым переоцененным артистом

Покойного рэпера Тупака Шакура, который является иконой хип-хопа, признали самым переоцененным артистом в истории музыки. Список, который возглав...

Определено 10 лучших hip-hop треков мираОпределено 10 лучших hip-hop треков мира

Чарт составляли зрители муз-канала VH1. Лидирующую позицию заняла тема \"Fight the Power\" группы из США Public Enemy. Впервые трек был записан в 198...

Наивные песни (история группы НАИВ)Наивные песни (история группы НАИВ)

Группа НАИВ была организованна в 1988 году служащими советской армии – Александром Ивановым, Максом Кочетковым, а также неизвестным героем по имени Ба...

Загрузка...
Комментарии

страх
6 декабря 2008 02:21
ндя...ну и развели тут бред....А статья супер...Заодно на социологию кое что пометила..=)))Спасибо автору..

Tugcrereled
22 июня 2011 14:28
Когда вы решитесь торрент скачать бесплатно , попробуйте быть готовым к приятным
проблемам, начиная от пойманного вируса и заказнчивая
настырным стуком в вашу дверь от милицейского патруля, который имеет ордер, чтобы конфискавать
ваш компьютер и просканировать его на наличие взломанных программных копий.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Пятница, 28 Апреля
USD 1.8740
EUR 2.0414
RUB 0.0329
SabakaZ 3 минут назад Наибольшее негодованiе вызвала мамзель съ четвертой фотокарточки. Съ такимъ наборомъ объектовъ поклоненiя какъ на заднемъ плане въ голове нужно иметь даже не сквознякъ, а лошадиные газы.
Высечь, сослать въ Чебоксары на картофельную плантацiю.

А холопы съ 23 фотокарточки, какъ я разумею, втроемъ обоюдно будутъ писаннымъ на телесах маятся? Сами себе написали, кабы не забыть ненарокомъ?
западная ведьма 7 минут назад SabakaZ,
нет,ты не прав,димон,кисилев и путин мне еще больше не нравятся. на чысто интуитивном уровне ощущение,что навальный каката темная лошадка. хотелось бы альтернативы.
фильм этот досмотрела до момента,как он доказывал,что кроссовки именно Медведева))
Mab 13 минут назад
Цитата: dembelvdv
от чего ты взял что они лесбиянки?

А от чего ты взял что нет?
Если бы в таких позах фоткались мужики то ты бы один из первых кричал что они педики.
SabakaZ 16 минут назад
Цитата: западная ведьма
ай,чет не нравится мне этот Навальный..
Не удивленъ. Про товарища Киселева речи не веду, ибо пошлое и глупое деянiе, батраковъ дурныхъ достойное, когда нечего ответить. Но у васъ тамъ и безъ оного малохольного хватаетъ источниковъ, непрестанно напоминающихъ вамъ, что господинъ Навальный вамъ (же) категорически всяко не по нраву.
Mab 18 минут назад
Цитата: bagom
Я Лидскому не прощу замену вкуснейшего Бархатного на гавно-Аксамитное!

А что, есть разница кроме белорусской этикетки?
SabakaZ 23 минут назад
Серьезная беспроводная мышь
Сiе есть оксюморонъ. Или, какъ говоритъ есаулъ Небаба "Поебота сраная, обгадить и выкинуть".
Но холопы, охочiе до "игровыхъ" переносныхъ ЭВМ типа "Ноутбукъ" всенепременно оценятъ диковину эту.
западная ведьма 23 минут назад
Цитата: Himley1
Не сдала бы - кто будет снимать жилье в гнилом изговн.ном бараке

ну ети может,таджики там всякие..SabakaZ,
ай,чет не нравится мне этот Навальный..
Himley1 24 минут назад На 20 - "Во время прокладки пешеходной дорожки ни одно дерево не пострадало"
Новости от партнеров